Нарды — правила игры для начинающих. Длинные и короткие нарды: в чем разница

Нарды - одна из самых древних игр, история которой насчитывает более пяти тысяч лет. Первые наборы нард и правила игры несколько отличались от современных. Правила, которые дошли до нашего времени, были утверждены только в 1743 году, и с тех пор считаются официальными. Согласно им проводятся мировые турниры и чемпионаты, в которых принимают участие опытные и профессиональные игроки.

Существует две наиболее распространённых разновидности нард - длинные и короткие. Несмотря на большое сходство, каждая из них имеет свои отличия, которые несколько меняют игровой процесс. Но существуют и неизменные условия, которые относятся к любым нардам. Во-первых, как и большинство настольных реализаций, нарды - это игра для двух человек. В начале партии каждый из них получает по 15 фишек одного цвета, которые выстраиваются в одном из углов игрового поля, именуемым домом. Затем каждый участник по очереди бросает кости, и перемещает свои фишки согласно выпавшим числам. В ходе игры все фишки игрока должны пройти путь по всему полю (в длинных нардах движение происходит против часовой стрелки, а в коротких черные и белые шашки движутся навстречу друг другу). В итоге все шашки должны вернуться в дом, после чего игрок выводит их с поля. Кто раньше успеет это сделать - тому и присваивается победа.

Инвентарь. Все разновидности игры нарды имеют один и тот же набор: доска, кубики и шашки. В разных вариациях количество шашек может отличаться, но в наиболее популярных разновидностях этой игры - коротких и длинных нардах их количество одинаковое - по 15 шашек.

Короткие нарды. Динамичная и наиболее популярная разновидность игры в нарды во всём мире. В начале игры шашки соперников располагаются на всей доске в на фиксированных позициях. Движутся в противоположных направлениях, существует возможность выбивать блоты (пункты с одной шашкой противника) на бар.

Длинные нарды. Шашки игроков расположены за пределами доски. С началом игры необходимо выставлять шашки на доску и начинать движение. Начальные позиции игроков - по диагонали. Движутся шашки против часовой стрелки в дома, расположенные на противоположной стороне той же половины доски. Это позволяет шашкам соперников пересекаться. Запрещается переходить на пункт, занятый хотя бы одной шашкой соперника, нет возможности выбивать шашки.

В нарды можно играть как на интерес, так и делая ставки. При игре на деньги участники могут вносить некоторые изменения и оговаривать особенности игры, решающие, кому в итоге достанется разыгрываемая сумма. Также, в зависимости от обстоятельств, разыгрываемая сумма может увеличиваться в 2, 4, 8 ... 64 раза, если оговорено использование куба даве.

Нарды - игра настолько древняя, что историки даже не могут точно определить время ее создания. Известно только, что она была известна еще несколько тысяч лет назад и, по сути, пришла к нам с Востока, там же были разработаны и первые правила. Хотя у древних египтян и римлян существовали похожие развлечения, исследователи не считают нынешнюю игру прямым их наследником.

В XVIII столетии некий Эдмонд Хойл разработал и запатентовал правила игры в современные нарды. На текущий момент сложно конкретно сказать, как правильно играть, поскольку существуют две версии - длинные и короткие. Интересно, что длинные нарды традиционны для Востока, а вот на Западе издавна предпочитают нарды короткие. B том и в другом случае можно просто купить настольные нарды , они подойдут для обеих вариантов игры.

Рассмотрим основные правила игры в нарды в том и другом вариантах.

Длинные нарды

Вне зависимости от способа ведения игры количество игроков одинаковое - двое. У каждого играющего равное количество фишек, черные либо белые. Комплект дополнен парой игральных кубиков.

Если для себя вы выбрали длинные нарды, их правила следующие.

Оба игрока размещают свои фишки вертикальной линией со своей правой стороны доски. Ваша задача - перевести все шашки против часовой стрелки из верхнего правого угла (дом) в нижний, после чего они выводятся за пределы поля.

Сначала каждый из игроков бросает на доску по одному кубику. Чьи показатели больше, тот и делает первый ход. Он делается «с головы» - выдвигается ближняя к вам фишка. Прочие ходы осуществляется тем же способом.

Правила длинных нардов сложными не назовешь. Игроки поочередно бросают обе кости, исходя из выпавших очков, передвигают очередную шашку на соответствующее число ходов. Доска делится на 24 позиции (по 12 с каждой стороны) - они могут обозначаться продолговатыми треугольниками, вертикальными узорами или просто углублениями в бортах доски. Именно по этим позициям необходимо двигать круглые фишки. К примеру, вы бросили кубики, получили 2 и 3 очка. Таким образом, передвигайте одну на пять позиций либо используйте две: одна фишка переходит на две, вторая - на три пункта.

Длинным нардам свойственны такие понятия, как марс и кокс. Ситуация, когда вы уже успели вывести все фишки, а противник еще только завел их в дом, называется марсом. Кокс (он же «домашний марс») встречается куда реже. Он создается, когда один из играющих уже вывел свои фишки полностью, а у второго несколько камней (фишек) еще осталось в начальном положении на доске.

Короткие нарды

Спросите: «Чем отличаются длинные нарды от коротких?»

Ответим: «Расстановкой».

В данном случае нарды расставляются так:

  • первая позиция - две фишки;
  • 12-ая - пять;
  • 17-ая - три;
  • 19-ая - пять.

Противник расставляет камни зеркальным порядком. Таким образом, равное количество оказывается точно друг напротив друга.

Как и длинные, правила коротких нардов имеют следующие: игроки поочередно кидают кости, делают ходы. Учитывайте, что можете ставить фишку лишь на свободный пункт, либо на тот, где стоит всего одна шашка противника. Если же такой возможности нет, то разрешается бросить кости еще раз. Альтернативой будет поделить шаги на два камня, как и в длинных нардах.

Игра имеет свои нюансы. Так, если вы не можете сделать шаг, потому что все возможные позиции перекрыты противником, ход придется пропустить. Если же на нужном пункте стоит одна фишка соперника, вы вправе выбить ее и смело занимайте это место, а выбитый камень попадает на разделительную планку доски (бар), после чего вновь вводится в игру с самого начала.

Особенности игры: тактика и стратегия в нардах

Знатоки утверждают, что нарды являются игрой интеллектуальной. Разумеется, везение и удача играют иногда решающую роль слепой случай.. Однако, чтобы доминировать на доске, нужно учитывать и определенную стратегию. Если вы всерьез хотите научится побеждать в нарды, то правила вы должны знать назубок, кроме них, желательно уметь применять определенные тонкости.

Нередки ситуации, когда на костях выпадают два одинаковых числа - так называемый дубль. Получив его, игрок имеет право на четыре одинаковых хода. Если на обоих кубиках у вас, например, выпало 5, то смело делайте ходы сперва одним камнем на 10 пунктов, затем вторым. Либо можете продвинуть свою фишку сразу на 20 позиций.

Крайне важную роль в нардах играет стратегия. Их несколько, наиболее часто используются следующие:

  • блиц (требуется максимально быстро заполнить свой дом);
  • удержание (старайтесь удерживать на позиции два камня, пока одинокая фишка противника на соседнем пункте не окажется выбита);

  • стратегия скоростная (использование исключительно длинных шагов);
  • блокирование (выстраивается свыше трех шашек на позициях, чтобы сопернику некуда было ходить).
  • Есть одна тонкость, касающаяся разницы между короткими и длинными нардами. Западный вариант игры предполагает выбивание камней противника, в то время как классические нарды такого правила не имеют. Ничья исключается, здесь всегда есть лишь победитель и проигравший.

Новичков всегда интересует, сколько фишек в нардах. Всего их 30, поэтому каждый из соперников получает по 15 штук, а цвет их вы выбираете сами. Если хотите научиться этой захватывающей игре, ознакомьтесь с правилами для начинающих. Для этого можно посмотреть в интернете видеоуроки либо изучить фото. Это, несомненно, вас увлечет и, может, вы будете днями проводить партию за партией. А, если вы приобретете качественные резные нарды , то время будет лететь просто незаметно!

Это интеллектуальная игра, относящаяся к случайно-стратегическим типам настольных развлечений. За случайность здесь отвечают зары, ведь невозможно предугадать, какая комбинация цифр на них выпадет. Бывают случаи, когда один бросок костей может решить исход поединка, а иногда лишь правильно сделанный ход сможет помочь игроку выйти победителем из сражения. Это развлечение - смесь везения и мастерства.

Выпавшая комбинация на зарах вводит игрока в положение, из которого нужно найти выход с помощью тактически верного хода. Поклонники игры наслаждаются процессом, красотой ходов, возможностью применить мыслительные способности, а потом уже получают удовольствие от результата сражения. Несмотря на прямую зависимость исхода поединка от выпавшей комбинации на зарах, геймер сам принимает решение, какой ход ему сделать. Развлечение требует от игрока постоянного повышения уровня мастерства, развивая при этом различные качества и полезные навыки у человека.

Что общего и чем отличаются короткие нарды от длинных?

Разновидностей игры много, и у каждой есть свои поклонники. Но стоит отметить, что самыми распространенными вариантами нардов все же остаются короткие и длинные. Давайте проанализируем, что общего и в чем существенные отличия этих двух вариантов игры?

Общие черты:

  • Игровые поля и вероятность выпадения очков на зарах для обеих разновидностей одинаковы. Поэтому, чтобы попасть в определенную ячейку, необходимо стать не ближе всего к ней, а на четко определенное расстояние (как правило, шесть ячеек от нужной лунки).
  • Стратегия выброса камней и "улучшений" в процессе выброса.
  • В обоих вариантах невозможно сыграть больше, чем выпало на кубиках, то есть так называемый "ресурс" невозможно увеличить. Но можно снизить "ресурс" противника, а это и есть основа стратегии развлечения.
  • Первое и самое ярко выраженное отличие - это расстановка камней на игровом поле.
  • Правила игры в длинные нарды запрещают ставить свою фишку в ту ячейку, которая уже занята оппонентом, то есть сбитые шашки в партии отсутствуют. В короткой разновидности ситуация противоположная.
  • В длинном варианте существует возможность "запирания", например, игрок может заблокировать фишку противника, построив перед ней блок из 6 своих камней.
  • В длинном варианте ресурс противника можно снизить, заставляя его пропускать ходы, а в коротком - с помощью боя.
  • Парность, а также четность и нечетность шашек - важная составляющая тактики в коротких нардах, в длинных же этот фактор уходит на второй план.
  • Тактические приемы двух разновидностей не имеют ничего общего.

Казалось бы, отличия несущественные, но для настоящего любителя одного из вариантов разница между этими видами колоссальная. Все же стоит отметить, что короткий подвид более популярен и распространен в мире, лучше организован и его теория проработана доскональнее.

Как расставить камни?

Рассматриваемая настольная игра богата множеством тактических приемов и всевозможных стратегий. Тот, кто хочет освоить развлечение, должен для начала познакомиться с составляющими игрового поля и стартовой расстановкой на нем. Рассмотрим стартовое расположение фишек для коротких нард.

Игровое поле состоит из 24-ех треугольников, называемых пунктами. Эти пункты делятся на 4 группы, по 6 в каждой. Первая и вторая группа - это дом и двор одного участника, а третья и четвертая - дом и двор второго участника. Дома и дворы оппонентов расположены друг напротив друга. Ячейки пронумерованы от 1 до 24-ех.

Для игры соперникам понадобятся так называемые камни, каждый из участников использует в поединке 15 штук разного цвета (обычно белые и коричневые).

А теперь перейдем к начальной расстановке фишек. После того, как противники расставят свои камни на игровом поле, у них должен выйти зеркальный вариант расстановки друг друга. Два камня отправляются в самую дальнюю от дома игрока лунку с номером 24. Пять фишек располагаются в ячейке под номером 13, которая находится на той же стороне, что и двадцать четвертая. Три фишки ставим в лунку с номером 8. Это вторая лунка слева от центра игрового поля на стороне дома участника. И последние пять шашек отправляются в шестой треугольник, который расположен в доме игрока. С помощью этих камней игрок сможет построить препятствие для противника, мешающее его выбитым фишкам вернуться на поле боя.

Что касается длинных нардов, то здесь стартовое расположение намного проще. Все пятнадцать фишек игрок выстраивает в одну линию в ячейке номер двадцать четыре.

У каждого участника поединка своя нумерация треугольников, поэтому камни пересекаться не должны.

Бывает ли в поединке ничья?

Нарды - это настольная забава, которая пришла к нам с Востока. Ученые предполагают, что люди играют в нее уже более 5000 лет. И, тем не менее, она до сих пор не утратила своей популярности. С развитием современных технологий нарды перекочевали на просторы интернета.

В нарды можно играть дома - с друзьями и знакомыми, можно сразиться с компьютерным симулятором, а благодаря всемирной сети можно участвовать в турнире или чемпионате - попробовать свои силы с профессиональными игроками или любителями со всего мира.

Но где бы вы ни играли, с кем бы вы ни играли, ничья не предусмотрена ни при каких условиях. Победа достанется тому, кто первым выведет свои фигуры за пределы поля. Правилами предусмотрено много тонкостей, позволяющих избежать завершения поединка вничью.

ПРОБНАЯ ИГРА
без регистрации

Каково происхождение игры в нарды?

Нарды известны, как самая древняя настольная игра. Ее истоки восходят к Месопотамии, к третьему тысячелетию до нашей эры. Первые же написанные правила для этой игры датируются XIII веком, в книге игр короля Альфонсо X.

Описание и цель игры

В игру нарды играют два игрока . Игра происходит на доске, игровыми полями являются вытянутые треугольники, расположенные в четырех квадрантах доски (по шесть треугольников в каждом квадранте) так, как показано на картинке. Доска по своей длине разделена средней зоной, которая называется бар.

Каждый игрок имеет в своем распоряжении 15 шашек цвета, отличного от цвета фишек соперника. Игра начинает из расположения, показанного на картинке.

Цель игры заключается в том, чтобы каждый игрок передвинул свои 15 шашек в их дом или внутренний соответствующий квадрант, откуда он может убрать их из доски. Выигрывает тот игрок, который первым сможет вынуть все свои фишки с доски.

Для того, чтобы играть в нарды, необходимы:

  • доска для игры;
  • 15 шашек одного цвета и 15 — другого цвета;
  • 2 или 4 игральные кости.

Начальное расположение и начало игры

Каждый игрок располагает свои 15 фишек так, как показано на рисунке выше. В этом случае, синие начинают свое движение из верхней части доски справа налево, затем перемещаются вниз в левую часть доски, и оттуда вправо, во внутренний квадрант или свой дом. В итоге, перемещение синих фишек происходит против хода стрелки часов. Белые фишки перемещаются в направлении, противоположном черным, то есть по часовой стрелке, и не разрешается, чтобы они изменяли направление своего движения.

Вначале, каждый игрок бросает одну кость, чтобы определить, кто начинает игру. Игрок, у которого выпал больший номер, начинает первым. Если у обоих игроков выпало одно и то же число, необходимо повторять броски до тех пор, пока не появятся разные числа. Для первого перемещения шашек, начинающий игрок должен использовать это выпавшее число.

Игра

Броски костей

После того, как игра началась, далее игроки использует две кости , и перемещают шашки по очереди. Каждый игрок бросает кости на половину доски, которая находится справа от него. Шашки могут передвигаться на столько пиков, сколько указывает выпавшее число. Игрок может выбрать две возможности перемещения шашек:

Ограничения и незаконные перемещения

Перемещая шашку, можно занять любой пик, за исключением тех, на которых находится две и более шашки соперника .

В начале игры ни один из игроков не может провести шашки, то есть правильно перемещать всегда на числа, выпавшие на брошенных костях. В случае, когда имеется лишь возможность переместить шашку на одно из двух выпавших чисел, должно играть большее из выпавших чисел. Если же нельзя переместить ни одну шашку на какое-либо выпавшее число, тогда бросок считается нулевым и очередь переходит к другому игроку. Если один из игроков переместил шашку незаконным или неправильным способом, соперник может потребовать правильного перемещения шашки при условии, что кости не были снова брошены.

Поедание и введение в игру шашек

Если какой-либо пик занят лишь одной шашкой, то она является пищей для фишки соперника , когда перемещение последней заканчивается на этом пике, или когда она делает промежуточную остановку на этом пике. Съеденную фишку ставят на центральное поле.

Игрок, который имеет одну или больше шашек, вышедших из игры, не может перемещать ни одну из своих шашек по доске до тех пор, пока не вернет все шашки, находящиеся на середине доски, в игровое поле. Шашки, которые вышли из игры, вновь входят в нее через дом или внутренний квадрант соперника. Шашки могу снова быть введены в игру, если выпавшие числа позволяют достигнуть свободного пика дома соперника. В случае, если на пике, через который шашки входят в игру, находится единственная фишка соперника, то она будет съедена, входящей в игру с бара фишкой. Если после броска костей, игрок не смог ввести шашку или шашки из бара в игру, ход считается потерянным, и очередь переходит к его сопернику.

Двойное число

Если после броска на обеих костях выпадает одно и то же число, игрок перемещает шашки на число в два раза больше, чем выпало. Например, если после броска выпало две тройки , мы должны перемещать четыре раза по три. И таким образом, одна фишка может перемещаться четыре раза по три пика; или одна фишка может перемещаться три раза по три пика, и другая фишка перемещаться три пика; или одна фишка может перемещаться два раза по три пика, и две другие фишки могут перемещаться по три пика каждая и так далее.

Вывод с доски

Шашки лишь тогда могут быть спасены или изъяты с доски, когда все они (15 штук) находятся в собственном доме или во внутреннем квадранте. Спасать — означает вынимать фишки из игральной доски путем бросания костей. Фишка только тогда может быть спасена, если выпавшее на одной из костей число, достаточно велико, чтобы она перешла через борт игральной доски .

Весь бросок костей, или часть броска также может быть использован для перемещения фишек вдоль внутреннего квадранта вместо изъятия их из доски. Это может быть полезным, когда соперник имеет фишки, находящиеся в баре, которые, будучи введенными в игру, могут съесть шашку, которая одна находится на одном из пиков своего дома. Когда происходит такая ситуация, то есть, когда фишка была съедена в процессе вывода, то необходимо снова вернуть эту съеденную фишку во внутренний квадрант соперника и переместить ее оттуда в собственный внутренний квадрант до того, как будет продолжен вывод остальных фишек с игровой доски.

Конец партии и возможные результаты

  • Обычная победа: победителем является тот игрок, который вытащит все свои фишки с доски раньше, чем соперник вытащит свою последнюю шашку. В этом случае, соперник смог спасти одну или больше фишек (1 очко);
  • Гаммон: победитель вывел все свои шашки, а соперник еще не вывел ни одной (2 очка);
  • Бакгаммон: победитель вывел все свои шашки, а соперник еще не вывел ни одной и имеет, по крайней мере, одну фишку в баре или во внутреннем квадранте победителя (3 очка).

Двойная кость

Эта кость, которая имеет номера 2, 4, 8, 16, 32, 64 на ее сторонах. Когда играют в нарды — обычно играют партии в X очков, которые зависят от типа победы игрока. Эта кость служит для удвоения ставки и дает возможность получить больше очков, если мы считаем, что имеем преимущественную ситуацию по сравнению с нашим соперником. Последний может принять ставку, а может отказаться от нее.

Все вышеперечисленные правила игры относятся к коротким нардам. Именно этот тип игры подходит для начинающих игроков, так как короткие нарды — более быстрая и динамичная игра. Кроме того, ввиду ряда специфических правил, короткие нарды являются более интересной игрой, чем длинные нарды. Тем не менее, кратко расскажем об отличии длинных нард от коротких.

Цель длинных нард такая же, как и коротких: переместить все шашки в дом и вывести их с доски раньше соперника. Однако, существует несколько отличий в правилах игры в длинные нарды:

Нарды - самая древняя восточная игра, которая пользуется огромной популярностью во всем мире. Имя изобретателя и родина этой захватывающей игры неизвестны. Люди играют в нарды уже более 5000 лет.

В прошлом, нарды имели мистическое и символическое значение. Двенадцать ячеек на каждой стороне доски - это 12 месяцев, доска разделена на 4 части, что обозначает времена года. Общее число ячеек на игровом поле 24 - ровно столько, сколько часов в сутках, 30 игровых шашек соответствуют числу лунных и безлунных ночей в месяце.

Разновидности нард

В мире существует огромное количество разновидностей нард, которые можно условно разделить на длинные и короткие, правила которых заметно друг от друга отличаются.

Цель игры в длинных и в коротких нардах одинаковая. Нужно провести по игровому полю фишки своего цвета и успеть снять из своего «дома» быстрее, чем соперник. В древности это движение символизировало движение звезд на небе.

Игровой процесс

Стартовая расстановка фишек и стратегия игры в длинных и коротких нардах совершенно разные. В длинных нардах фишки стоят друг на друге в первой лунке, и требуется провести их через все поле в «дом», который находится в правой нижней стороне от игрока. Право первого хода определяется жребием. Получается, что ваши фишки двигаются против часовой стрелки, как и фишки соперника. Игроки по очереди бросают кубики (зары), и дальность хода зависит от выпавших цифр. Соперники имеют право занимать любую свободную ячейку или ячейку, где уже стоит фишка вашего цвета. Закрывать подряд шесть ячеек нельзя до тех пор, пока соперник не завел хотя бы одну фишку в «дом».

Если на двух кубиках выпали одинаковые цифры, например, 6 и 6, то игрок должен сделать ход 6,6,6,6. Такая комбинация называется в нардах «куш». В любой ситуации вы обязаны сделать ход, если это возможно.

Выкидывать фишки можно начинать только тогда, когда они все находятся в «доме».

В коротких нардах расстановка фишек более сложная: у каждого игрока по две фишки в 24-й ячейке, по пять в 13-й, по три в 8-й и по пять в 6-й. Нумерация ячеек идет по часовой стрелке, начиная с крайней правой.

Правила коротких нард более сложные. Если в длинных нардах желательно растягивать свои фишки по ячейкам, стараясь занять как можно больше пустых мест, то в коротких нардах соперник имеет право выбить вашу фишку, если она стоит одна в ячейке. Такая фишка называется «блот». Если соперник выбивает вашу фишку, то она возвращается на нулевую точку или «бар».

Прелесть коротких нард состоит в том, что буквально до последнего хода ситуация остается неопределенной. Можно иметь огромное преимущество по ходу игры, которое может в последний момент просто улетучиться, и партия будет проиграна. Здесь гораздо больше стратегической составляющей, и многое зависит от личного мастерства игрока.

По нардам регулярно проводятся турниры как внутри России, так и международные. Ежегодный чемпионат мира по нардам проходит в Монте-Карло и собирает самых сильных игроков со всего мира. В 2012 году чемпионом мира среди новичков стал Айрат Метшин из Татарстана, который впервые принимал участие на турнирах такого уровня.