Картотека «Настольно-печатные игры» методическая разработка (старшая группа). Конспект настольно-печатной игры для детей старшей группы «Лото-Птицы Настольные игры для старшей группы детского сада

Татьяна Макрушина
Настольно печатные игры часть2

Когда это бывает?

Цель : Закрепить знания детей о временах года, их характерных признаках, развить связную речь, внимание, находчивость, выдержку.

Ход игры : Дети сидят вокруг стола. У воспитателя в руках несколько картинок с изображением времён года, для каждого времени года 2-3 картинки (зимний пейзаж, зимние забавы, труд людей зимой) . Расчищают дорожки, кормят птиц. Воспитатель объясняет правила. Дети сегодня мы будем играть так : посмотрите у меня много картинок. Я их вам пока не покажу и вы их не показывайте друг другу. Мы будем отгадывать, что нарисовано. Воспитатель раздаёт картинки, называет ребёнка. Тот рассматривает внимательно свою картинку, затем рассказывает о её содержании. Затем другой ребёнок отгадывает о каком времени года было рассказано. После ребёнок показывает свою картинку, дети убеждаются в правильности ответа. Игра продолжается пока дети не расскажут обо всех картинках.

Ищи и найдёшь

Цель : упражняться в различении характерных признаков отдельных времён года.

Ход игры : Дети классифицируют картинки и приставляют их друг к другу в зависимости относятся ли они к весне, лету, осени, зиме.

Кому что нужно для работы?

Цель : Закрепить знания детей о том, что людям в работе помогают разные вещи,орудия труда; воспитывают интерес к труду взрослых. Желание самим трудиться.

Ход игры : игра проводиться по типу»ЛОТО» на больших картах изображены- повар, врач, шофёр, дворник и т. д. На маленьких- предметы необходимые в работе. Воспитатель уточняет знания детей о профессиях и о орудиях труда. Затем напоминает правила игры . Дети разбираем картинки, подбирают к большой карте соответствующие картинки направляют; повару – кастрюлю, половник, чайник, мясорубку.

Что нужно врачу? Чем он измеряет температуру? Чем забинтовывает руку? Поищи внимательнее все предметы, которые нужны шофёру. Эту игру проводят после наблюдения за работой людей разных профессий, обращая внимание на орудия их труда. По мере ознакомления детей с трудом взрослых добавляют картинки с изображением (строителя. Почтальона, продавца, доярки, свинарки и орудия их труда.)

Цель : упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания : где что растёт; закрепить знания детей об овощах и фруктах и цветах.

Ход игры : В коробке у воспитателя лежат большие карты, на которых изображены огород сад и цветник и маленькие карточки с изображением овощей, фруктов цветов. Дети рассматривают маленькие карточки

А где растёт вишня? Спрашивает воспитатель у ребёнка, который держит в руках картинку с вишней.

На дереве.

А дерево вишня где растёт?

В саду. Отвечают дети.

Где растут цветы? (в лесу, на клумбе на лугу) .

А огурец где растёт? На грядке в огороде.

Вот посмотрите дети на эти карточки. Что здесь вы видите?

А на этой карточке? Клумбу.

Сейчас вы будите играть так чтобы всё что растёт в огороде появилось в огороде что в цветнике попало в цветник что в саду в сад и все встали бы на свои клеточки на карте. Кто первый закроет все клеточки тот и выигрывает . Дети обмениваются карточками и игра продолжается. Такая игра используется когда ставится задача систематизации закрепления знаний о других предметах например о посуде, мебели, одежде, обуви, принадлежность для труда, для занятий.

Парные картинки

Цель : Упражнять детей в сравнении предметов, изображённых на картинках, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений; воспитывать умение выполнять правила игры .

Ход игры : У воспитателя набор парных картинок. На картинках изображены предметы : игрушки, посуда, одежда и др. Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки, дети называют их. Затем педагог берёт две одинаковые картинки и, показывая одну из них, спрашивает :

Чашка- отвечают дети.

А на этой картинке то же чашка. Что можно сказать о них? Воспитатель не торопится сам ответить на вопрос. Дети догадываются и говорят :

Они одинаковые.

Да они одинаковые, парные. Две чашки- пара,значит парные. Сегодня мы поиграем в парные картинки (Держит в руке обе картинки –чашки.) Послушайте как мы будем играть. Я на этом столе положу картинки, а вам раздам по картинке. Кого я позову тот пойдёт и найдёт на столе такую же картинку, найдёт ей пару. Выиграет тот кто не ошибётся и громко назовёт предмет. Предлагаю более сложный вариант, раздаю картинки, прошу их быть внимательными и ответить у кого такая же картинка. Сама не показываю, а рассказываю об изображённом предмете так чтобы тот, у кого такая же,мог отгадать и показать.

У меня на картинке нарисован длинноухий серенький ест морковку. У кого такая же картинка? Дети ищут. Тот, у кого изображён – зайчик, говорит : У меня тоже такой зайчик. И показывает.

Что растёт в лесу?

Цель : Закрепить знания о лесных и садовых растениях.

Ход игры : Воспитатель выбирает троих детей и предлагает им назвать то, что растёт в лесу. Например один говорит :» грибы, второй : малина, третий : ель.» А потом опять продолжается. Воспитатель предупреждает, что долго думать нельзя. Когда играющие нарушают правило, то садятся на место и выбирают себе замену. Новая тройка получает другое задание, например, перечислить, что растёт в саду или кто живёт в лесу, во дворе и т. д.

Перемешанные картинки

Цель : Закрепить и проверить культурно – гигиенические навыки.

Ход игры : Воспитатель вешает на доску большую картину. На картине изображён неопрятный ребёнок. А детям раздаёт маленькие картинки, на которых предметы туалета. Дети ищут среди своих картинок предмет, которым нужно дополнить большую картинку и объяснить

Что сажают в огороде?

Цель : учить детей классифицировать предметы по определённому признаку, развивать быстроту мышления, слуховое внимание.

Ход игры : Воспитатель спрашивает :

Дети вы знаете, что растёт в огороде? Давайте поиграем в игру. Я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову, то что сажают в огороде вы ответите «ДА» , если то что не растёт в огороде вы скажите «НЕТ» . Кто ошибётся, тот проигрывает . Воспитатель начинает :

Морковь. (да) ; помидоры (да)

Огурцы. Да.

Цель : закрепить знания детей о разных машинах, помогающих людям, правильно их называть и подбирать парные изображения : легковая машина, грузовая, комбайн, подъёмный кран и т. д.

Ход игры : Воспитатель показывает детям карточки, называет машины и обращает внимание,что на карточке изображены две машины, разделённые вертикальной полосой. Затем раздаёт детям по 4-6 карточек Вот я положила свою карточку, какие машины здесь нарисованы. Трактор и подъёмный кран. У кого есть такие же, положите свои картинки рядом с машинами.

А теперь какие здесь картинки? У кого такие? Положите их в один ряд. Дети находят одинаковые картинки и кладут их на конец образовавшегося ряда. Игра продолжается до тех пор, пока у ребят картинок не останется. Затем вводят новое правило, детям снова раздают перемешанные картинки и устанавливают очерёдность, выкладывают картинки друг за другом. У кого нет подходящей - пропускает ход, выигрывает тот , кто первым положит все картинки.

Что где растет?

Цель : Закрепить знания детей о растениях; развивать умение устанавливать пространственные связи между предметами; группировать растения по месту их произрастания, развивать активность и самостоятельность мышления.

Ход игры : Играющие получают по большой карте с разными пейзажами; маленькие карточки лежат в коробке. По сигналу водящего дети отбирают маленькие карточки в соответствии с рисунками на большой карте. выигрывает тот , кто быстро закроет все пустые клетки и правильно назовет растения (на больших картах нарисованы лес, поле, сад, огород.) Трудным будет название злаков, грибов. Ребята обмениваются картами, маленькие карточки перемешиваются, игра продолжается.

Посадим цветочек

Цель : Ориентироваться в пространстве, различать понятия «край» и «середина» .

Ход игры : К столу садятся 5-6 детей. На каждом столе находится поднос, наполненный песком и коробка в которой много разноцветных бумажных цветов. – «Дети, сейчас мы посадим цветы, -говорит воспитатель. -В коробке у вас много цветов, нужно посадить их красиво, в ряд, а не как попало. Воспитатель следит за работой всех детей, а каждый ребенок говорит куда он посадит цветок по середине или с краю.

Цель: научить составлять из деталей дом, рассказывать из чего состоит.

Оборудование: карточки с изображениями архитектурных деталей.

Правила игры: дети разбирают и раскладывают по ходу своего рассказа детали дома. Может получиться так, что одни и те же картинки дети будут интерпретировать по-разному, ведущий, помогая игрокам «подсказками», должен поощрять их фантазию.

Пример:

«В моем доме есть лестница. По ней я поднимаюсь на (…) этаж. Потом я открываю дверь и вхожу в квартиру. В нашей квартире (…) окна и т.д.

    «Сложи картинку»

Материал : 8 разрезных цветных картинок с видами города Армавира.

Правила : найти по цвету, сложить и назвать один из видов города.

    «Кубики»

Материал: 6 кубиков, каждый из которых со всех сторон обклеен фрагментом фотографии с видом города.

Правила: сложить один из видов города.

    «Волшебный город»

Цель: закрепить сформировавшиеся знания и представления об архитектуре города.

Задачи: узнавать разные виды архитектуры города (мосты, памятники, колонны, решетки, дворцы, соборы, музеи) при помощи загадок. Подводить к пониманию особенностей архитектуры (прочности, красоты, пользы.)

Средний дошкольный возраст

    «Лото»

Правила игры: На два поля дети выкладывают карточки, после берут рабочую карту и соотносят достопримечательность с цветом.

    «Составь картинку»

Цель: 1.совершенствовать знания детей о архитектурных зданиях города.

2. Учить детей составлять изображение здания из частей.

I Составить картинку из частей (без образца) дать название архитектуры

II Составить картинку по образцу

III Составить картинку по образцу накладывая на изображение.

    «Морской бой»

Материал: два игровых поля и разрезные картинки с нумерацией.

Правила: Играет от 2 и более детей; заполняются поля карточками рубашкой вверх, после заполнения игроки меняются полями и начинается бой, кто первый отгадает загаданное изображение тот и победитель.

Средний дошкольный возраст

8. « Кто как двигается» Цель: Закрепить умение детей систематизировать животных по способу передвижения (ноги, крылья, плавники)

Материал: б ольшие карты с изображением моделей способов передвижения животных, картинки животных.

Описание. Ведущий раздает большие карты с изображением моделей органов движения животных (ноги, крылья, плавники), затем достает маленькие картинки с изображением птиц, рыб, зверей, дети закрывают пустые квадраты в соответствии с моделью.

9.«Кто живет в нашем крае» Цель: Закреплять умение систематизировать животных по среде обитания. Формировать навык пользования моделями.

Материал: б ольшие карты с изображением разных сред обитания животных, с изображением животных.

Описание.

Ведущий раздает всем игрокам большие карты с изображением моделей различных сред обитания животных (вода, воздух, земля), затем достает маленькие картинки с изображением зверей, птиц, рыб, которые встречаются в Краснодарском крае, дети закрывают пустые квадраты в соответствии с моделью.

Средний дошкольный возраст

10.«Почтальон принес посылку»

Цель: Развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию.

Материал: фрукты, овощи коробка.

Описание. В оспитатель приносит в группу коробку и говорит, что почтальон принес посылку. В посылке разные овощи, фрукты. Дети разглядывают и описывают, что принес почтальон. Остальные дети отгадывают.

11. «Парные картинки»

Дидактическая задача: Упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений; воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать речь, вырабатывать умение выполнять правило игры.

Материал: парные картинки-иллюстрации из русских народных сказок и фишки

Игровые правила: Показывать и называть только одинаковую картинку; кто правильно отберет и назовет парную картинку, тот получит фишку.

Игровое действие: поиск нужных карточек.

Средний дошкольный возраст

12. «Сложи картинку»

Дидактическая задача: Упражнять детей в составлении целого предмета из его частей; воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность

Игровые правила: Не ошибиться в выборе. Выигрывает тот, кто раньше других сложил и назвал свою картинку

Игровое действие: поиск частей, складывание целой картинки

13. «Домино»

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о русских народных сказках, правильно называть сказку

Игровые правила: Класть карточки по очереди, рядом с одинаковой картинкой. Выигрывает тот, кто первым положит все карточки

Игровое действие: Если нет парной карточки у играющего, он пропускает ход и ждет, когда на каком-либо конце появится парная картинка. При повторении игры карточки раздаются заново.

Средний дошкольный возраст

14.«Собери посуду»

Цель разработки пособия: Формировать знания о посуде.

Задачи:

Расширить знания детей о посуде, ее назначении.

Учить детей собирать предмет по образцу.

Учить понимать понятие «часть»

Развивать моторику, память, координацию движений,

Обогащать словарный запас, развивать внимание.

Правила игры:

В игру играют 2 -3 человека. Собираем картинки по образцу, подобие пазлам, обговариваем, для чего нужен этот предмет, что можно в нем приготовить, где хранить, как мыть и т.д. Победит тот, кто первый соберет картинку и опишет ее. Отвечают поочередно, никто не мешает друг другу, можно только дополнять. Игра проходит под руководством воспитателя, а остальные дети следят за ходом и ответами детей. После игры воспитатель подводит итог.

Средний дошкольный возраст

15. «От зёрнышка до булочки»

Дидактическая задача. Закреплять и систематизировать знания детей с том, как выращивают и производят хлеб; воспитывать уважение к хлеборобам; активизировать словарь: сеялка, борона, валкоподборщик, элеватор, комбайн.

Игровые правила. Отбирать маленькие карточки и закрывать ими клеточки можно только после сигнала водящего.

Игровые действия. Разделение играющих на три бригады: «зёрнышко», «колосок» и «булочка». Соревнование - кто быстрее отберёт нужные карточки с изображением машин, помогающим хлеборобам в их работе, и закроит ими пустые клетки на своём поле.

Ход игры. Краткая беседа о том, какой путь проходит хлеб от зерна до булочки, как много людей работает для того, чтобы у всех был хлеб. Хлеборобам помогают машины: трактор, комбайн и т.д. Дети смотрят три картины: поле ранней весной, летом и осенью. Как определили, какое время года? Какие нужны машины? Выигрывает та бригада, которая правильно отберёт, назовёт машины и закроет ими пустые клетки.

Картотека дидактических игр.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

В ходе игры у ребенка развивается произвольное внимание, наблюдательность, закрепляются знания о качестве игрушек, желание играть с ними, пробуждается интерес к процессу игры, формируется бережное отношение к ним, а также понимание, что с игрушками можно играть по-разному.

Дидактические игры полезны и для умственного развития ребенка.

С помощью игр на сравнение предметов, дети быстрее овладевают умением находить признаки различия и сходства предметов.

Очень интересны для детей словесные игры. Играя со словом, дети учатся общению, овладевают правилами поведения. Кроме того они развивают ум, речь, чувство юмора.

Для поддержания у ребенка положительного эмоционального настроя необходимо пребывание его среди других детей, чтобы иметь друзей, хороших товарищей, в этом большую помощь окажут дидактические игры.

Продуманное содержание, целенаправленное определение дидактической задачи, игровых правил и действий будут способствовать воспитанию детей дошкольного возраста.

п / п

Наименование игры

Цель использования

Для детей от 3 до 4 лет

Игры с предметами

Кукла Катя проснулась

Воспитание умственной активности; закрепление знаний об одежде и последовательности процесса одевания

Кукла Катя обедает

Закрепление знаний о столовой посуде; воспитание умственной активности, заботливого отношения к кукле

Новая кукла

Воспитание доброжелательности, внимательного, заботливого отношения к новой игрушке; развитие связной речи

Что изменилось?

Активизация умственной деятельности, произвольного внимания, запоминания, припоминания. связной речи

Чудесный мешочек

Закрепление знаний об игрушках; воспитание выдержки, сенсорных способностей, речи

Узнай, что это?

Воспитание сенсорных способностей; закрепление знаний об овощах, фруктах; активизация словаря

Лети ко мне!

Закрепление знаний о растениях; воспитание умения сравнивать предметы, быстро реагировать на словесный сигнал

Кто скорее соберет?

Воспитание умственной активности, сообразительности, целеустремленности

Найди предмет по описанию

Воспитание произвольного внимания, правильной, связной речи, сообразительности

Подбери посуду для куклы

Воспитание способности группировать предметы; закрепление знаний о разных видах посуды; формирование заботливого отношения к кукле

Живое домино

Воспитание произвольного внимания; закрепление знаний о цвете; развитие быстроты реакции на словесный сигнал, умения четко выполнять правила игры

Больше - меньше

Закрепление знаний о величине предметов; воспитание умения сравнивать предметы; формирование сосредоточенности, целеустремленности

Настольно-печатиые игры

Парные картинки

Воспитание способности детей сравнивать предметы, находить признаки сходства, активизировать словарь, речь

Собери пазл

Воспитание умения сравнивать, обобщать, правильно называть предмет; формирование сообразительности, сосредоточенности

Воспитание умения группировать предметы, быстроты мышления, познавательной активности; развитие внимания, речи, совместной игровой деятельности

Чьи детки?

Закрепление знаний о домашних животных и их детенышах; воспитание умения соотносить картинки по содержанию; развитие произвольного внимания, речи

Кому что нужно для работы?

Закрепление знаний об орудиях труда; воспитание интереса к труду взрослых; формирование элементарной профориентации; активизация речи

Закрепление знаний о машинах, помогающих людям в труде; воспитание умения сравнивать предметы, находить сходство

Когда это бывает?

Закрепление знаний о временах года, развитие связной речи, внимания, выдержки

Словесные игры

Угадай, кто позвал

Воспитание слухового внимания, чувства товарищества

Пальчиковые игры

Воспитание речевой активности, общения

Коза рогатая

Воспитание умения действовать по словесному сигналу, желание участвовать в совместных играх

Совершенствование умения детей согласовывать действия со словом; воспитание доброжелательности

На птичьем дворе

Закрепление знаний о домашних птицах, воспитание правильного звукопроизношения, речевой активности

У медведя во бору

Воспитание умения действовать по сигналу; формирование чувства выдержки, взаимовыручки; развитие правильного звукопроизношения

Воспитание речевой и двигательной активности, умение сочетать слово с действием; совершенствование умения согласовывать действия

Воспитание речевой активности; развитие быстроты реакции на словесный сигнал, правильного звукопроизношения

Хохлатка

Закрепление знаний о повадках курицы наседки; развитие речевой и двигательной активности

Совушка, Сова – большая голова

Воспитание слухового внимания, совершенствование умения действовать по сигналу, сочетать действия со словом

Развитие диалогической речи, согласованности действия в совместной игре

Совершенствование умения согласовывать слова и действия; активизировать речь детей

Солнечные зайчики

Воспитание двигательной активности, желания играть вместе; формирование чувства юмора

Воробушки и автомобиль

Развитие слухового внимания, быстроты реакции на сигнал, согласованности действий

Упражнение детей в правильном произношении звука р; обучение говорить спокойно. но громко

Упражнение в диалогической речи, в правильном звукопроизношении; закрепление умения действовать по сигналу

Курочка – рябушечка

Развитие речевой активности; упражнение в правильном звукопроизношении

Еду – еду

Воспитание согласованности действий, речевой активности, умения действовать по сигналу

Для детей от 4 до 5 лет

Игры с предметами

Из чего сделано?

Воспитание умения сравнивать, группировать предметы; активизация словаря; развитие внимания, речи

Найди такой же

Развитие умения сравнивать предметы, находить сходство и различие; воспитание смекалистости, связной речи

Новоселье

Воспитание доброжелательного отношения к новым игрушкам; закрепление знаний детей об одежде, обуви, посуде, игрушках; развитие связной речи

Развитие связной, диалогической речи, находчивости; закрепление знаний о правилах поведения в магазине.

Кому, что нужно для работы?

Воспитание интереса к труду взрослых; закрепление знаний о профессиях и орудиях труда

Испорченный телефон

Воспитание слухового внимания, сообразительности, выдержки; активизация словаря

Что изменилось?

Развитие произвольного внимания, запоминания; активизация словаря

Игрушка рассказывает о себе?

Воспитание умения выделять наиболее характерные признаки предмета; развитие связной речи, внимания, воображения

Кто скорее соберет?

Воспитание быстроты реакции на слово, дисциплинированности, выдержки; закрепление знаний об овощах и фруктах

Горячо – холодно

Воспитание наблюдательности, сообразительности, развитие связной речи, закрепление знаний о растениях

К дереву - беги!

Воспитание умения быстро ориентироваться в пространстве; закрепление знаний о деревьях

Настольно-печатные игры

Парные картинки

Парные картинки Воспитание наблюдательности, умения замечать сходство и различие в предметах; активизация словаря, речи

Кто что делает

Закрепление знаний о сельскохозяйственном труде; развитие смекалки, связной речи, выдержки

Не ошибись!

Закрепление знаний о разных видах спорта; воспитание желания заниматься спортом, находчивости, быстроты реакции на сигнал

Закрепление знаний о видах транспорта; воспитание внимания, сосредоточенности; активизация речи, словаря

Упражнение в правильном использовании обобщающих слов; воспитание сообразительности. быстроты реакции

Охотник и пастух

Закрепление знаний о диких и домашних животных; воспитание произвольного внимания, сообразительности, гибкости мышления

Что лишнее?

Воспитание наблюдательности, умения доказать правильность своего суждения, чувства юмора

Когда это бывает?

Воспитание умения припоминать, соотносить знания с изображением на картинках; закрепление знаний о частях суток

Где это можно купить

Закрепление знаний о магазинах; воспитание желания помогать родителям делать покупки

Словесные игры

Где мы были, не скажем, а что делали, покажем.

Воспитание воображения, смекалки, активизация словаря

Воспитание речевой и двигательной активности, быстроты реакции на сигнал, согласованности действия

Воробушки и автомобиль

Упражнение в правильном звукопроизношении; воспитание быстроты реакции на сигнал, выдержки

Использование этой части предметно-развивающей среды направлено на:

  • развитие дисциплинированности и способности завершать начатое;
  • улучшение внимания, мыслительных процессов, воображения и речевых навыков;
  • фиксирование приобретенных знаний и умений;
  • формирование умения работать в команде, дружелюбности и способности к сотрудничеству.

Использование игр позволяет выявить сферу интересов детей, определяя их предпочтения во время игры. Разнообразный материал учит дошкольников обобщать предметы по определённому признаку, отличать их друг от друга в зависимости от применения и назначения. Также ребенок в ходе игры замечает взаимосвязи между предметами и учится составлять целое из полученных частей.

Важным игровым моментом является необходимость выбрать себе партнера для взаимодействия и найти своё место в группе. Дети распределяются на пары или тройки, при этом большое количество воспитанников в группе существенно усложняет задачу.

Воспитателю отводится роль направляющего в игре, он подталкивает детей к правильным действиям, а не руководит процессом. Также не стоит забывать о похвале и поощрении успехов дошкольников.

В картотеку настольно-печатных игр для детей в возрасте 5-6 лет, используемых в детском саду, относят следующие материалы:

  • домино;
  • шашки;
  • паззлы с разным количеством деталей;
  • картинки, складывающиеся из кубиков, рисунок на гранях которых относится к определенному изображению;
  • мозаики;
  • дидактические игры в картинках.

Использование игр затрагивает зрительное восприятие, которое является важным элементом образовательного процесса в ДОУ. Для включения печатного педагогического материала в деятельность детей необходимо помнить, что принцип визуализации подразумевает наличие наглядного образца. То есть, чтобы собрать паззл, ребёнку потребуется исходная целая картинка в качестве примера.

Визуальное восприятие развивают такие игры, как мозаики, карточки с изображениями животных и растений, сюжетные картинки. С этой же целью включаются в работу дидактические материалы в виде карты-поля с набором фишек и кубиков.

Выбор игры с учётом особенностей возрастного развития ребенка

Выбор игрового материала обусловлен возрастной группой детей. В возрасте 5-6 лет настольно-печатные игры учитывают такие особенности развития, как:

  • необходимость работы в небольших группах (2-4 человека). Для этого подойдут лото и домино с картинками, кубики, паззлы (например, «Сложи узор»).
  • осознанность командной работы. Этой особенности отвечают игры из предыдущего пункта и другие, например, игры с картой-полем. Активно используются материалы на закрепление знаний о видах транспорта, использовании предметов;
  • в этом возрасте возможно проявление нетерпимости в отношении помощи воспитателя или другого взрослого, что требует самостоятельности в игровом процессе. У старшего сохраняется роль ведущего. Подойдет занятие с обозначением противоположных понятий, задания на усвоение профессий.

При работе с детьми следят, чтобы всем хватило реквизита. У каждого ребенка должен быть свой набор карточек, фишек или часть паззла. При первом знакомстве с материалом воспитанникам понадобится время на изучение предложенного прежде, чем начнется игра. В старшей группе детям предлагаются разные сюжеты паззлов, поскольку сам процесс объединения элементов уже отходит на второй план. При наличии свободного времени дети могут обменяться наборами элементов мозаики.

Примеры настольно-печатных игр для детей в возрасте 5-6 лет

Готовая картотека настольно-печатных игр для детей 5-6 лет в детском саду должна отвечать особенностям возраста и включать материалы разной тематики. В картотеку игр могут быть добавлены:

Игра «В гостях у сказки»

Эта игра направлена на социально-эмоциональное развитие воспитанников. В процессе дошкольник учится разрешать проблемные ситуации и взаимодействовать с другими детьми в ходе обсуждения и поиска решения. Комплект материалов включает:

  • 8 или более игровых полей;
  • карточки с историей, в которой содержится проблемная ситуация;
  • фигурки сказочных персонажей.

Игра особенно эффективна в небольшом коллективе. Игровые поля и герои расставляются на столе, при этом каждое поле пронумеровано. Карточки с номерами располагаются на столе лицевой стороной вниз. Когда воспитанник берет карточку и называет номер, ведущий описывает суть проблемной ситуации, которую дошкольник должен решить.

Пример игровой ситуации :

  • Буратино и Мальвина вместе играли в песочнице. У девочки не получались куличики и она заплакала, а Буратино начал над ней смеяться. Как лучше было бы поступить на месте Буратино?

Вариант решения: играть вместе намного интереснее, Буратино должен был помочь Мальвине, а не дразнить её.

  • Мышка, зайчик и лягушка играли на полянке около теремка. К ним подлетел комарик, ему захотелось присоединиться к игре, но он постеснялся. Как поступить в это ситуации?

Вариант решения: комарик должен был приветливо поздороваться и спросить, можно ли присоединиться к игре.

Игра «Подбери слова»

Игра, способствующая развитию связной речи у детей. Также она позволяет расширить словарный запас. В комплекте 12 карточек с картинками и 96, на которых написаны слова. Каждый ребенок должен получить картинку. Если детей больше, следует подготовить дополнительный материал.

Ведущий показывает карточку со словами, дети их читают. Забирает карточку воспитанник, к картинке которого слова подходят по смыслу. Картотеку настольно-печатных игр для детей 5-6 лет пополняют такой игрой и с целью .

Пример карточек-слов:

  • магазин: деньги, весы, прилавок, продавец, витрина, покупатель, касса, чек;
  • море: рыба, корабль, медуза, моряк, волна, остров;
  • цирк: клоун, дрессировщик, арена, фокусник, жонглер;
  • лес: шишка, белка, тропинка, сосна, гриб, ёжик.

Игра «Лабиринт»

Детям раздаются листы, на которых напечатан лабиринт. Концами лабиринта являются кошка и котенок, курица и цыпленок и т. д. Дошкольник должен карандашом прочертить путь от одного персонажа к другому. Такая , укрепляет логические связи и позволяет натренировать руку для письма.

Игра «Снежная королева»

Игровой процесс, основанный на сюжете известной сказки. Воспитанники перемещают фигурки по полю, попадая в различные ситуации. В процессе развивается логика, память и зрительное восприятие.

Игра «Зоологическое лото»

Используются карточки с изображениями зверей и птиц, помогающие усвоить названия животных, развивать внимание и память.

При работе с игровым материалом не стоит забывать о хронометраже занятия, который помогает эффективнее воспринимать информацию и соблюдать дисциплину во время игры. Рекомендуется такой порядок:

  • введение — 1-2 минуты. Воспитатель рассказывает детям о назначении разложенных материалов, напоминает или поясняет правила игры;
  • 3-8 минут занимает непосредственно действие, в ходе которого ведущий направляет участников;
  • подведение итогов — 1-2 минуты. Воспитатель обязательно хвалит каждого ребенка, независимо от того, кто лучше остальных справился с заданием.

В зависимости от выбранной игры, у дошкольников , речевые навыки, познавательные процессы, . Кроме того, воспитывается умение соблюдать правила и взаимодействовать с коллективом.

Настольно-печатные игры для ДОУ, включенные в картотеку, незаменимы как на учебных занятиях, так и во время самостоятельной деятельности детей. Они дают возможность увлечь воспитанников, в то же время объясняя различные понятия в игровой форме. Дошкольники 5-6 лет положительно реагируют на инициативу взрослого, с удовольствием включаясь в игровой процесс. Разнообразие проводимых занятий позволяет индивидуально подойти к каждому ребенку и группе детей в целом.