Гайд по прохождению квеста "потоп" оим. Mount and Blade Огнём и мечом Трилогия сенкевича огнем и мечом

Подробности Создано: 02 марта 2010

Ev_Reshif, один из первых игроков Mount & Blade Огнём и Мечом , активный участник сичевого комьюнити, делится опытом по прохождению заданий начального этапа игры

Итак, главный герой (ГГ) выходит в огромный, живущий своей собственной жизнью, полный опасностей и приключений мир Mount & Blade Огнём и Мечом. Первый встреченный ГГ персонаж – шевалье Жак де Клермон – личность довольно интересная и незаурядная. От разговора с французаом отказываться не стоит: во-первых ГГ узнает много всяких интересностей о ситуации в Восточной Европе, во-вторых Клермон может дать несколько полезных советов с чего, собственно, начинать, ну и в-третьих – можно поупражняться в стрельбе из огнестрельного оружия и попробовать себя в ближнем бою с опытным бойцом.

После разговора с шевалье появляется первое задание – поговорить со старостой близлежащей деревни Замошье. Заходим в село, ищем старосту – ничего не делающий чел на горе слева. У этого старосты можно взять аж целых три задания, а можно и отказаться или выбрать, к примеру, одно какое-нибудь. Советую выполнить все, так как рассчитаны они именно на то, чтобы постепенно ввести ГГ в мир ОиМ.

Итак первое задание старосты: уничтожить отряд разбойников, не дающих житья мирным крестьянам. В ближайшем лесу ищем разбойников – они будут выделены особым синим цветом. Небольшая драка с разбойниками – есть хорошая возможность поупражняться в верховой стрельбе, помахать верной шашкой, и вообще почувствовать себя М&B (Верхом и с Клинком), ну и конечно собрать какие-никакие, а трофеи все-таки. ГГ возвращается к старосте и получает заслуженную награду – че-то из пайки (но на первое время сойдет и это).

Следующая просьба старосты – убедить Смоленского воеводу снизить подати с бедных крестьян. ГГ отправляется в Смоленск. Здесь начинающим игрокам я бы посоветовал заглянуть в кабак, потрындеть с посетителями, прогуляться по городским улицам, посетить рыночную площадь – увидите и узнаете много интересного. Итак ГГ встречается с воеводой дабы тот не обижал непосильными налогами крестьян Замошья. В принципе теоретически, есть три способа сделать это: 1. просто убедить – но получится вряд ли, ибо известность у ГГ еще практически на нуле, а кидать скилы в навык убеждения при создании персонажа – кагбэ глупо, куда важнее «боевые» навыки; 2. прокачать с ним отношения путем выполнения мелких поручений – доставить письмо, наказать разбойника-супостата, вернуть сбежавших крестьян и т.п.; и третий вариант – тупо заплатить воеводе из своего кармана, стоит это сомнительное удовольствие 200 денег. В начале игры это довольно большая сумма, но благо в инвентаре у ГГ есть кое-какие товары, которые можно продать. Опять-таки возвращаемся в Замошье – получаем от старосты немного денег и товаров.

И третий квест сельского старосты – купить и привезти в деревню три мешка соли. На первый взгляд все просто, ан нет – стоит мешок соли "рублей" наверно 350, да и найти соль сложновато будет. Задание предназначено на обучение игрока навыкам торговли. В общем придется чуть-чуть побегать, совет – лучше бегать по деревням, там товаров хоть и меньше чем в городах, но они, как правило, дешевле. Впоследствии на торговле, если кому не лень, можно будет зашибать нормальные барыши. Возвращаемся к старосте – получаем 900 деньгов.

Еще один совет, который играя в ОиМ надо помнить всегда – все задания, диалоги, информацию, сообщения, письма и т.д. надо внимательно читать и запоминать, потому, что, как грицца, М&В ОиМ не любит когда это дело пролистывают по диагонали, тем более что непосредственно в теле квеста информация, полученная при диалоге, отображается не вся и не всегда. В этом мире надо жить.

Теперь советы по начальным квестам Mount & Blade Огнём и Мечом, так называемым «особым заданиям», которые по просьбе ГГ могут выдавать лорды. В принципе, это еще НЕ сюжетные линейки, но позволяют уже в самом начале игры определить для себя, какая из фракций вам более близка. «Особые задания» - это несколько мини-сюжетов, где ГГ нужно будет сделать определенный выбор, в результате которого отношения с одним государством улучшатся, но с другим – резко уйдут в минус; почти в каждом мини-сюжете ГГ получает на руки большой куш, появляется соблазн и возможность прикарманить чужие денежки, но конечно нажив себе при этом врагов. В общем геймерам, которые планируют играть во фриплей за определенную фракцию или проходить конкретную сюжетную линейку, нужно быть осторожными и внимательными при выполнении особых заданий.

1. ГГ встречает запорожского полковника Золотаренко , который выдаст задание доставить в город Сичь атаману Гомону пленного татарина и в помощь даже даст пару запорожских пехотинцев. Пленник, есессно, пытается убедить ГГ в том, что подлые казаки обманут, покажет даже письмо-компромат. Можно засунуть ему шмат сала в рот и доставить Гомону – тогда отношения с Войском Запорожским поднимутся. А можно отпустить татарина за деньги или отвезти в Перекоп, в последнем случае улучшатся отношения с Крымским Ханством.

2. Квест «Семь самураев» . Первый попавшийся крымский лорд попросит ГГ защитить от разбойников село Сиваш, для чего в отряде должно быть как минимум 6 бойцов. Отправляемся в Сиваш, трындим со старостой. Когда появляются разбойники ГГ разговаривает с их предводителем, и оказывается, что это запорожские казаки-фуражиры. Если ГГ решает с ними сразиться, то вырастут отношения с Ханством и счастливые крестьяне поделятся нехитрыми пожитками. А можно не мешать казакам, тогда ГГ потеряет -1 чести за невыполненный квест, но отношения с Запорожцами неплохо поднимутся.

3. «Тайный схрон в Дунаевцах» - задание выдает любой Запорожский лорд. Нужно в деревне забрать казну и доставить Богдану Хмельницкому, для этого надо назвать старосте деревни пароль – боевой клич донских казаков. ГГ спрашивает о боевом кличе у запорожцев, но пароль оказывается неверным. Тут можно немножко подумать и вспомнить чуток истории, а можно проще – тупо спрашиваем у лордов каждой фракции. В результате в руки ГГ попадет деньжищ для начала игры ну просто немеряно. Если казну Войска Запорожского зажать себе – то Хмельницкий станет заклятым врагом ГГ. Если же квест выполнить, то отношения с Запорожским Войском, лично с Богданом и с парой-тройкой казацких полковников значительно поднимутся.

4." Неуловимый обоз" . Совет: для выполнения этого квеста будет полезен в отряде Федот (где его найти можно узнать у путников в кабаках за 30 денег). Задание выдает первый встреченный лорд Московского Царства. Нужно с письмом отправиться в Москву к городскому главе, получить товары и отвезти их в Черкасск атаману Васильеву. ГГ так и поступает, хотя можно и послать главу вместе с атаманом и продать все это дело. В Черкасске Наум Васильев недоволен гражданскими товарами – он ждал из Москвы оружия. Поэтому дает ГГ двух бойцов и приказывает разграбить караван Речи Посполитой с оружием. Выходит этот обоз из Кракова и нужно его перехватить до того, как караван дойдет до Бахчисарая. Вот тут настоятельно советую сохраниться. Можно быть хитрым и ждать обоз у Перекопа – типа куда ж он денется. Но караван проходит по просто нашпигованному всякими бандитами маршруту, и кагбэ ну очень большая вероятность, что до Перекопа не дойдет. Лично я сразу из Черкасска скакал ни на что не отвлекаясь и ждал обоз, нарезая круги за Казыкерманном. Грабим караван – возвращаемся за наградой к Науму Васильеву, после этого падают отношения немного с Крымом и ощутимо с Польшей.

5. Один из встреченных лордов просит ГГ доставить правителю его государства коня. Приняв поручение на ГГ по дороге нападет довольно сильный отряд разбойников. Можно отдать им королевского коня и уйти подобру-поздорову, а можно сразиться. Если ГГ доставит коня, то отношения с фракцией улучшатся, если же задание будет провалено – то отношения уйдут в минус.

6. Задание «Вербовка Клермона» . Выдает первый попавшийся лорд Швеции. Нужно завербовать француза на службу к шведскому королю. Кажется все просто – шевалье все время ошивается возле Смоленска, но не тут-то было: еще попробуй найди его! Подсказка лорда «Путешествуй по городам», как то не воодушевляет, но сроку на квест аж целых 14 дней. Скажу только, что Жак де Клермон находится недалеко от шведских владений. Еще чтобы француз пошел за ГГ нужен отряд не менее 10 воинов. ГГ встречается с Карлом Густавом и получает обещанную награду.

7. Первый встречный лорд Речи Посполитой предлагает для устрашения Запорожцев сжечь и разграбить село Маслов Брод. ГГ начинает разорение, староста просит сжалится над бедными крестьянами. Если не делать сие аморальное злодеяние, то лично Богдан Хмельницкий будет очень признателен.

8. Когда отношения с Московским Царством будут 5+ , разговариваем все с тем же шевалье Клермоном, который даст ГГ рекомендательное письмо к Трубецкому. Трубецкой выдаст задание разорить три села Речи Посполитой. Лично я не люблю такие квесты, ну да ладно, отбросим все сомнения и вперед – на деревни! Только опять-таки не все так просто: крестьяне почему-то не хотят чтоб их хаты спалили а скотину вырезали. И в каждом селе ГГ ждет довольно приличный (по меркам начала игры), отряд из косинеров, половина из которых очень даже неплохо стреляет из самопалов. Ну что же, сёла горят, задание выполнено. С Московским Царством отношения увеличиваются, Трубецкой дает ГГ награду, но отношения с Речью Посполитой и конкретно с владельцами разоренных деревень уходят в минус.

Напоминаем, что вопросы по прохождению Mount & Blade Огнём и Мечом вы можете задать на нашем форуме!

Генрик Сенкевич — польский классик Российской империи, Нобелевский лауреат, один из ярких представителей идеологии сарматизма, отпрыск исламского кавалерийского рода крымского происхождения.
Генрик Сенкевич (польск. Henryk Sienkiewicz, полное имя Хенрик Адам Александер Пиус Сенкевич (польск. Henryk Adam Aleksander Pius Sienkiewicz )
Фильмы по романам Генрика Сенкевича режиссер Ежи Гофман снимает в разных странах, в том числе и в Крыму, поэтому мы решили собрать как можно больше интересного о романах Генрика Сенкевича, прототипах его героев и о местах киносъемок.
Для начала — видеоролики из фильмов по романам Генрика Сенкевича.

Огнем и мечом Ogniem i mieczem Mount & Blade (музыкальный клип с использованием кадров из фильма)

О Генрике Сенкевиче коротко

Не слишком знатный по происхождению, хотя и вполне «шляхетный пан», а с точки зрения финансовых возможностей в начале биографии – откровенный бедняк, Сенкевич вступил в литературу, когда ему перевалило за тридцать. До того он прошёл образцовую школу журналистики – пропутешествовал два года по Америке, которую подробнейше и критично описал в цикле очерков.

Заокеанский образ жизни показался католику-славянину абсолютно неприемлемым, хотя и идеально приспособленным для людей с ориентацией только на деньги.

«Полячишек-бунтовщиков» официальные российские власти крепко прижимали – даже преподавание в Варшавском университете после восстания 1863–1864 гг. предписано было вести на русском языке. Однако писать на родном языке польским литераторам запретить никто не мог.

Получив благословение Юзефа Игнацы Крашевского на свои ранние опыты, Сенкевич круто взялся за большие полотна. Успех пришёл почти сразу. Патриотическая историческая трилогия (романы «Потоп», «Огнём и мечом», «Пан Володыёвский») автором была размещена в историческом пространстве очень верно. В одном романе – речь о борьбе со Швецией, в другом – о борьбе с украинским казачеством, в третьем – с турецкими захватчиками. Борьба с Россией благоразумно была обойдена. В «Крестоносцах» речь опять-таки шла о борьбе – на этот раз с Тевтонским орденом.

«Без догмата» и «Камо грядеши» русская читающая публика приняла с восторгом: исторические романы о Древнем Риме русским авторам не удавались никогда, антиинтеллигентскую прозу в России начали особо ценить после банкротства народнического движения. «Без догмата» был в числе книг, получивших хвалебные отзывы от Толстого и Чехова.

Нобелевская премия 1905 года, доставшаяся Сенкевичу, бросила отблеск славы и на Россию: всё-таки лауреат был с «подведомственной территории».

Камо грядеши Quo Vadis (видео-трейлер)

Биография Генрика Сенкевича
Происходит из обедневшей шляхты. Отец писателя происходил из татар, поселившихся на территории Великого княжества Литовского во время правления Витовта. Только в XVIII веке они перешли из ислама в католичество. Мать была из белорусской шляхетской семьи. Окончил гимназию в Варшаве и в 1866-1870 учился на медицинском и историко-филологическом факультетах в Главной школе (с 1869 Варшавский университет). В печати дебютировал студентом в еженедельнике «Пшеглёнд Тыгоднёвы» („Przegląd Tygodniowy“, 1869). С 1873 постоянный фельетонист «Газеты польской» („Gazeta Polska“). С 1874 заведовал литературным отделом еженедельника «Нива» („Niwa“), позднее с 1882 редактор консервативной газеты «Слово» („Słowo“).

В 1881 женился на Марии Шеткевич, скончавшейся от туберкулёза в 1885 (осталось двое детей). В 1888 анонимный поклонник предоставил ему 15 тысяч рублей, на которые Сенкевич создал фонд имени своей покойной жены, выплачивавший стипендии больным туберкулёзом деятелям культуры (стипендиями фонда пользовались, в частности, Мария Конопницкая, Станислав Выспянский, Казимеж Тетмайер). Второй брак с Марией Володкович из Одессы (1893) закончился разводом по инициативе жены (1895). В 1904 женился на Марии Бабской.

Посетив США (1876-1879), опубликовал «Письма из путешествия» (1876-1878). По возвращении в Европу некоторое время жил в Париже, в 1879 был во Львове, затем побывал в Венеции и Риме. С тех пор много путешествовал, многократно меняя место жительства (Австрия, Англия, Италия, Литва, Франция, Швейцария, в 1886 - Румыния, Болгария, Турция, Греция, в 1891 - Египет и Занзибар, и проч.). В 1900 в связи с 25-летием литературной деятельности Сенкевичу было подарено имение Обленогорек в гмине Стравчин в Келецком повяте, приобретённое на собранные общественностью средства (впоследствии музей писателя).

С началом Первой мировой войны выехал в Швейцарию. Возглавил Комитет помощи жертвам войны в Польше. После смерти в Веве прах первоначально был захоронен в местном католическом храме, в 1924 перенесён в Варшаву и погребён в крипте кафедрального собора Св. Яна.

Творчество
В ранних повестях и рассказах изобразил угасание патриархального быта («Старый слуга», 1875; «Ганя», 1876), судьбы крестьянства («Наброски углём», 1877, «Янко-музыкант», 1879, и др.).

Автор исторической трилогии «Огнём и мечом » (1883-1884), «Потоп » (1884-1886), «Пан Володыёвский » (1887-1888). В первом романе идеализируется борьба шляхетской Речи Посполитой с Украиной времён Богдана Хмельницкого. Во второй части трилогии воссоздаётся картина освободительной войны поляков со шведской интервенцией 1655-1656. В третьем романе поэтизируются ратные подвиги польских рыцарей в период турецкого нашествия (1672-1673).

  • — инженер Боплан одна из самых колоритных фигур фильма «Пан Володыевский»

В психологическом романе «Без догмата» (1889-1890) изображён тип декадента-аристократа. В романе «Семья Поланецких» (1893-1894) с идеализацией дельца из шляхты контрастирует сатирическое изображение светского общества. В романе-эпопее «Quo vadis » (в некоторых русских переводах «Камо грядеши », 1894-1896) изображается борьба ранних христиан против деспотизма Нерона. Борьбе поляков и литовцев с Тевтонским орденом в конце XIV - начале XV веков посвящён исторический роман «Крестоносцы » (1897-1900).

Роман «Омут» (1909-1910) касается революции 1905-1907.

В 1910-1911 написал приключенческую повесть для детей «В пустыне и джунглях». Роман об участии поляков в наполеоновских войнах «Легионы» (1913-1914) остался незаконченным.

Значение
При жизни стал одним из самых известных и популярных польских писателей в Польше и за рубежом. После трилогии «Огнём и мечом», «Потоп», «Пан Володыёвский» стал польским писателем с самыми высокими заработками (за право издания трилогии в течение 20 лет получил от издателя 70 тыс. рублей). Творчество сыграло большую роль в истории польской культуры и получило всемирное признание (Нобелевская премия по литературе, 1905, «за выдающиеся заслуги в области эпоса »). Роман «Quo vadis» переведён более чем на сорок языков. Роман «Без догмата» (1889-1890) высоко ценили Л. Н. Толстой, Н. С. Лесков, А. П. Чехов, Максим Горький и другие русские писатели. Большинство романов Сенкевича экранизировано. Самые известные экранизации: «Quo vadis» (1951, США), «Огнём и мечом» (1999, Польша), «Quo vadis» (2001, Польша).

САБЛЯ ПАНА ВОЛОДЫЕВСКОГО

Вот уже много лет ежегодно в Варшаве встречаются сильнейшие саблисты мира. Они приезжают сюда на традиционные соревнования, чтобы вступить в бой за почетную награду «Саблю Володыевского». Того самого Володыевского, храбреца и отчаянного рубаки, что изображен в трилогии Генрика Сенкевича. Герой этот порожден фантазией писателя. Откуда же в таком случае взялась эта сабля? Может быть, маленький рыцарь, как любовно называет Г. Сенкевич своего героя, существовал на самом деле? И его сабля сохранилась до наших дней?

В основе трилогии Г. Сенкевича, состоящей из трех романов - «Огнем и мечом», «Потоп» и «Пан Володыевский», лежат, как известно, действительные исторические события. Немало выведено на страницах этих романов и вполне реальных героев. Среди них не только широко известные исторические личности, но и такой персонаж, как Скшетуский, имевший живого прототипа. Не менее достоверны и другие действующие лица - знаменитый казацкий атаман Иван Богун, или, скажем, выдающийся военачальник Стефан Чарнецкий, именем которого был назван первый польский партизанский отряд, организованный в мае 1942 года, а сейчас - одно из старейших военных училищ. Можно говорить о подлинности даже таких второстепенных персонажей, как Зося Боская, ведьма Горпына, Гасслинг-Кетлинг, прообразом которого послужил артиллерийский майор шотландец Гейкинг.

Насколько достоверен в таком случае командир польских драгун полковник Володыевский? Красный мундир его мелькает на всех страницах трилогии. Володыевский неизменный участник почти всех приключений, которые происходят с героями Сенкевича. В последнем романе его образ обрисован особенно ярко.

Володыевский - благородный и справедливый воин. И хотя это был непобедимый боец на саблях, блестящий фехтовальщик - виртуоз, славившийся, как говорит Сенкевич, по всей Речи Посполитой, он никогда понапрасну не употреблял свое грозное оружие, никогда без надобности не пускал его в дело. Таким, как свидетельствуют старинные документы, был и тот, кто послужил прототипом героя повествования, - подлинный пан Володыевский, опытный воин, неодолимый в бою, проведший большую часть жизни в сражениях. Сведения об этом смелом солдате писатель мог почерпнуть в документах того времени, семейных хрониках и фамильных бумагах. Например, у родственника Володыевского латычевского стольника Станислава Маковецкого в его «Отчете о падении Каменца и последних действиях Ежи Володыевского» (в отличие от книжного героя, которого зовут Михал, подлинного звали - Ежи).

Володыевские принадлежали к старинному, но незнатному роду. Бывало так, что, когда кто-нибудь из них попадал в плен к туркам и требовался выкуп, семья с великим трудом наскребала необходимую сумму. И если для кого-то война служила средством обогащения, то им она нередко несла новые заботы и хлопоты. Спасение от бедности гордые шляхтичи находили в старом, хорошо испытанном способе - женитьба на богатой вдове обычно не первой молодости и красоты.

Ежи Володыевский, сорокадвухлетний холостяк, обрел свою спасительницу в лице дочери соседа пана Езерковского. Кристина, так звали благодетельницу гордого, но бедного Володыевского, успела похоронить уже трех мужей. И в этот раз после очередного срока траура благополучно сочеталась браком с воинственным соседом.

А как же романтическая любовь немолодого полковника, так лирически описанная Сенкевичем? Писатель как бы сжалился над своим героем и не дал ему в спутницы жизни женщину черствую и холодную. Бася Езерковская, милая, смелая, прозванная в книге «казачком», за исключением фамилии - персонаж, порожденный фантазией Сенкевича. Подлинная Володыевская была женщиной расчетливой, корыстной и, как показали события, не очень преданной своему супругу. Тем не менее Володыевский после женитьбы достиг желанной цели: стал благодаря приданому жены, а отчасти и военным «трофеям» вполне обеспеченным человеком.

Множилось богатство, но еще быстрее росла его слава. И когда Володыевский (к тому времени он был в состоянии обзавестись собственным отрядом наемников) получил звание ротмистра в Каменце, жители городка встретили его с великой радостью. Это был опытный военачальник, а, кроме того, в отличие от других вельможных панов был лишен спеси: его отношения с горожанами были простыми и сердечными.

Времена в ту пору были неспокойные. Воевали, как говорится, на все четыре стороны, часто одновременно против турок, татар, казаков, шведов, русских. Однажды гонец доставил известие о том, что войска султана снова идут войной на польские земли. В Каменце - важной крепости на пути турок - и разыгрались те драматические события, которые, по словам современного польского историка М. Космана, довольно точно и в согласии с исторической правдой описаны Сенкевичем.

Когда неприятельские войска подошли к городу, в костеле начался молебен. Защитники поклялись сражаться до последней возможности. Но ничто, даже клятва, не могло помочь храбрецам. Многочисленные турецкие пушки наносили огромные потери осажденным. Число убитых и раненых росло с каждым часом.

В крепости было много женщин, среди них мать и сестра Володыевского, жена брата и сестра его супруги. И только ее одной не оказалось в этот трудный час с ним рядом. Еще накануне она благополучно покинула крепость, предпочитая бегство и позор славе преданной жены, готовой разделить с мужем опасность.

Володыевский успевал всюду: его видели среди артиллеристов, на валу, у стены. В гуще боя его всегда можно было узнать по сабле. Там, где клинок чаще других мелькал над головами дерущихся, там и был пан Володыевский. Его сабля творила чудеса, враги опасались приближаться к отчаянному воину. И чем меньше оставалось в живых его друзей, тем яростнее он бился. О сражении, как свидетельствует очевидец, он забывал только на миг, чтобы попрощаться со смертельно раненным другом: опускался на колено и жал руку умирающего героя. И снова бросался в бой, чтобы сражаться еще ожесточеннее. «И если чудом его не настиг никакой удар, - пишет тот же свидетель, - то, значит, час его еще не пробил».

Наконец, все поняли, что дальнейшее сопротивление бесполезно. Во дворе замка после совещания командиров Володыевский готовился к сдаче крепости. Солдаты стояли понурившись. Из костела слышался плач и рыдания женщин. Неожиданно раздался страшный взрыв. Двести бочек с порохом, хранившиеся в замке, взлетели на воздух. Около орудий, стоявших посреди двора, стали рваться боеприпасы. Володыевский хотел укрыться за валом и направил было туда коня, как вдруг упал, насмерть сраженный картечью.

Несмотря на отчаяние, замешательство и опасность, близким и друзьям удалось похоронить героя в подземелье францисканского костела. О том, чтобы вывезти из города останки «маленького рыцаря», нечего было и думать.

Рассказывая об обстоятельствах смерти Володыевского и его похорон, Сенкевич отошел от исторической правды. Трагическая смерть пана Михала, описанная в книге, который предпочел самоубийство позорной капитуляции, больше отвечала характеру этого героя, чем случайная гибель во время взрыва. Впрочем, и весь облик пана Володыевского на страницах книги получил под пером писателя гораздо более романтическую окраску, чем это было в действительности. Сенкевич широко использовал историческую канву, но вышивал по ней яркие узоры своей фантазии.

А как же сабля? Подлинная ли она?

Здесь, к сожалению, читателей ждет разочарование. Оружие знаменитого бойца не сохранилось. Приз, учрежденный Польским фехтовальным обществам, - символ, вручаемый сильнейшим. И все-таки завоевать эту награду стремятся спортсмены всех стран, ибо это значит добиться звания лучшего саблиста. Ведь «Сабля Володыевского» олицетворяет качества настоящего бойца и удостаиваются ею лучшие из лучших.

Источник — очень занятный сайт «Родословная литературных героев » http://www.belousenko.com/books/litera/Belousov_Rodoslovnaia.htm

Фильм «Крестоносцы » 1960 KRZYŻACY
В 1999 году этот фильм признан 10 по значению польским фильмом 20 века.

Фильм Крестоносцы 1960 года, смотреть онлайн к 605-летию Грюнвальдской битвы (15 июля 1410 года):

«Великая война » 1409-1411 возникла из-за стремления Великого княжества Литовского вернуть находившиеся под властью Тевтонского ордена литовские земли (Жемайтию); Польша выступала союзником княжества в этом конфликте.

3 июля 1410 соединенные польско-литовские войска под командованием польского короля Владислава II Ягайло (Ягеллона) двинулись к границе владений Тевтонского ордена, навстречу им из столицы орденских владений Мариенбурга (современный Мальборк) вышла армия под командованием великого магистра ордена Ульриха фон Юнгингена. Среди тевтонцев, кроме собственно членов ордена и их вассалов, были рыцари из Германии, Австрии, Франции и Англии, а так же наёмники швейцарцы, англичане, чехи, поляки и др., всего 51 знамя, общей численностью 15 тыс. человек (по мнению польского историка А. Надольского). Польско-литовская армия насчитывала 91 хоругвь, 32 тыс. человек. Армия Польши 20 тыс., войска литовского князя 10 тыс. и около 2 тыс. татар.
51 хоругвь князя руського Зигмунда Корибутовича состояла из витязей Северской и Черниговской земли (Левобережной Украины), среди которых было много выходцев из Крыма.

1999 — Koniec wieku — ankieta «Polityki» 10 miejsce w ankiecie «Najciekawsze filmy polskie XX wieku».

… Początek XV wieku. Na granicy polsko-krzyżackiej Polacy nękani są przez żądnych nowych podbojów Krzyżaków. Podczas jednego z napadów Jurand, niezłomny rycerz i komtur ze Spychowa, ratuje kupców polskich pobitych i okradzionych przez rycerzy zakonnych. W akcie zemsty Zakon pali Spychów i morduje żonę Juranda.
Maćko z Bogdańca wraz ze swym bratankiem Zbyszkiem wracają z Litwy. W karczmie w Tyńcu spotykają dwór księżnej Anny Danuty. Wśród dwórek znajduje się piękna Danusia Jurandówna. Zbyszko zauroczony urodą i śpiewem dziewczyny ślubuje jej wierność jako damie serca. Obiecuje ofiarować wybrance pawie czuby, jakie nosił Krzyżak, który zabił jej matkę. W drodze do Krakowa młody rycerz nierozważnie atakuje napotkanego Krzyżaka, który okazuje się posłem. Mimo zabiegów stryja i księżnej Zbyszko zostaje skazany na karę śmierci. Dumny poseł Kuno Lichtenstein nie chce przebaczyć młodemu rycerzowi zniewagi. Maćko wyrusza nawet prosić o łaskę wielkiego mistrza, ale w drodze do Malborka zostaje ciężko ranny. Skazańca ratuje ostatecznie Danuśka, która zgodnie ze starym ludowym zwyczajem narzuca mu na głowę białą chustę na znak, że należy on do niej.
Do Krakowa docierają wieści o niepokojach na Żmudzi. Krzyżacy skarżą się przed księciem Januszem Mazowieckim na Juranda. Nie uzyskawszy łaski księcia, posłowie planują porwanie Danusi. Sprzeciwia się temu de Lorche. Zostaje więc pchnięty nożem i porzucony na drodze.

Начало пятнадцатого века. На польско-тевтонской границе Польша отражает экспансию новых завоеваетелей, алчных тевтонских рыцарей. Во время одного из нападений Юранд неустрашимый рыцарь и командир из Спыхова спасает польских купцов от ограбления рыцарями. Из мести Цакон убивает жену Юранда и поджигает Спыхов. Мацко из Богданца вместе со своим племянником Збышко возвращаются из Литвы.

В корчме Тынец они встречают княжну Анну Дануту. Дочь Юранда Дануся своим пением очаровывает Збышека и он присягает ей как даме сердца. Он обещает ей принести павлиньи перья со шлема рыцаря, который убил ее мать. По пути в Краков, молодой рыцарь поспешно нападает на тевтонского рыцаря, который оказался послом. Несмотря на извинения Збывшко приговорен к смертной казни. Посол Куно Лихтенштейн не хочет простить молодому воину нападение на рыцаря.
В Краков доходят новости о беспорядках в Жемайтии (Литва).

Источник на польском языке KRZYŻACY http://www.filmpolski.pl/fp/index.php/122230

для тех, кто дочитал — приглашаем на наш форум: читать, спрашивать, делиться информацией.

Пан Володыевский 1969
Pan Wolodyjowski

Это третий фильм трилогии Сенкевича ("Огнем и мечом", "Потоп", "Пан Володыевский") . Лучшие актеры польского кинематографа собраны в этом великолепном историческом фильме. Польша, называвшаяся тогда Речь Посполитая, стонет от набегов татар. Каждое столкновение шляхтичей и ордынцев - это реки крови и горы трупов. Что остается у Михаила Володыевского, когда он одного за другим теряет друзей? Только любимая жена Бася и Родина. Когда фильм вышел в советском прокате, имел успех, сопоставимый с "Крестоносцами". Для любителей батальных, исторических фильмов - это лучший подарок.

2 - Продолжение

Потоп, Часть 1 1974
Potop 1
  • 3 - Продолжение

    Потоп, Часть 2 1974
    Potop 2

    Историческая эпопея Генрика Сенкевича, охватывающая события XYII века войны Речи Посполитой со шведами. Сложно складываются отношения главных героев Анджея Кмитица и Оленьки Биллевич. Волею судьбы Кмитиц связан клятвою с отступником Гетманом. Он оказывается в стане врагов и вынужден воевать против своих. Друзья считают его предателем, Оленька отказывается от него, а шведы прославляют. На долю Анджея выпадают тяжелые душевные и физические страдания. Но ценою своих ран, плена, героических подвигов ему удается возвратить себе родину, любимую и друзей

  • Добавить фильм в антологию

    ГАЙД ПО ПРОХОЖДЕНИЮ СЮЖЕТНОЙ ЛИНИИ «ПОТОП»

    Создаете персонажа, бегаете, набираете опыт и известность.
    Поступаете на службу к Речи Посполитой (известность должна быть 150+ может быть и меньше, известности, но тогда необходимы хорошие отношения с Яном Казимиром). После того как вы дали клятву королю, у всех лордов и даже у короля появляется в диалоге новая строчка: «Расскажи мне, что твориться в Речи Посполитой?». Вы задаете вопрос, он вам в ответ: «Я гляжу, ты нашей державе друг, ну так слушай».

    Далее вас ждет экскурс в историю Польши середины XVII века, мол, казаки бунтуют, шведы наступают, Московское царство Смоленск оттяпать хочет, что делать – вот прям не знаем. В итоге у вас будет два варианта ответа, если выберете «Речь Посполитая великая держава, сражаться за нее честь для меня», то начнется квест «Потоп», если выберете ответ «Извини, но я считаю ваше дело проигранным», то все пропало, и ничего не появиться.

    Соответственно выбираем первый ответ, в итоге опять-таки у каждого лорда появится новый пункт в диалоге: «Может подскажешь, как помочь Речи Посполитой?». Возможно, будут варианты ответов: «Набирай отряд», «Набирай сторонников», «Нападай на шведские войска», а может и сразу ответят: «Советую тебе подружиться с одним знаменитым воином Паном Заглобой. Уж он-то знает что делать».

    Идете на поиски Пана Заглобы, находите его в одном из кабаков Речи Посполитой, ибо там великим воинам самое место. После того как вы взяли с собой пану Заглобу, подходите к любому лорду и спрашиваете: «Нет ли особого поручения для меня?». Вам говорят что перехватили письмо, и его нужно доставить Яну Казимиру. Появляется квест «Плохие вести королю».

    Отправляетесь к королю, передаете письмо, начинается разговор, по итогам которого появляется квест «Рейд по шведским тылам», по которому
    нужно захватить и привести королю шведского солдата (не лорда, а именно солдата).
    После того как вы привели и отдали шведского бойца королю, он говорит, что награду вам отдадут после того, как солдата допросят. Ждем несколько дней. К этому времени Варшава и Краков становятся владениями Шведского короля, а вокруг них курсируют несколько крупных отрядов шведов без военачальников (по 200+ в человек, от трети до половины отряда – рейтары).

    Приходите через два дня к королю (может быть дольше), он дает вам новое задание «Польская святыня», по которому вам необходимо спасти святыню, которая находится в селе Ченстохова. Едете в село, там вас будет ждать небольшой, но сильный отряд шведов (пикинеры, мушкетеры, драгуны и рейтары).

    После уничтожения отряда и спасения святыни идете опять к Казимиру, он дает вам письмо и велит собрать как можно больше войск («посполитое рушение») и отбить у шведов Варшаву.

    С этим письмом вы можете взять в поход только тех лордов, с которыми имеете хорошие отношения (как я понял, выше 15+). Ежели отношения не очень, то лорды вам будут говорить, что заняты, и нет времени.

    После захвата Варшавы идете к Казимиру и даете ему еще одну клятву. В итоге получаете квест «Протестантские заблуждения» – от вас требуется захватить шведского лорда и привести к королю. После выполнения этого квеста бегаете, сражаетесь, через 10 дней появляется письмо, что вас хочет видеть сам король.

    Идете к Яну, говорите с ним и получаете квест «Новый Хан». Вы должны разыскать Мехмет-Гирея (он мятежный хан) и помочь ему захватить трон, чтобы заключить длительное перемирие с Речи Посполитой.

    Отрекаетесь от клятвы Речи Посполитой (все ваши владения, если они у вас уже есть вы теряете безвозвратно) и идете искать Мехмет-Гирея, который обычно находится на территории Запорожского войска в кабаке (как и все великие воины) Киева или Сечи. Получаете квест «Поддержка претендента».

    Помогаете Мехмету завоевать трон Крымского Ханства. Воюете, захватываете города, перетягиваете на свою сторону других ханов. После вашей победы появится сообщение, что Крымского ханства не существует. Ждете немного, и автоматически начинается разговор с Заглобой, в конце которого будет выбор – вы можете сдержать свое слово, данное Яну Казимиру, а можете сказать Заглобе, что теперь у вас другие цели, и остаться на службе у Мехмет-Гирея. Выбираем первый вариант, идем к хану, говорим ему по поводу уговора, он упирается, что ничего не знает, ничего не помнит, но как вы только будет упомянуто о Пане Заглобе, вопрос решится.

    После разговора хан дает вам еще один квест «Татарский союзник» – в обмен на выполнение уговора вам нужно захватить два города Московского царства. Захватываете города, идете обратно к хану, говорите ему, что Московские города пали, взамен получаете письмо, с которым вы идете к Казимиру. Отчитываетесь о выполнении задания, он дает вам 8000 тысяч талеров и говорит, мол, если вернешь свое доброе имя, то он примет
    тебя обратно на службу Речи Посполитой. После разговора с королем автоматически начинается разговор с Заглобой. Вы все рассказываете пану, а он говорит: «Ничего, со старым Заглобой не пропадешь» и дает задание
    поговорить со старыми друзьями пана – Анджеем Кмицицем, Михалом Володыевским и Яном Скшетуским, но для начала вам нужно уйти со службы хана.

    Анджей Кмициц дает квест «Хованский в бульбу» (Хованский это лорд Московского царства, с которым у Кмицица личные счеты). Берете в плен Хованского, отдаете в руки Кмицицу, а в замен получаете его поддержку.

    Володыевский дает квест «Похищенная невеста» по поиску Ануси Борзобогатой. Для начала вам нужно пойти и взять в плен шведского лорда. Когда возьмете его в плен, он вам скажет, где находится невеста (каждый раз разное место нахождение). Заходим в город там будет строка «Поговорить с Анусей». Вы разговариваете с ней, показываете ей письмо от полковника, и она идет с вами. Дальше вас останавливает шведский патруль, вы можете дать им денег либо прорываться с боем. После того, как вы отдаете Анусю Володыевскому, получаете и его поддержку. Далее идем к последнему полковнику.

    Яну Скшетуский дает квест «Конокрад – вам нужно вернуть коня полковника, которого, судя по всему, украл Иван Федоренко (один из атаманов Войска Запорожского) Говорите с Заглобой, он говорит, что знает такого, он живет в Кривичи (каждый раз может быть другой полковник и другое село). Отправляетесь в Кривичи, при этом лучше переодеться в татарский шлем и юшман если хотите избежать битвы в селе (если же хотите битву то там не слабый состав запорожцев – 250+ солдат). Забрали коня, отвозите Скшетускому, получаете и его поддержку.

    Теперь и идете к королю, он берет вас обратно и дает квест «Захват города». Захватываете город, какой хотите, и он сразу становится вашим. Опять идете к Яну, разговариваете с ним и получаете новый квест
    «Ранец с маршальским жезлом». Обращаетесь к Заглобе, он говорит, что вам стоит поговорить с остальными лордами Речи Посполитой, чтобы получить поддержку и стать маршалом. Как только вы получите поддержку более чем половины лордов Речи Посполитой, идете к королю и говорите, что готовы к выборам. Получаете новый квест «Выборы маршала», сейм созывается, ждете некоторое время, становитесь маршалом Речи Посполитой, Заглоба сам обращаетесь к вам с поздравлениями. Опять идете к королю, разговариваете с ним, он дает вам квест «Герой-освободитель» и дает патент (с этим патентом вы можете вербовать лордов, и они 100% пойдут за вами). Вам нужно захватить несколько городов: Ригу, Замок Дзвинск, Смоленск и Чернигов (могут быть и другие города, но у меня всегда выпадали 2 шведских и по одному запорожскому и московскому). Собираете лордов и идете захватывать города. После захвата городов вы идете к королю за наградой, и кроме награды получаете новый квест «Царская охота» – нужно захватить Царя Алексея Михайловича. Находите царя, сражаетесь с ним, побеждаете, ведете его к королю, и Ян Казимир дает вам отпуск.

    Через некоторое время Заглоба заговорит с вами. В итоге разговора с Заглобой у вас будет выбор: Остаться с Яном Казимиром или поднять мятеж с Заглобой.


    Если выбрать первый вариант, появляется квест «Восстание Заглобы». Вы отправляетесь к Яну и говорите ему: «Измена Государь!». Король не верит вам и требует доказательств, вы получаете квест «Император Заглоба». Через некоторое время на карте появляется отряд Пана Заглобы, вам нужно будет сразиться с ним (отряд у Заглобы будет очень сильным). Разбиваете отряд Заглобы и идете к королю. Далее вам остается только наблюдать, как разгорается гражданская война и как лорды переходят на сторону Заглобы. А через некоторое время появляется письмо: «В лето Господне 1656 круль польский шляхетский парламент, что зовется сеймом, силой разогнал и объявил себя самодержавцем на манер московского государства. Да только наверное шляхта ему сего не спустила, и пошли бунты по землям великопольским, литовским, русинским и украинским, которые король стал усмирять наемными немецкими ландскнехтами. Вскоре вся сия польско-литовская республика сгорела в пожарах войны, словно вязанка сухого хворосту. Сам же Ян Казимир, лишившись поддержки дворян и народа, бежал, отрекшись от престола, с последним своим военачальником,
    худородным маршалом по прозвищу (имя вашего ГГ). На границе Мазовии и Пруссии их окружил большой отряд разбойников, коих много бродило тогда по стране. Король и все его спутники были убиты, и где покоятся их останки никому не ведомо.


    Если выбрать второй вариант, получаете квест «Антицарская коалиция», вам нужно получить поддержку шляхты. Бегаете, переманиваете лордов на свою сторону, некоторым можно денег дать, с некоторыми можно и так договорится. Как только вы получаете поддержку более чем половины шляхты, появляется квест «Отречение короля», нужно найти Яна Казимира, и сразиться с ним. После победы появляется сообщение «Король свергнут». Затем с вами заговорит Заглоба, в итоге разговора вы становитесь королем Речи Посполитой, а квест «Потоп» считается пройденным. Король свергнут. Пришло время расширить владения и привести Речь Посполитую к союзу трех народов...

    Небольшое примечание : Во время одного из прохождений король Ян Казимир, имея очень маленький отряд (что-то около 15 человек), пропал в самом начале квеста после взятия Варшавы. В плену не появлялся, отряды не набирал, лорды про него ничего не знали. В итоге его величество отсутствовал примерно полгода (игровых конечно же), так что если случится такая пропажа – не спешите начинать квест заново, возможно стоит немного подождать.

    «Огнем и мечом»

    «Да, дожили мы до страшных времен, нет ничего хуже, как внутренняя война; теперь не будет угла мирному человеку.»

    Чтение качественного исторического романа, написанного рукой талантливого автора, способно доставить несказанное удовольствие полного погружения в давно минувшие века. Генрик Сенкевич, безусловно, мастер, чей литературный талант не подлежит сомнению. В его трудах все прекрасно: и стиль повествования, и раскрытие сюжета, и обрисовка характеров персонажей, но главное, атмосфера эпохи. «Огнем и мечом» повествует о знаменитом восстании Богдана Хмельницкого против Речи Посполитой, пришедшегося на середину XVII века. Сразу стоит отметить, что роман, хоть и опирается на историческую основу, но все-таки художественный, следовательно, заметны отступления от фактов. Но я бы не стала подходить к этому труду в поисках исторической достоверности, все же книга несколько о другом, потому и смещены акценты. В любом случае, персонажи прописаны весьма колоритно.

    Главным героем является молодой польский шляхтич Ян Скшетуский, состоящий на службе у князя Иеремии Вишневецкого. Как и положено большинству молодых и лихих военных, пан Скшетуский уверен в себе, преисполнен гордости и чувства собственного достоинства, да даже некой степенности. Но автор умело проводит юношу через тяжелые испытания, закалив его характер, но и научив более трезво смотреть на окружающий мир. Романтические струны сердца молодого человека зазвенели при случайной встрече с черноокой красавицей княжной Еленой Курцевич. Прекрасная княжна ответила взаимностью на пылкие взоры молодого поляка, но если бы на следующей страницы читателя ожидали залихватские свадебные песни и пляски молодых, это был бы совсем не Генрик Сенкевич. А посему, Елене и Яну придется пройти множество испытаний, опасных как для чувств, так и попросту для здоровья и жизни. Одна из главных угроз счастью молодых представлена в виде лихого казака Юрко Богуна, крайне яркого персонажа романа, которого под конец даже жаль было, хотя это и заявленный отрицательный персонаж, вступающий в противостояние с благородным и верным своим принципам Скшетуским.

    Вообще, я бы сказала, что мужские персонажи в «Огнем и мечом» прописаны немного лучше и больше вызывают чувств у читателя, как положительных, так и отрицательных, что является очередным подтверждением писательского мастерства. Кроме главной любовной троицы мы встречаем того самого Богдана Хмельницкого во главе казачьих войск, его главного противника - польского князя Вишневецкого, любвеобильный пан Володыевский со своими панночками, добродушный литовский богатырь Лонгин Подбипятка, трусливый пан Заглоба, плут Редзян, и крымчанин Тугай-бей, атаманы Кривонос и Барабаш и т.д. Калейдоскоп второстепенных характеров, настолько яркий и переливчатый, что создается богатое целостное впечатление, позволяющее погрузиться в читаемый материал и с трудом от него отрываться. Замечу, что даже батальные сцены прописаны настолько легким слогом в хорошем смысле слова. Не вдаваясь в подробное раскрытие сюжетных переплетений отмечу еще, что этот роман мне напомнил не так давно прочитанный «Крестоносцы», не только атмосферой, но и основными посылами: честь и благородство, любовь к родине, боль за ее судьбу и преданность ей.

    Да, можно сказать, что поляки представлены в романе более идеализированы, чем их визави казаки, но я бы не стала на это делать ударение. Трактовка исторических событий у пана Сенкевича определенно субъективна, но автор художественного произведения имеет на то полное право, поэтому ссылка на «великопольский эгоцентризм» в данном случае неприменима. И, в целом, вполне объяснены причины казацкого бунта. «Огнем и мечом» - полноценный исторический роман, эпичный по своей сути, с красиво рассказанным сюжетом, затягивает с первых же строчек и не отпускает до самого финала, в котором, несмотря на сложную обстановку, должно восторжествовать добро, а влюбленные обязательно станцевать свадебный танец под веселые песни менестрелей.

    «Потоп»

    История человеческая, к большому сожалению, представляет собой череду бесконечных войн, кровопролитий, братоубийства. Пожалуй, не ничего хуже войны гражданской, когда брат на брата поднимает руку, когда не понятно от кого защищаться, тогда и государство слабеет, что делает его легкой добычей для внешних сил. Во второй части трилогии великолепного пана Генрика Сенкевича перед читателем раскрывается масштабная картина тяжелейшего периода истории Речи Посполитой, некогда сильного и крепкого государства, но как оказалось, покуда нет единства в среде власть имеющих, не бывать стране крепкой и единой. В середине XVI агонизирующая во внутренних противоборствах Польша была буквально наводнена шведскими войсками, чье вторжение вошло в историю под звучным названием «Потоп». Шляхта поделилась на два основных лагеря: одни свято чтили присягу королю польскому, но другие – пытаются оторвать Великое княжество Литовское, дабы отдать его шведам. Роман наполнен батальными сценами, историческим очерком происшедших несколько веков назад событий. Атмосфера, впрочем, как и всегда, передана максимально аутентично. Роман, захватывающий целиком внимание читателя, и ни на секунду не выпускающий из горнила страшных эпизодов истории Польши и практически всей Восточной Европы.

    И на фоне просто потоков крови, предательства, неопределенности в будущем, разворачивается история любви молодого Анджея Кмицица и его прелестной возлюбленной Александры Биллевич. Героям придется пройти долгий путь обретения совместного счастья. Пан Анджей – герой неоднозначный, очень яркий, ошибающийся, даже предающий, но в этом-то и есть самое интересное в данном персонаже. Ибо мы видим не только войну народов, но и внутреннюю борьбу отдельно взятого человека. И, казалось бы, нет надежды на счастливый исход для Кмицица, но пан Генрик Сенкевич дает шанс молодому человеку, и он сумеет им воспользоваться. Анджей проходит постепенное духовное перерождение, и читатель может проследить все его стадии. Думаю, полное очищение произошло и через его любовь к Александре, которая, на мой взгляд, по яркости несколько уступает своему жениху, хотя бы потому что она, как часто это бывает с женскими персонажами в романах Сенкевича, идеализирована. Пожалуй, на данный момент, живее всех для меня образ Ягенки из романа «Крестоносцы».

    Примечательно, что автор не забыл и героев первой части трилогии: бравого Яна Скшетуского и его супруги Елены (у которых уже трое сыночков, двое из которых трогательно названы Еремой и Лонгином...эх, вздохнула при воспоминании об участи Лонгина Подбипятки); слуга Яна, хитроватый Редзян; умный и болтливый пан Заглоба, живо разбавлявший сложную ситуацию действительности, и конечно, прославленный пан Володыевский. На последнем персонаже хотелось бы остановиться поподробнее, ибо ему сопереживаешь, им интересуешься, и уже не могу дождаться, когда возьмусь за чтение заключительной части трилогии, посвященной пану Ежи Михалу Володыевскому. И как же ему одному не везет в любви. Боюсь, что Ануся так и не станет ему второй половиной...Кроме того, отмечу, что второстепенных героев, как положительных, так и отрицательных, много, буквально на всех фронтах.

    Роман эпичный, он и должен быть именно таким. Наполнен щемящим чувством патриотической любви к истерзанной, своими же преданной родине. И это не может не отозваться в чувствующем сердце читателя. С художественной точки зрения, ни к чему не придраться, все то же высокое мастерство слога, все тот же захватывающий стиль изложения материала. Читается с огромным удовольствием!

    «Пан Володыевский»


    «Над Польшей облако кровавое повисло,
    И капли красные сжигают города.
    Но светит в зареве былых веков звезда.
    Под розовой волной, вздымаясь, плачет Висла...»

    (С.А. Есенин «Польша»)

    Кровавая история борьбы за выживание Речи Посполитой в XVII веке. Окруженная врагами со всех сторон, терзаемая бесконечными внутренними распрями никак не договорившихся шляхтичей, страна подошла к краю обрыва, за которым виден трагический итог...Но не только вероломные предатели ступали по широким полям родины поэта музыки Фредерика Шопена, находились и отважные панны, в чьих сердцах горел огонь искренней любви к родной земле. Маэстро Генрик Сенкевич, безусловно, был патриотом, и его нежные, трогательнее чувства к родине, наполненные болью и горечью за ее тяжелейшую историческую судьбу, не могут не трогать читателя. Красивейший слог, насыщенная манера изложения материала, умение объединить исторический очерк с художественным повествованием – бесценный талант и большой подарок читателю. Романы пана Сенкевича доставляют настоящее эстетическое удовольствием, буквально каждая строчка, каждая фраза – на месте, нет пустых, проходных эпизодов. Все сцены логически взаимосвязаны и переплетены в богатейший узор художественного мастерства в канве интереснейшей, хоть и тяжелой, исторической действительности. Пусть автор, порой, художественное выносит на первый план, искажая тем самым историческую правду, но не каждый писатель может вот так красиво, так глубоко, так трепетно подать информацию.

    Возвращаясь к сюжету заключительного романа трилогии о страшных годинах польской истории – «Пан Володыевский» - отмечу, что схема событий несколько изменилась. Если в «Огнем и мечом» и «Потопе» герой, встречая свою нареченную, был вынужден пройти огромный путь испытаний, дабы только под конец соединиться с возлюбленной, в романе «Пан Володыевский» герой сначала обретает любимую супругу, а далее, следуют те самые опасные испытания. Ежи Михал Володыевский – сквозной персонаж двух предыдущих романов: сражался подле своего друга, Яна Скшетуского, в романе «Огнем и мечом», способствовал перерождению Анджея Кмицица в «Потопе». Неудивительно, что Генрик Сенкевич выделил отдельный роман для «маленького рыцаря», одного из своих самых достойных героев. В заключительном романе трилогии, уже прославленному, национальному герою, бесстрашному воину Володыевскому, наконец-то, повезло в личной жизни. Однако и здесь все прошло не слишком гладко...поначалу. Сначала он, на пороге свадьбы, теряет свою невесту, а далее знакомится с двумя очаровательными воспитанницами своей сестры. Две красавицы – Кристина (Кшися) и Барбара (Бася) – абсолютные противоположности. И если сначала Володыевский склонился к статной, спокойной Кшисе, то судьба распорядилась иначе. Сердце Кшиси потянулось к другому суженому, а Володыевский разглядел свою любовь в озорном гайдучке по имени Бася.

    Но на дворе 1668 год. Очередная беда для Речи Посполитой. Беда пришла с востока в лице турок – общеевропейской угрозы XVII века. Воин должен уйти на войну. И пан Володыевский вынужден проститься с молоденькой женой. Им предстоит преодолеть множество преград, характерных для страшного военного времени. Бася в полной силе раскроет свой стойкий характер, даже от грозного врага убежав. Не раскрывая всех деталей, вот это яркая героиня! Но война...Упомянутая мной смена характерной для Сенкевича последовательной цепочки «встреча героев-испытания-счастливое супружество» насторожила с самого начала. Как оказалось, не зря...Неожиданный финал и потоки слез. Не над каждой книгой я так рыдала...

    Все три романа читаются на одном дыхании, с неослабевающим интересом. Появляется желание обратиться к источникам, и больше узнать об описанных паном Сенкевичем событиях. Захватывающая трилогия, ставшая эталоном жанра исторического романа. Это истории о любви: к родине, к второй половинке, к жизни, о настоящей дружбе, о верности и предательстве. Даже несмотря на трагический финал заключительной истории, я осталась в полнейшем восторге от всей трилогии. Генрик Сенкевич еще увереннее закрепил свои позиции в списке моих любимых авторов. С удовольствием продолжу знакомиться с творчеством, безусловно, гениального писателя! Эх, жаль, что в этой серии всего три романа...

    Оценка – «5», и никак иначе!