Stronghold Crusader: прохождение. Помощь в прохождении Прохождение миссий в stronghold crusader

Вдали виднелось небольшое поселение. Приземистые дома, скудное хозяйство вокруг, небогатое население. «И это мой феод? Не очень впечатляет...» Но новоявленный лорд столь скромных земель не падал духом. Он уже заметил месторождение камня неподалеку, залежи железа в другой стороне...

Сейчас мы тут наведем порядок!

Экономика Факторы страха и обожания Строительство обороны Ведение осады Мелкие хитрости

Основы благополучия

Первые действия в любой партии — основание экономической базы. Ресурсов в игре немало, и выбрать порядок захвата месторождений бывает нелегко. Но они далеко не равнозначны между собой, и есть безусловные лидеры по приносимой пользе. В первую очередь обратите внимание на камень , железо и плодородные земли .

Камень — самый прибыльный товар. Если обеспечить достаточное количество волов для доставки (чтобы блоки не залеживались, создавая простой производства; обычно хватает 2-4 шт.), то каждая каменоломня будет обогащать казну на 7 золотых в секунду — именно столько стоит 1 каменный блок.

Железо — по себестоимости дороже камня, но добывается намного медленнее и относится на склад по 1-2 куска за раз (вол приносит сразу 12 блоков камня).


Плодородные земли выгоднее всего застраивать фермами с зерном . Цепочка зерно-мука-хлеб самая длинная, но в то же время является самой стабильной и прибыльной. Разрушения ферм и невозможность собирать урожай во время осады не ударят по запасам еды, так как мельницы и пекарни расположены внутри замка и могут работать на запасах зерна.

Яблоневые сады — дешевые и быстро дают урожай, благодаря чему небольшое их количество, построенное вначале, даст возможность продержаться, пока не будет испечен первый хлеб.

Маслодельни — уязвимы к набегам, так как работают, только когда коров трое, легко загораются друг от друга. Эффективность производства низкая, но они требуются для производства кожаной брони и возможности закидывать коровьи туши из катапульт и требуше к противнику. Нужно ли строить? Это зависит от того, нужна ли вам возможность сеять чумные облачка у недруга в замке. Броню можно и на рынке купить.

Ферма хмеля — производит хмель, который нужен для изготовления эля. Пивные, которые его потребляют, — хороший способ поднять на 8 популярность (что позволит или налоги поднять, или народ запугать для большей эффективности работы). Для этого достаточно строить по 1 пивной на каждые 30 человек. Несколько ферм будут полезными, но больше не нужно. Хмель, эль — товары дешевые, с продажи много не выручишь, а для работы пивных 1-2 ферм хватает вполне.


Дерево хоть очень важный ресурс, но из-за крайней дешевизны значительно выгоднее покупать его на рынке. Строить хижины лесоруба имеет смысл, если лес мешает постройке других зданий или если ресурсов в округе практически нет.

Нефть бывает очень полезна в обороне, но стоит дешево и прибыли ее добыча дает мало.

Если же поблизости нет ни камня, ни железа и почва скудная, это первый знак того, что битва предстоит тяжелая. В таком случае следует рассмотреть варианты получения прибыли без добычи ресурсов. Таких производственных цепочек немного. Первая — хлеб. Зерно покупается за 23 монеты, перемалывается на муку, из которой выпекается 8 буханок хлеба. Их можно продать за 32 монеты. Прибыль небольшая — 9 монет за один оборот. Но как минимум это может сэкономить значительные деньги при покупке еды — 40 единиц другого вида провизии обошлись бы в 400 монет (против 115 за хлеб).

Другой вариант — покупка древесины (4 монеты за доску) и производство оружия. Из дерева можно делать копье (и продать за 10 монет), пику (18 монет), лук (15 монет), арбалет (30 монет). Разумеется, производить арбалеты выгоднее всего.

Страх и ненависть в средневековье

Лорд волен устраивать в своем замке любые порядки и законы. Некоторых лордов люди считают добрыми и охотнее идут в их замок, яростнее сражаются под их знаменами. Правда, работают вполсилы, так как верят, что государь не будет наказывать из-за такого пустяка.

Другие господа держат свои земли в кулаке, и для отлынивающего от работы уготовлены десятки различных забав: петля, клетка, темница, костер... Богата фантазия человеческая! Таких лордов опасаются даже собственные войска, боясь подвернуться под горячую руку, что сказывается на их боевом духе не лучшим образом. Но зато жители работают очень старательно.

Однако откуда крестьянину знать, каков ваш характер? Он видит вас, сир, только раз в году на большом празднике. Но вот когда ступает он по улицам и замечает цветы, статуи, увеселения всякие, то непременно подумает: «Наш господин, видать, добрый и великодушный человек!» И остановится полюбоваться красотой замка. А вот если заметит он работягу, который подумал так же и решил вместо дела своего отдохнуть часок в парке да в клетку тесную в назидание другим посажен был, то хоть и ужаснется, но работать будет прилежно!

Говоря языком цифр, устрашающие строения дают:

1 к популярности;

10% к эффективности работы;

5% к боевому духу войск (предположительно влияет на урон).

Веселящие действуют наоборот:

1 к популярности;

10% к эффективности работы;

5% к боевому духу.

Некоторый смысл устрашение имеет в условиях развитой экономики с целью максимизировать ее эффективность. Штраф к популярности покрывается пивными или увеличенным рационом, слабость войск из-за низкого боевого духа компенсируется большим количеством.

Но в целом со сменой внутренней политики никаких значительных изменений не происходит, и это остается делом вкуса.

Оборона

После того как будет построена основа экономики, необходимо позаботиться о защите.

Это важно: в игре с большими стартовыми ресурсами и деньгами оборону оправдано строить до экономики. Количество денег, которое теряется по причине задержки, незначительно по сравнению с начальными запасами. Опасность пропустить блицкриг намного существеннее.

Строя оборону, следует исходить из задачи сохранить не только лорда, но и определенные объекты. Но гарнизоны, размещенные около важных точек, — лишь половина дела. Войска, рассредоточенные по отдаленным объектам, будут по отдельности уязвимы к массированной атаке. Построить же стационарную оборону, достаточную для сдерживания такой атаки на любом направлении, невозможно (кроме игры против компьютерных противников, действия которых предсказуемы, но против опытного игрока такая оборона не выстоит). Решение — контроль территории армией, гарнизоны немногочисленны, но укрепления позволяют им сдерживать превосходящие войска.

Пока защитники были заняты лучниками, рабы добрались до каменоломни.

Это важно: предлагаемый вариант является ответом на самый сложный вариант битвы — игра против человека на карте, где замки достаточно далеко друг от друга. В иных ситуациях все намного проще. Если замки рядом, то все решает скорость развития и то, кто построил больше лучников, кто первый применил требуше или катапульты. В такой ситуации верный выбор — максимально агрессивная стратегия.

Самая простая атака, стоящая сущие копейки и потому возможная с самого начала, — несколько десятков рабов. Поджог каменоломни, шахты или ферм обеспечивает задержку в развитии, иногда — потерю нескольких строений. Часто бывает эффективным поджечь амбар, чтобы прервать поставки еды. Лучники или пращники, расставленные около ключевых строений, являются хорошей защитой от таких атак.

На заметку: арабские лучники не идентичны европейским. Сила выстрела у них одинаковая, но арабы стреляют раза в полтора чаще. Что, впрочем, компенсируется ценой: 75 монет против 42 за европейца (12 наем + 30 за покупной лук).

После этого следует построить первое кольцо стен вокруг цитадели. Если противник далеко и бой намечается затяжной, то возникает соблазн охватить как можно более широкий круг, укрыв за стенами все важные ресурсы. Но это не лучший ход. Растянутый периметр опасен рассредоточением войск, в связи с чем из 200-300 солдат гарнизона в обороне единовременно принимают участие не более 40-60. Это дает противнику возможность разбить вашу армию по частям, а строения так и не защитит. Все, что лежит далеко от замка, должно охраняться не только гарнизоном, а и войсками.

Первое возводимое кольцо стен будет основной линией обороны. Достаточно, если оно будет состоять из двух слоев высокой стены и двух — зубчатой. Именно на нем будут расположены крупные башни с баллистами и мангонелями (чем больше, тем лучше), большая часть стрелков. Главное кольцо не должно быть очень широким в диаметре, но достаточным, чтобы вместить важные строения. В их число входят амбар, оружейная, мастерские, некоторое количество мельниц и пекарен (потеря всего комплекса по производству пищи чревата глубоким пике экономики). Не стоит пытаться поместить внутрь казармы и пост наемника. Их потеря будет стоить всего 15 камня или 10 дерева, возвести повторно их можно очень легко, в отличие от амбара или оружейной, потеря которых влечет за собой уничтожение всего, что в них хранилось.

Это интересно: после создания войска направляются к казармам, где и выстраиваются. Но точку сбора для каждого типа войск можно назначить самостоятельно. Для этого, находясь в панели выбора солдат в казармах, нажмите клавишу от 1 до 7 и укажите новую точку сбора. Это бывает очень полезно при найме во время штурма, когда каждая секунда дорога, а также позволяет не испытывать никаких неудобств от того, что казармы находятся за стеной.

Такой замок выдержит не одну осаду!

Ресурсы, несомненно, стоит прикрыть, но растягивать периметр можно, только если они лежат прямо под стенами. В ином случае следует подвести главное кольцо стен поближе, но поставить мощные укрепления за месторождением, не охватывая его, а вперед вынести небольшой гарнизон, который впоследствии будет частью внешнего кольца стен.

Внешнее кольцо должно быть на расстоянии чуть ближе полета стрелы. Башен много не нужно, на ней практически не будет войск — только небольшие отряды для охраны ворот на случай небольших рейдов. Строить внешнее кольцо лучше из двух рядов низких стен. Высокая стена ненамного дольше удержит противника, но будет мешать лучникам обстреливать подходящих вплотную солдат. Главная задача внешней стены — нарушение порядков войск противника, затруднение маневра, выигрыш времени для принятия мер противодействия конкретной армии. Внешнюю стену могут попытаться разрушить катапультами, пользуясь тем, что орудия на башнях главной стены слишком далеко и можно прикрыть машины от вылазки. В таком случае, чтобы не потерять такое преимущество впустую, нужно построить свои машины и обстрелять плотные порядки войск противника.

Также можно построить еще один круг высоких стен перед основным рядом обороны. Эта мера поможет укрепить защиту против катапульт и тяжелой пехоты, подстраховав от прорыва. Но строить больше трех рядов нецелесообразно — слишком растягивается оборона.


Так выглядит общая схема организации обороны лорда. Но не менее важны детали, которые могут решать исход боя. Играя против компьютерного оппонента, достаточно знать его манеру атаки и принять меры против нее, но сражаясь против человека, нужно быть готовым к любому его шагу, продумать меры противодействия всем опасностям.

Тяжелая пехота . Сначала это будет 20-30 солдат, потом — несколько сотен. В первую очередь их необходимо задержать. Потому так важно завершенное кольцо стен. Кроме стен, великолепно работает ров с водой, который к тому же еще и очень дешево (рабы всего 5 монет стоят) обходится. Если это уже есть, то опасность такой отряд представляет намного меньшую. Его можно расстрелять даже простыми лучниками, но лучше бы нанять арбалетчиков. Кроме этого, моментом, когда большое количество солдат находится в одном месте, нужно воспользоваться, применив огонь, заблаговременно устроив ров с нефтью или прислав инженера с котлом того же продукта. Если времени подготовить эти средства нет, то к вашим услугам арабские огнеметчики, которые медленно, но верно приготовят барбекю из всего, что им попадется под руку. Например, они отлично расправляются с ассасинами. Огонь достает убийц даже во время подъема на стену, что в сочетании с неторопливостью процесса обеспечивает хрустящую корочку на горе-вояках.

С переносными щитами на стенах лучники будут практически неуязвимы для стрел.

Осадные башни, ассасины . Осадные башни представляют ту же опасность, что и ассасины — появление противника на стенах, и средства противодействия одинаковы. Средство номер один — вода. Рвы надежно удерживают противника вдали от стен. Непреодолимым препятствием являются также два ряда стены с зубцами. Через них ассасины не могут перелезть, а башни хоть и раскладываются, но на стены по ним зайти нельзя. Тем не менее, даже обнеся весь периметр двойным слоем зубчатых стен, следует помнить, что ассасины все еще могут забраться прямо на ворота (к башням это не относится). Единственный способ закрыть эту последнюю лазейку — пристроить подъемный мост.

Стрелки . Нужно иметь не меньшее количество стрелков. При нормальном развитии это не является проблемой. Исключением может быть ранняя атака большим количеством лучников. Чтобы избежать этого, достаточно наблюдать за действиями противника и тоже своевременно докупать луки. Стены и башни склонят чашу весов в вашу пользу. Другой вариант — огненные баллисты. Они имеют преимущество в огневой мощи и живучести. Также можно приказать инженером покинуть побитое орудие и сделать новое. Таким образом их можно «чинить».

Катапульты, требуше, огненные баллисты, переносные щиты, тараны . Против этих устройств лучше всего работают баллисты, мангонели на башнях и подвижные отряды рыцарей или легкой пехоты. Устроить вылазку, чтобы расправится с надоедливыми требуше, которые стоят дальше радиуса действия баллист, — милое дело.

Это важно: переносные щиты можно заносить на стены и башни. Такая защита делает их практически неуязвимыми для стрел.

Ведение осады

Противник пока держится. Но шансов на победу у него уже нет.

Первая из возможных ошибок — расчет на один победоносный штурм. При таком расчете возможны действия «пан или пропал», что в корне неверно. Верный путь к победе — разрушение экономики противника, истощение его ресурсов, обеспечение перевеса военной машины, построенной на более мощной экономике. Потому перед штурмом нужно предпринять все возможные меры по подрыву благосостояния недруга, провести диверсии по всем возможным направлениям. Также стоит построить добывающие строения на всех доступных ресурсах. Но вести экономическую экспансию имеет смысл до определенного момента. Критерий очень простой: когда вы будете выручать больше денег, чем сможете потратить на солдат. Расширяя владения дальше, вы будете больше времени тратить на управление, не получая никакой пользы, — разницы между запасом в 10 тысяч и 100 тысяч нет, ни одно, ни другое вы не сможете конвертировать в армию быстрее, чем к вам прибывают люди.

Потому даже если ваша армия не смогла прорваться к лорду, это не означает неудачи. Сам факт осады очень неблагоприятно сказывается на экономике противника, а если еще не упираться в одного лорда и отрядить группы для разрушения инфраструктуры, то даже если лорд выживет — это будет всего лишь отсрочкой. Ведь у вас мощная экономика, стабильный приток денег, хороший замок с достойной армией. У противника только армия, которая вряд ли превосходит гарнизон вашего замка. Результат противостояния очевиден — второй штурм будет последним. Надо всего лишь продолжать давить, не давать возможности отстроить экономику, развивать успех, закреплять доминирование над картой.

Итак, вы чувствуете свое превосходство и уже оттеснили врага к самому замку. Штурм — самый сложный этап войны. Хорошие укрепления способны нивелировать даже многократное численное преимущество. И первое, что следует сделать, — тщательно осмотреть их. На что обратить внимание? Прежде чем ответить на этот вопрос, рассмотрим три составляющие осадной армии.

Штурмовая группа — отряд тяжелой пехоты или подвижных и мощных бойцов (булавоносцы, ассасины). Его задача — ввязаться в рукопашную схватку в выгодных для себя условиях и нанести максимальный урон, уничтожив стрелков, важные постройки и, если удастся, — лорда.

Перестрелка лучников. Прикрытые щитом не несут потерь.

Стрелки — лучше всего подходят для этой роли арбалетчики, из-за меткости и силы выстрела, но сгодятся любые другие, если их верно применить. Их задача — отвлечь стрелков на стенах и нанести максимальный урон армии противника. Если вы используете не конных лучников, постройте переносные щиты (в соотношении 1 щит на 2 стрелков), которые позволят отряду продержаться намного дольше.

Это важно: инженеров со щитами не назначайте в один отряд с лучниками — они тогда становятся по периметру, оставляя солдат в центре без защиты. Лучше водить щиты отдельно, лучников отдельно — тогда два отряда равномерно перемешиваются.

Инженеры — именно на их плечи ложится то, с чем не могут справиться другие. Катапульты в целом эффективнее и проще применимы, чем требуше, так как могут передвигаться, стреляют намного чаще и более метко. Недостатком может являться низкая траектория, из-за которой бывает нелегко достать до башни из-за стены. Но эта проблема решается банальным увеличением количества катапульт. Два десятка в три залпа сносят стену толщиной в 5 клеток, в два залпа сравнивают с землей круглую башню. Даже если на стенах есть пара баллист — они не успеют уничтожить все орудия, башни будут снесены быстрее. Но иногда (когда башен слишком много) в лоб решать вопрос будет слишком дорого. Именно для этих целей существует требуше с рекордной дальностью стрельбы. В случае если одна баллиста достает-таки до него, прикройте орудие щитом. Кроме того, таран бывает очень полезен штурмовой группе, переносные щиты — стрелкам. Огненные баллисты — отличное средство для очищения стен, устройства поджогов и прикрытия осадных орудий от диверсантов-одиночек.

Победоносная армия:
80 арбалетчиков, 40 булавоносцев
и 20 катапульт.

На что обратить внимание в замке противника? В первую очередь оцените возможности штурмовой группы. Если вокруг замка вырыт ров с водой, стены — толстые, есть подозрение на ловушки, а на стенах много арбалетчиков, инженеров с котлами и огнеметчиков, то ваши солдаты ничего не добьются. Нужно обеспечить им путь на стены, проделать брешь или уничтожить солдат на стенах. Далее — изучите возможность применения стрелков, а именно сколько таковых у противника. Если силы хотя бы равны, стоит нанять больше солдат или искать другой вариант, но не класть под стенами своих людей. И этот другой вариант — инженерные войска. Если укрепления выглядят крайне недружелюбно — это именно их задача придать им другой вид. Ищите возможность применения катапульт, требуше, прикрывайте их щитами, если нужно. Стройте огненные баллисты, которые могут очистить стены, стоя дальше полеты стрелы из лука. Ищите участки стены, куда можно приставить осадную башню, но будьте готовы к тому, что это может быть ловушкой, — не посылайте сразу всех солдат на захват стены, под ними может оказаться яма с нефтью.

Кроме этого, совмещайте деятельность всех трех частей армии. Уничтожить катапульты, когда сквозь пролом в стене пробиваются пикинеры, ассасины взбираются на ворота, а лучники обстреливают башни, укрываясь переносными щитами, — крайне сложно, в отличие от ситуации, когда катапульты действуют одни. Больше про осаду сказать нечего — тут нет универсальных рецептов, каждый замок требует своего подхода, своей уникальной тактики.

Мелкие хитрости

Существует несколько приемов, возможность выполнения которых неочевидна, а польза в определенных ситуациях значительна.

Перемещение склада . В некоторых миссиях бывает выгодно сократить расстояние до месторождений ресурсов. Это можно сделать: уничтожьте все площадки склада и постройте его там, где вам удобно. Но учтите, что все ресурсы, которые на складе хранились, будут утеряны.

Запирание противника-компьютера в замке . В некоторых случаях очень облегчает жизнь, особенно когда врагов много. Впрочем, срабатывает далеко не со всеми. Лучше всего этот трюк выходит с Ричардом, калифом, султаном, но случается, что другие тоже попадаются. Суть его проста — на каждом выходе из замка ставите лесопилку или привязь для волов. Если снаружи нет рукопашных бойцов или огненных баллист, то противник ничего не сможет с этой преградой сделать. Ричард ценой получаса мучения мангонелей иногда сносит преграду. Но! Ему очень нехорошую услугу оказывает привычка хвастаться каждым успехом. В итоге только затор разрушают, как игрок, чье внимание обратили на этот факт, ставит новый!



Пять лет назад лорд получил захолустную деревеньку. С тех пор многое изменилось. Под его правлением на этом месте вырос могущественный и богатый город, чье войско не раз возвращалось с победой. Но то, что сделал один, способен повторить другой. Попробуете и вы?

Наверное каждый игрок знает что в этой игре самая дорогая башня это круглая это так, но не самая эфективная, на самом деле самая лучшая и эфективная башня квадратная башня, эта башня как бы закрывает людей от стрел сверху деревянной крышой, например от коных лучников которые в большенстве стреляют свеху а не наискась как делают это большенство остальных лучников, у круглой же башни наоборот весь верх открыт по этому сидяшие на ней люди более уязвимы для лучников.
Если хотите много еды, то делайте так: в игре ставьте пару пшеничных полей 4 мельницы кучу пекарен.

А я ещё на некоторых миссиях делаю так:
Замок строить как можно ближе к указателю, откуда выходят вражеские солдаты. Но не на самой последней точке, а немного подальше, чтобы можно было сделать укрепления замка, в особенности нужны башни! Тогда как только вражеские солдаты подходят к указателю - вы сможете их обстрелять ещё до того, как они разгруппируются!

Когда замок у врага построен, то можно построить несколько лесопилок или привязей для волов прямо у входа в чужой замок, чтобы враг не мог выйти. Он сразу разрушает все постройки снаружи и постепенно - внутри. В общем всю экономику заводит в дальний угол. Но смотрите: надо обставить весь вход в замок, т. к. враг в конце-концов разрушит свой барбакан. Нельзя оставить ни щёлки!
Хочу сразу всех предупредить, что подобный опыт удаётся провести со многими игроками, но с некоторыми не всё так просто. Иногда Калиф, Волк (если он построил огромный замок со рвом), Крыса пробивают проход. Но чаще всего этот приём бесполезен над Змеем и Кабаном (50/50). За остальных же можно особо не волноваться.

Как расправляться с легкими противниками.
Крыса. У него замок без рвов, с ровными стенами, легкотня. Подгоняем осадную башню или бригаду асассинов, отправляем на стены банду рокеров (т.е. пехотинцев - они в кожанках и круто выражаются!), мочим слабаков крысы, взбираемся на его замок и мочим его самого.
Змея. тут чуть посложнее. Стены кривые - башню не подгонишь, рвы неровные, до фига лукменов. Подгоняем тьму осадных рабочих, взбираемся на стены рокерами, устраиваем потасовку и стены чисты!
Если подойти сбоку, можно захватить барбакан асассинами, после чего то же самое - берем штурмом замок и рубим его обитателей в куски.
Султан. Стены кривые, поэтому осадная как правило не помогает.
Опять же, либо захватываем барбакан асассинами, либо отправляем по осадным рабочим рокеров на стены. Тут есть такой нюанс: едва барбакан захвачен, к вам выходит толпа мечников, поэтому наготове необходимо держать своих пикменов или мечников. Далее, через двор не лезем - огнеметчики. Зачищаем стены и отправляем на них стадо арбалетчиков. Дело в том, что центральный замок султана будет полностью забит пращниками и мрочей малышней, через которую, однако, сложно пробиться пикменам. Абалеты выкашивают их всех и ваша армия штурмует замок султана.
Кабан. Тут дело сложнее. Со стен спуска нет, с башнями они не контактируют, осадные башни бессмысленны. Рациональнее захватить асассинами барбакан или пробить стену таранами-катапультами, ввести армию в пролом (опасайтесь узкостей - волчьи ямы!), замочить банду кабановских рокеров и его самого. Толпой идти нецелесообразно, иначе вы потеряете в ямах слишком много людей.
Да, прикол. Пробиваю я намедни катапультами стену замка Кабана, ввожу туда 70 пикменов, в этот момент барбакан открывается и орда рокеров Кабана пробегает мимо моей армии, устремляясь к моему замку, где их и перещелкали из арбалетов.
Еще прикол. Брать стреляющих в приступ - значит обрекать из на верную смерть. Вражеские лукмены и арбалетчики выкашивают стреляющих в первую очередь. Я, когда играю против неск. противников, лукменов и арбалетов оставляю в замке - охранять, пикменов, рокеров, инжиков отправляю в атаку.
Не могу привести пособия при игре с Волком, Саладином, Ричардом, т.к. у меня проц Atlon AMD K6/450 пятилетней давности.
Cпасибо за внимание!!!

Мой секрет очень хорошо проходит с калифами.
Просто поставьте в плотную к месту гдесобираются крестьяне лесопилку или привязь для волов. Если он пошлёт араб. мечников повторите попытку и всё ОК.
Когда калиф ставит огневые баллисты поставьте прямо вплотную к ним лесопилки и они сгорят.

Насчет еды, с помощью пшеничных полей и пекарен, полностью согласен.
Теперь про оборону.
Я стены почти не строю. очень редко когда. я ставлю большие башни, квадратные или круглые забиваю их до отказа лучниками, а на лестницы ставлю пару-тройку меченосцев. Как правило противник не доходит до башен.
Бывают уровни, когда достаточно тесно враги расположены друг к другу. В этом случае удачно будет свою большую башню воткнуть как можно ближе к замку противника, ТОЛЬКО ДЕЛАТЬ ЭТО НУЖНО В ПЕРВЫЕ МИНУТЫ ИГРЫ. Быстро нанимаем лучников забиваем башню. ВСЕ, вражеский замок парализован. Позже башня снабжается катапультой и тогда замку конец.
Атака.
Атакую я конными лучниками. Большой ормадой 100 - 150 голов. плюс 30 меченосцев и пара тройка катапульт.
Вариант 1:
Конными лучниками сметается все с башен и парализуется замок, катапультами пробиваются стены и рушатся башни. меченосцами валится главный.
Вариант 2:
Катапультами под прикрытием армады конных лучников рушим большую часть башен с вражескими лучниками, а дальше Вариант 1.
Кстати катапульты и трибушеты стреляют дальше если ими "Атаковать местность" Все что попадает внутрь круга сносится... а башенные катапульты если не достреливают до замка противника, атакуйте местность перед замком и перелетами будете крошить замок.
Кстати, в этой игре комп подигрывает нашим противникам. а именно в том смысле, что если у вас есть союзник, основной удар все равно будет нанесен по вам и хоз строения в первую очередь будут сносится ваши.
Удачи.

Еда в миссиях совсем не обязательна, для этого нужно посторить три пивоварни и подождать пока охват населения дойдет до 100% и на абаре щелкнуть не выдавать, но для подержания эля вам необходимо три хмельника и три пивоварни.

Тут есть такой фокус, ассасины хоть и наемники, они офигенно чикают меченосцев, но против пикменов они просто бесполезный перевод денег-отсюда вывод, чтобы завалить волка и ричарда, ассасины незаменимые бойцы. Деньги можно заработать очень простым способом, ставишь много каменоломен и много привязей волов, ведь известно что камен набирается в геометрической прогрессии, но это еще пол дела, основные бабки можно заработать на железе, оно тебе особенно не понадобится т. к. производить армию долго, а вот покупать оружие продавая железо очень быстро, главное грамотно заставить залежи рудниками, чтобы их поместилось как можно больше.
P.S. железо кроме как для производства оружия больше нигде не требуется.

Моя тактика довольна проста.
Я строю 200-250 конных лучников, полностью уничтожаю воинов противника и потом 7-9 асанинов хватает на лорда, ах да я сначало строю конных лучников и отправляю их и когда воинов, кроме лорда у противника не остаётся я намечаю цель-лорд, и потом делаю асасинов.
Работает когда противник далеко от вас, если он близко и 1, то на все деньги асасинов и всё!

Ну а я делаю вот как: чтобы враги не использовали катапульты и не ломали стены, я достраиваю замок и делаю щель и от неё лабиринт внутрь замка.
Весь лабиринт заполняю волчьими ямами и на стены лабиринта ставлю парочку инженеров с кип. маслом. И обязательно должен быть выход из лабиринта.

Чтобы враги не лезли на стены со всех сторон, можно снести ворота в одном месте (или вообще их не строить). Вместо ворот поставить две башни, на расстоянии 1 квадратика друг от друга, можно продолжить эту дорожку шириной в 1 квадратик стенами. Башни и стены забиваются стрелкАми и наёмниками, которые кидают огненные гранаты. Враг, устемляющийся в проход, сначала попадает под обстрел, а прорвавшийся идёт сквозь огонь. На выходе ставлю десяток рыцарей или иных пехотинцев. Это работает всегда.

Для обороны на подходах к крепости или лишения врага ресурса ставлю квадратную башню или круглую, реже ворота, вблизи ферм или каменоломен. На ворота можно загнать стрелков, а ворота закрыть. На башни также загоняются стрелки, после чего лестница разрушается, чтобы у врага не было соблазна залесть на башню. Стрелки сверху могут обстреливать всех, не опасаясь пехоты.

Какое время вы тратите на прохождения одной (пусть даже самой простой миссии)? 20–30 минут, а бывает и час и два! Секрет скоростного прохождения (без кодов и Artmoney) заключается вот в чем.

При старте миссии следует строить амбар, 5–7 домов, магазин и лагерь наемников. Распродать весь полученный товар (оставить немного еды), и на все деньги нанять в лагере наемников убийц. После этого отправить их к замку еще не развившегося врага. Так как он еще не успел сделать достаточное количество войск, есть шанс убить короля и получить минимум 500 золота, а при наличии еще нескольких противников необходимо нанять на все деньги убийц и отправить на другого короля:) Таким образом можно уничтожить сразу несколько противников за несколько минут. Вот пример.

Не устраивает расстояние от склада до места добычи ресурсов? Есть шанс его сократить. Вот как это делается у меня.

Во время игры удалить первую плитку (в начале миссии), и все которые вы построили. Найти самое оптимальное место для склада возле производства ресурсов, и построить там склад. P.S. Наивысший доход приносит непосредственная близость склада к местам добычи железной руды. Вот пример.

Не знаете кого выбрать к себе в союзники?

Могу посоветовать «Свинью». Преимуществ в этом много.

  1. В союзе с PIG"ом вы никогда не будете испытывать чувство голода, потому что во время игры с него можно неоднократно требовать большое количество сыра.
  2. Он хорош в плане тактики ведения боя.
  3. Он практически никогда не отказывает в просьбе о совместном нападении на врага.

Если замок строить как можно ближе к указателю, откуда выходят вражеские солдаты. Но не на самой последней точке, а немного подальше, чтобы можно было сделать укрепления замка, в особенности нужны башни! Тогда как только вражеские солдаты подходят к указателю - вы сможете их обстрелять ещё до того, как они разгруппируются!

1. Сперва, если вы боитесь скорого нападения, можно уменьшить скорость игры, делается это нажатием (цифровых) «+» и «-». Затем, надо построить около 8 лесопилок расположенных, чем ближе к деревьям тем лучше, но не стоит забывать о том, что при атаках врага их могут разрушить, так что, будет лучше если они будут находиться ближе к вашему замку. Дерево вам потребуется для постройки зданий и некоторого оружия.

2. Сразу после этого необходимо увеличить склад (минимум раза в четыре), иначе вы не сможете в него положить ресурсов, пока не потратите те, что есть.

3. Следующим делом вы должны построить амбар, для того чтобы люди были сыты и довольны:-), т.е. для сохранения популярности, которая должна быть не менее 100, иначе, люди начнут вас покидать, и некому будет работать.

4. Обязательно постройте дома (4 шт. для начала), а то опять будут проблемы с населением.

5. После этого нужно позаботиться о том, чем вы их будете кормить. Это уже на ваш выбор, ну лучшим я считаю построить следующие вещи:

  • мельницу, для переработки зерна;
  • зерновую ферму (2–3 шт.), для сбора пшеницы;
  • и пекарни, для выпечки хлеба (около 4 или больше).

Так же можно построить, либо яблоневые сады, либо молочные фермы или охотничьи избушки, если конечно они вам доступны, заметьте, что их понадобится больше чем зерновых ферм. При увеличении разнообразия пищи, популярность увеличивается.

6. Если вы готовитесь к скорому нападению врага, то могу посоветовать следующее.

  • Так как лучшими из стреляющих юнитов этой игры являются арбалетчики лучше начать с них. Для этого вам нужно построить оружейную, каменные казармы и рынок.
  • После этого, в зависимости от того, сколько у вас денег, нужно купить арбалеты и кожаную броню, для того чтобы нанять арбалетчиков.
  • И после этого построить башни, на которые вы их отправите, для начала 2–3 должно хватить.
  • Так же на башни желательно установить баллисты, для защиты от осадных орудий и еще можно поставить там щиты.

Ну, а дальше по ходу пьесы, обеспечиваете себя камнем, строите пивнушки и все что дня них нужно, это пивоварня (лучше 2) и хмельник. Строишь мастерскую стрельника, где выбираешь арбалеты и кожаную мастерскую, к ней необходимо построить еще и молочную ферму, иначе, откуда же ему взять кожу:-). Не забывай про налоги, которые люди должны вам платить за все удобства.

Способов тут много, все и не напишешь, тем более что, все зависит от конструкции замка противника, от его обороны и конечно же от того с кем играешь. Вообще главное в стратегии, если ты играешь с человеком, это нестандартный подход, но есть вещи которые полезно знать.

  • Защищать свои осадные орудия щитами, они все равно дешевые до безобразия.
  • Не нападать на хорошо защищенный замок, кучей солдат, это редко помогает.
  • Нужно выбрать оптимальное расстояние для осады, там где вас не достанут стрелки.
  • Если получится, можно при помощи баллист поджечь вражеский замок, это заставит врага раскошелиться на восстановление, а если повезет, то и уменьшит количество вражеских войск.
  • Если на башнях есть орудия, то обстрел башен лучше вести из трибуше, хотя орудия с башен и до них достреливают, но опять же их можно защитить щитами.
  • Не стремитесь захватить замок быстро, спешка здесь не к чему.
  • И желательно довести ситуацию до того, чтобы рядом с вражеским замком стояли ваши стрелки и баллисты, и смело, и безнаказанно обстреливали каждого появившегося солдата.
  • Ну а дальше ты знаешь, что надо делать.

Более подробно о строениях и юнитах читайте в .

Судя по постам: с 2009 года ни одного поста не создавалось... А жаль, игра заслуживает внимания. Давно собирался, но времени нет: то экзамены, то тренировки, то ещё что ни будь, но положение спас ретро-конкурс. Как только узнал о проведении конкурса, принялся наверстывать упущенное.

Так как замечательный обзор уже есть, я решил попробовать написать об основных элементах в прохождении.

Итак, начнём с тактики боя.

Помощь в прохождении.

Помощь в прохождении.

Первое место по распространенности занимает метод "быстрой битвы". Суть заключается в найме ассасинов и уничтожении противников в самом начале игры, пока они не успели укрепиться в своих замках.

Помощь в прохождении.


Помощь в прохождении.

В данном случае нам потребуется только амбар, лагерь наемников, где непосредственно нанимаются ассасины, и ещё я обычно строю парочку домов. Всё! Нанимаем ассасинов и направляем их в замок врага. УЧТИТЕ: если ассасина обнаруживают, то в пятидесяти случаях из ста он останавливается и стоит на месте (наверное думает, что его перестанут палить созерцать и он исчезнет) Поэтому, не жалейте мышки и кликайте по вражескому полководцу.

Помощь в прохождении.


Помощь в прохождении.

Второе по распространенности место занимает мой любимый метод "развивайся и атакуй". Здесь же вам надо строить, собирать налоги, заботиться о сытости подчиненных и так далее и тому подобное Времени занимает намного больше, но количество полученного удовольствия в энное количество раз превосходит быстроту первого варианта.

Помощь в прохождении.


Помощь в прохождении.

Третий метод "ни то, ни сё" используется, когда надоедает сидеть за компом, лень или появляется более важное дело. Как и во втором варианте, мы развиваемся, набираем воинов, но как только набирается нужное количество человек, идём в атаку. Любители второго варианта создают красивые армии из конных мечников, арбалетчиков и т.д.

Здесь же нанимаем любых юнитов, главное, чтобы были эффективнее и дешевле в найме.

С постройками тоже самое. Главное, чтобы была еда, были налоги, было налажено производство оружия, была защита на первое время.

Помощь в прохождении.


Помощь в прохождении.

Переходим ко второй части: замок.

Каждый игрок видит свой замок по-своему. Лично мне нравится определенная систематика всех своих строений.

Помощь в прохождении.


Помощь в прохождении.

Вот, к примеру: дома и склад имеют форму правильного квадрата, пекарни и пивоварни построены в два ряда и расстояние между рядами в одну клетку. К сожалению, большинство игроков раздражают надоедливые соседи, которые постоянно что-то строят на вашей земле. Ладно, если на залежах камня или железа, может меньше просить будут, но они застраивают и без того дорогую плодородную землю.

Помощь в прохождении.


Помощь в прохождении.

Для победы вашего государства нужна мудрая власть и сильная армия. Мудрая власть – это вы. Куда уж мудрее. А вот, чтобы набрать армию, нужны ресурсы и деньги. Начнём с конца.

Существует несколько способов пополнить казну:

Во-первых, производить достаточно ресурсов и продавать их. Лучше всего для этого подходит добыча железа, так как оно самое дорогое сырье. Можно конечно и оружием приторговывать, но оно вам самим пригодится.

Во-вторых, стать попрошайкой и просить денег у своих союзников. Если же их нет, этот вариант отпадает.

И наконец, повышение налогов. Поскольку при подъеме налогов люди на вас обижаются и начинают уходить, надо дать народу пряник. И, опять же, несколько способов:

1) Разнообразие еды, но мало плодородной земли.

2) Возводить объекты развлечения, но люди начинают лениться и прогуливать работу.

3) Развивать религию, но соборы занимают много места, а чтобы охватить всех их потребуется штук пять.

4) Дать народу пива и водки эля. Люди не прекращают работать, требуется столько же места, как и в религии Но весело смотреть на шатающихся пьянчуг.

Помощь в прохождении.


Помощь в прохождении.

Если есть деньги будет и всё остальное. Сырье можно купить или добыть. Можно нанять людей в разбойничьем лагере, или создать оружие, а после более сильную армию. Всё в ваших руках, если есть деньги.

Третью часть занимает оборона.

Поскольку у каждого игрока своё представление о замке и каждая карта отличается одна от другой, то я дам пару советов и расскажу о свойства оборонительных средств.

Начнём с башен.

1)Сторожевая башня.

Позволяет разместить своих лучников/арбалетчиков на более высокую позицию и вести огонь на дальние расстояния. Вмещает пять человек, но существует лаг, который позволяет вместить хоть сотню человек в одну башню. Разделяете людей на группы по пять человек и одну за другой отправляете в башню. Каждая группа занимает свою позицию на башне. И вуаля, все отряды остаются в башне. Почему это происходит? Спросите у создателей, не предусмотрели русского человека.

Помощь в прохождении.


Помощь в прохождении.

2)Башенка и Защитная Башенка.

Отнес их к одному разделу, так как они очень редко используются. Отличие защитной от обычной не существенное. Немного повыше, вмещает больше людей. В первой части игры на Защитную Башенке можно было разместить баллисту или катапульту. В этой версии к сожалению нельзя.

3) Квадратная башня.

Вместе с круглой башней занимает много места, включает достаточно места, чтобы установить баллисту или катапульту и кучу народу, не думая о багах игры. Неплохой запас прочности, но отсутствует защита от вражеских стрел.

Желательно строить на возвышенностях, но из-за занимаемой площади это становиться проблематично.

Помощь в прохождении.


Помощь в прохождении.

4)Круглая башня.

Те же свойства как у квадратной башни, но немного выше запас прочности, предоставляет небольшую защиту от вражеских стрел и по мне больше соответствует той эпохе.

Все виды башен, кроме сторожевой, на одном скрине, если хотите прочесть детально обо всем , то заходите не стесняйтесь

Все знают для чего возводят стены. А вот про зубчатую стену большинство забывает. Напоминаю: зубчатая стена строиться только при прямом контакте с обычной стеной и защищает ваши войска, расположенные на стенах. Также большинство игроков полагаются на силу своей армии, это правильно конечно, но не стоит забывать и о рвах с водой! Любой армии врага потребуется некоторое время, чтобы засыпать ваш ров песком, дойти до стен, разрушить стены. За это время вы успеете сгруппироваться и нанести контрудар. Хочу заметить, что далеко не все юниты могут выкопать/засыпать ров. Не станет же рыцарь в доспехах под 40 кило с лопатой работать.

Помощь в прохождении.


Помощь в прохождении.

Лучники и арбалетчики составляют основную часть защиты замка. Эффективнее конечно арбалетчики, но рвы с нефтью могут поджечь только лучники с рядом стоящей жаровней. Рвы воспламеняются и сжигают всё, что ступило на территорию ловушки или прячется в соседних кустах. Можно, конечно, обойтись и волчьими ямами или псарнями. У кого какой вкус.

П.С. Надеюсь, помог, кому-нибудь с прохождением. Всю критику и впечатления оставляем в комментариях.

1. Лирическое вступление.

С давних пор (где-то 8 век нашей эры) у феодалов и рыцарей, помимо армии, родственников и герба был еще один предмет заслуженной гордости: каменный замок, в котором можно было отсидеться от армии соседнего феодала, либо же выйти с отрядом лучников и мечников и взять приступом замок соседа. Эта традиция жива и по сей день в играх серии Stronghold. Прежде, чем настрогать арбалеты и наковать мечи, нужно отстроить цитадель, детинец (маленький внутренний дворик, предпоследняя линия обороны) и собственно крепость.

Построение крепостей – великое искусство, ведь от него зависит ваша судьба (в игре, разумеется). К тому же приятно сознавать, что у тебя есть свой суперзамок, который не могут взять орды врагов. Так уж получилось, что атаковать можно тысячей способов, но отстроить замок где-то всего сотней (разницу в две-три маленькие башни не считаем). Большинство игроков-антирашеров (традиционное название – дикобразы), которые любовно обносят свой замок уже третьей стеной, нашли формулу своего замка для отдельно взятой карты и следуют ему, изредка подправляя ровную линию стен или добавляя пару жаровен в дот.

2. Нелирическое вступление. Данное пособие – плод обобщения как собственного опыта, так и скупых фраз с форумов интернета и самодельных переводов с немецких фан-сайтов. Цель данного пособия – изложить в доступной форме процессы постройки замка и планы организации обороны, включая некоторые бонусы. Большинство советов предназначены для мультиплейера и крестовых походов в Crusader’e, но подойдут (со скидкой на геймплей) для любой карты, где нужно построить замок. Профессионалов просим не кривиться, так как все когда-то были ламерами, а это пособие предназначено для уничтожения начинающих в игре (понятно, как) и в жизни (а вот тут уже имеется в виду переход на следующую стадию развития).

3. Экономика. Ежу понятно, что атаковать, не имея за спиной крепкого хозяйства можно лишь тогда, когда

1) Спецмиссия – взять приступом замок врага, либо продержаться n времени

2) При раше

3) Нечего терять

Ибо для того, чтобы накопить оружия и создать могучую армию, нужно иметь много ЗОЛОТА!!! И населения в том числе. Значит, нужна еда и популярность.

Экономика первична, война вторична. Построить замок без крепкой экономической системы невозможно. Итак, что нужно иметь ввиду при постройке экономической системы?

Первое. Научная организация труда — НОТ. Все расстояния (от зернофермы до склада, от рудников до склада, от склада до кузницы, от кузницы до оружейной) должны быть как можно короче! Чем короче, тем лучше!

Второе. При тесноте очень опасны пожары, и вот в чем дело. Допустим, враг поджег каменоломни и от них загорелись рудники. Пожарные (прикол – они несгораемые) потушили каменоломни, но от горящих рудников на каменоломни перекинулась искра, и снова все горит. К счастью, каменоломни трудносгораемы. Ну, далее. Против пожара строим чаны с водой, они вдвое дороже, но втрое эффективнее колодцев. Переходим на причины пожара. Если вы играете в военную миссию, я научу вас, как не пропустить рабов к вашему хозяйству. В экономике сложнее, там пожары бывают по ходу игры. Но – волков бояться, в лес не ходить.

Третье. Еда – очень важная вещь в хозяйстве. Единственная правильная еда – это хлеб, правило исключений не имеет. Охотники в крестовых походах недоступны, сады малопродуктивны, коровники при правильном производстве кожаной брони производят с гулькин нос, хмельники еды не дают. Формула хлеба: 3:1:8 (фермы, мельница, пекарни), может изменяться в зависимости от расстояний между элементами. Сначала, если жалко дерева, можно построить две фермы, потом достроить третью. Но я рекомендую не жмотничать. Как говорил тов. Сталин, начиная индустриализацию, «отстающих бьют». Излишки еды можно продавать, но об этом потом.

Четвертое.

Популярность и почтительность. Популярность зависит от налогов, эля, церквей и пряников или кнутов. Свадьба, ярмарка, чума – эпизодические события, на них не надо рассчитывать.

Эль – классная штука! Одна хмелевая ферма, две-три пивоварни, пара трактиров – и +4, +6 в кармане! На рынке эль тоже можно продавать, получая нормальные деньги и расчищая склад.

Церкви – тоже неплохо. Учитывая, что они по факту постройки дают +1 и +2 (это не считая бонусов от священников), а в соборе можно нанимать монахов (но какой от них толк? Я их использую декоративно – преторианская стража лорда bp, охраняет крышу замка и госказну), строения культа рекомендуются к возведению. Несколько дороговато. Впрочем, при наших доходах это можно себе позволить.

Пряники и кнуты. Это – палка о двух концах. Если вы добрый лорд, ваши войска круто сражаются, люди вас любят, но плохо работают, значит, еды будет не так много. Но им можно сократить рационы или установить откровенно грабительские налоги (они так и называются), на вырученные деньги закупая еду. Если вы жестокий лорд, ваши войска сражаются хуже, но люди лучше работают (зато ненавидят вас). Ничего! Еды они приносят больше – полуторный рацион плюс трактиры сгладят даже -5. Двойной рацион – вы с них налоги еще сможете собирать. Церкви – вообще кайф! Люди вкалывают на работе, и еще платят большие налоги. Другое дело, что меня гложет совесть пытать и мучить своих людей, которым я — как отец родной. Может, на картах типа «Последний рубеж» я и уставлю все свободные места петлицами, но…добрый я!

Здесь еще можно сделать финт ушами. Вот, вы уставили весь двор дыбами и петлями, народ в страхе наклепал горы брони и мечей. Пришло время идти в гости к соседу. Сносим пыткодром и водружаем монументы, святыни и все такое. Войска кричат «ура!» и отправляются в РЕШИТЕЛЬНЫЙ бой. Дикобразы очень не любят атаковать, но уж если атакуют, можете смело ожидать под стенами «железный капут» — сотню мечников. При уйме пряников — бонус к атаке +25, 125 рыцарей вместо ста – впечатляет? А может быть 75 вместо 100, так что у палачей свои проблемы.

Популярность – итог всего этого. Формула популярности: хлеб, церкви и выпивка. Можете смело использовать излишки популярности – драть ужаснаводящие налоги или ставить дыбы.

Пятое. Добывающая промышленность. Начало всех начал. Камень и руда – оборона и атака. На каждую каменоломню должно приходиться два-три вола. В самом начале игры, однако, не стоит строить несколько волов на каменоломню: камнетаскальщики будут по очереди таскать камни с площадки и темп доставки будет несколько другим: придется выждать в три раза дольше, но получить сразу 36 камней. Потом очередь рассеется, но такую пульсацию неприятно переносить. Рудники располагайте умело, они должны занимать как можно меньше поверхности руды, тогда их можно больше втиснуть.

Обидно, но возле каменоломен можно построить много привязей для волов, а с рудниками так не прокатит – один рабочий будет таскать слитки на склад.

Нефть очень нужна в обороне, а на рынке стоит дорого. Добывать в любом случае!

Лесорубен не стоит строить очень много, а не то они вырубят всю древесину под корень.

Вообще, в начале игры требуется ОЧЕНЬ МНОГО дерева и камня – на отстройку замка и хозяйства. Потом необходимость резко уменьшается, излишки можно продавать. Я в начале игры ставлю 4 лесорубки и покупаю дерева на 1000-1200 фунтиков, так как стартовое количество дерева мне могут обеспечить не менее 10 лесопилок, которые вырубят все под корень – себе же ничего потом не останется. Дерево – единственный медленновозобновляемый ресурс. Камень и руду вы можете добывать тысячелетиями.

Шестое. Военная промышленность. Надо объяснять неоходимость?

Соблюдайте НОТ. При равных расстояниях соотношение производств должно быть примерно таким.

Кузница (мечи)-бронница 5:4

Кузница (булавы)-кожница 5:4

Лучница (арбалеты)-кожница 1:1

Пикодельня (пики)-бронница 3:2

Кожница-молокозавод 1:1

Числа могут меняться в зависимости от добычи ресурсов и плана замка. Вначале можно строить три-четыре лучницы, когда будет штук 50 лучников, переводим все лукни, кроме одной, на арбалеты. Кожницы лучше строить заранее. Излишки производств можно продать или докупить (а то будет 22 арбалета и 17 кож – что делать?). Копейщики не нужны – разве что лестницы сталкивать, закупите десяток копий на рынке или попозже переключите копейню на пикню.

Есть одна обидная вещь, сильно портящая игру (или наоборот, облегчающая). При хорошо налаженной экономической системе, включающей максимальную добычу нефти, камня, железа – на рынке можно развить такую торговлю, что покупать оружие будет гораздо быстрее и проще, чем клепать самому. Арбалетчики должны быть при любом раскладе, но арбалеты и луки невероятно долго изготовляются – как и кожаная броня. При некоторых обстоятельствах будет проще закупать арбалеты на рынке.

В отличие от арбалетов и луков, все колюще-режущее и железная броня делаются достаточно быстро. Я рекомендую так – определитесь с тем, что вы будете клепать. Если против вас семь противников класса Кабана и выше – клепайте пикинеров и мечников как можно больше. Пехотинцев потом наймете – закупите все на рынке. Если враги несложные или вы – продвинутый рашер (тогда зачем читаете) – стройте молочные фермы, кожевенные мастерские, кузни под булавы.

Седьмое. Общие рекомендации: темп. Как в шахматах: если вы не делаете значительного хода, его делает ваш противник. Угадайте, в чью пользу? Стартовые две тысячи лучше потратить на дерево (впрочем 500 оставьте на военную индустрию) и построить громадное поместье с самого начала игры. Покупать камень можно, если у вас много противников-рашеров – Крыса, Змея и тому подобное. Потому что при налаженной экономике камня будет очень много, если вы не хотите сделать свой замок из квадратных башен, его останется только продавать.

Восьмое. Деньги. Налоги – плохой источник. Его хватает лишь на то, чтобы нанимать армию. Для чего-то капитального нужно торговать сырьем – железо, камень, нефть, дерево, мука и зерно. Хотя нефть лучше заливать в котлы и рвы, а из дерева делать волчьи ямы. Если в дереве потребность падает, лучше разрушить несколько лесорубен, оставить парочку. На военную промышленность должно хватить, а леса хоть немного подрастут.

Девятое. Вот так я начинаю строительство замка. Этот каменный квадрат –детинец, вокруг которого расположена вся добывающая промышленность, а внутри (хотя из-за стен этого не видно) – пищевкусовая. Позже в верхнем и нижнем углу я поставлю по башне, а снаружи пристрою военные мастерские и обнесу второй стеной и рвом. Сам по себе детинец представляет собой неплохую крепость начального уровня – когда я подстрою к нему башни и рвы. Этот скриншот – ранняя стадия строительства, чтобы вы ясно представляли себе детинец, я даже не успел построить трактиры, церкви и возвести оборонительную промышленность. Минуты две прошло на 20 скорости после запуска игры

Детинец был построен на карте «Кровавые равнины», но с 3 противниками. Вообще, эта карта – одна и моих любимых, так как там много ресурсов. Увы, когда там 7 врагов, надо опасаться раша.

Итак, как построить экономическую систему, вы уже знаете. Перейдем к людям?

4. Наше главное богатство – люди. Если ваш суперзамок, на который ушло 2000 камня будет обороняться тремя лучниками и лордом, то осаждающие полягут не от стрел, а от хохота. Хорошая оборона – бесконтактная. Это когда с врагом взаимодействуют только стрелы. В рукопашную можно вступать только с вышедшими вперед инженерами.

Какие люди нужны для бесконтактной обороны? Стреляющие всех видов.

Лучники. Они хлипки и не очень сильно атакуют, однако делаются быстрее и стоят дешево. Еще они могут копать ров и поджигать нефть – тут они незаменимы. И стреляют дальше и быстрее, так что они тоже нужны.

Арабские лучники – атакуют сильнее европейских, но стоят дорого. Тоже могут поджигать нефть.

Арбалетчики – лучшие стрелки в игре, выбор профессионала. Необходимы при обороне от любого серьезного врага. Но, к несчастью, не могут поджигать нефть, как следствие, необходимы еще и лучники.

Конные лучники. Стоят на пять монет дороже пеших, могут стрелять на ходу – вот их главная защита. Кроме того, имеют сабельку. В обороне бессмысленны, разве что загнать табун на холмик, если нет камня на дот (смотри далее).

Пращники. Они вам нужны?

Но увы, иногда приходится вступать в рукопашный бой.

Копейщики. Годны лишь для копания рва и отталкивания лестниц со стен. Можно поставить одну копейную мастерскую, на все нужды хватит. Рукопашная им противопоказана.

Пехотинцы. Это крутые ребята в кожаных куртках, заслужившие прозвище рокеров (или пиратов). Хороши при захвате стен и барбаканов, так как могут лазить по лестницам и очень быстро передвигаются. Кроме того, они очень больно бьют.

Пикинеры. Убить их из луков почти невозможно, из арбалетов – частично. Очень хороши при отрывании или закапывании рвов под градом стрел со стен. Кроме того, они могут принять на себя огненные рвы, поэтому не удивляйтесь, если враг вышлет к вам штук семьдесят пикинеров и те зароют вам ров, несмотря на ваше противодействие. В атаке они не очень, но обороняются хорошо, проломиться сквозь их ряды смогут только мечники или рыцари. Рекомендуются в обороне и наступлении, так как относительно быстро передвигаются.

Мечники. Страх и ужас. Убить их не проще, чем пикинеров, а в рукопашной они непревзойденны. Если они окажутся на ваших стенах, остановить их можно будет лишь с помощью мечников. Но они очень медленно ходят и мангонель сможет оказать на них значительное воздействие. А если они окажутся в луже нефти, то выбраться успеют немногие. Атаковать ими лучше всего тогда, когда десант рокеров уже на стенах.

Рыцари. Не умеют лазить на стены, но воюют как мечники. Хороши для контратак и уничтожения вражеских осадных машин. Также можно атаковать выбежавший вперед отряд лучников врага.

Монахи. Толку от них не очень много, но что-то в них есть. Я ими не воюю, а использую в качестве свадебных генералов.

Саперы. Легкоубиваемы и бессмысленны против рвов. Постарайтесь срезать его, прежде чем он начнет рыть подкоп.

Осадные рабочие. Мне их жалко, но на войне, как на войне. Убиваются на счет «раз», но стоят дешевле рабов. По ним хорошо направлять рокеров на стены и доты.

Инженеры с котлами. Это ужасное оружие. Его нужно применять умело. Если к стенам вашего замка подбегают рокеры, а все стены у вас в арбалетчиках – придержите инженеров. А если к вам ковыляют мечники – тут без масла не обойтись.

Рабы. Десяток лучников сможет перебить их, но если они что-то вам подпалят, то последствия будут большие. В рукопашной могут завалить лишь копейщиков и лучников.

Арабские мечники. Относительно быстры, но не так сильны. Чем-то хороши, но европейские круче. Дитя компромисса, что с него взять…

Ассасины. Незаменимая штука. Классно дерутся. Хороши против дотов и необрытых рвом стен. Десяток ассасинов смогут расчистить плацдарм для рокеров, уже взбирающихся по лестницам (они очень хрупки). Остерегайтесь их!

Огнеметатели. А вот это – полная фигня! Конечно, они не бегают к котлам и не потребляют дорогую нефть, но стоят дорого и зажигают мало территории. Хороши лишь в волшебных коридорах и желании сэкономить. Но есть одна ситуация – смотри далее.

5. Хозяйство лучше располагать так, чтобы враг до него не добрался – в тылу, позади замка, либо же окружив низкой стеной. С этим все. Теперь – о тактике построения обороны.

Замок оберегается тремя стихиями – земля (камень), вода и огонь. Поговорим о стихии земли.

Одной из важных вещей в игре является дот. Что такое дот? Это квадратная или сторожевая башня, стоящая отдельно от замка на эспланаде (ровная чистая площадка перед замком, где так неуютно вражеской пехоте). Башня окружается одним или двумя рядами стен, пристраивается барбакан или лестница, наверх заводится бригада арбалетчиков и лучников, барбакан закрывается, низ лестницы сносится. Все! Теперь это сооружение можно взять лишь ассасинами (поэтому лучше лестница, чем барбакан), осадными рабочими или осадной башней. Против осадных рабочих помогает нефть или копейщики, а осадная башня – штука одноразовая. Враг встает перед дилеммой – потратить башню на чертов дот или пройти далее под градом стрел? Дот обстреливает все пространство вокруг, но брать его бессмысленно, с него пути никуда нет. Долбать же его тараном – зачем? Учитывая стены вокруг дота, это займет очень много времени, а арбалетчики сделают свое черное дело. С дота можно обстреливать противника, подошедшего вплотную к замку, что очень удобно. Дот также хорош, чтобы господствовать над фермами, расположенными в низинах. Знаете, есть такие карты, где некий важный ресурс расположен только в центре карты, так там доты полезны, чтобы враг не построил там свои фермы или каменоломни, или не разрушил ваши. Против рабов можно строить сторожевую башню с пятаком лучников – этого хватит. Нельзя распылять свои силы.

Вы спросите, а зачем лучники на дот? Просто нефть могут поджигать только лучники, а любой настоящий феодал окружит свой замок лужами нефти. Но о них – смотри далее.

Финт! Как посадить уйму народу на башню? Возьмем, к примеру, сторожевую (5 человек максимум). Выделяем 5 арбалетчиков и отправляем их наверх. Пока они бредут к башне, выделяем следующие 5 арбалетчиков, снова наверх, и т.д.

Теперь – о замке. У каждого дикобраза свое представление, каким должен быть неприступный замок. Скажу то, что оборона должна быть СТУПЕНЧАТОЙ, и если враг прорвал одну линию обороны, он должен тут же остановиться перед другой.

Враг разнес барбакан и врывается во внутренний двор? Не беда. Ближайшая лестница должна быть как можно подальше, а путь к ней прегражден нефтью и волчьими ямами. Кстати, лестницы должны быть около казарм, чтобы оперативно отправлять свежевыстроенные войска на стены. Враг поднялся на стены? Мечники к бою! Убить пришельцев! Между цитаделью и стенами не должно быть контактов: тогда враг неизбежно спустится вниз, во двор, а там должна быть нефть! Неплох вариант, когда детинец выстраивается из высоких стен, а остальной замок из низких, тогда пробираться врагу становится очень сложно. Правда, низкую стену легко сломать.

Про стены: нормально, когда строится две стены, потом зубчатка. Отлично – три стены, потом зубчатка. Снаружи можно пристроить низкие стены «через две», чтобы врагу было не подогнать осадные башни, так же можно обстроить дот. Но в таких укрытиях легче укрываться вражеской пехоте и ассасинам – необходимо расстреливать их с дота. При нерасторопности противника ассасины могут залезть на участки низкой стены и там остаться. Пути назад нет, ребята. Учтите только, что хитрый враг может снести эти надолбы и только потом подогнать осадку.

Про башни: угловые башни должны выступать на две-три клеточки, чтобы обстреливать врага, подошедшего вплотную к стене. Барбакан и прибарбаканные башни – аналогично.

На угловые башни лучше ставить толпы лучников и арбалетчиков, на прибарбаканные и стенные – баллисты. На барбакан – взвести отряд арбалетчиков. На стены лучше ставить копейщиков и инженеров с маслом. Везде, где есть лучники, должны стоять жаровни. Горящие стрелы оказывают психологическое давление на соперника (если он человек), к тому же, он может подумать, что если там стоят жаровни, значит, нефть тоже имеется, и отложить атаку.

Машинки: баллисты нужнее, чем мангонели. Мангонели в большом количестве хороши против неповоротливых, но ценных рыцарей. А уставить все башни мангонелями нельзя – баллисты нужнее. Две-три, лучше четыре баллисты – вот выбор профессионала. Вражеские требюше и катапульты прикрыты щитами, поэтому решение – несколько стрел, летящих с разных сторон. Беспроигрышный вариант – баллиста на доте. Лишь суперпрофи будет раздалбывать дот (он знает, как опасна такая вещь) – исключительно с требюше, но это займет много времени. Со стенами разобрались.

Как противостоять осадным машинам врага? Можно выстроить уйму баллист, можно не дать инженерам построить их. Часто ИИ отправляет инженеров вперед армии, где на их пути можно построить псарни – от инженеров даже клочка одежды не останется. Также можно обстрелять инженеров с дота или встретить их отрядом всадников.

Против осадных башен помогает ров и выступы на стене, против таранов – баллисты и огонь (ну и ров, само собой). Против катапульт – баллисты, против требюше – баллисты или другие требюше. Вот тут и пригодится баллиста на доте! Она обстреливает врага, пока тот не подкатил свои машинки к замку.

Требюше – страшная вещь. А кто подставит требюше под огонь с дота? Враг построит подальше, но тогда оно может не дострелить до замка.

С этим разобрались, теперь две оставшиеся стихии. Если ваш замок на равнине, его нужно обнести рвом. Ров лучше делать со всех сторон замка, причем рекомендуется копать пикинерами и лучниками под прикрытием арбалетчиков на стенах. Если к вам прибежит бригада рабов – арбалетчики прибьют их к земле в мгновение ока, копать можете не переставать. То же самое касается небольших отрядов. А если враг засек, что сейчас вы рвом укрепите свою оборону и решает атаковать прямо сейчас, лучше немедленно выводить всех из рвов и гнать на стены.

Если ваш замок на холме – это замечательно! Ваши лучники стреляют убойнее и дальше, а враг поднимается по склонам холма так медленно, что немногие достигнут подножия стен. На далеких холмах хорошо ставить доты. Но на холме нельзя задействовать ров. Тут в дело вступает огонь. Рвы с нефтью помогут врагу отправиться в небытие. Делать сплошную заливку могут лишь богатые феодалы, хотя это – Аравия, нефти здесь много. Дикобразы размещают нефтяные клетки в шахматном порядке, тогда при таком же расходе нефти можно залить вдвое большую площадь. Делать большие поля – нежелательно, лучше всего – наносить ленточки по краям рвов (это на равнине) и против барбакана и башен. Небольшие прямоугольнички создают более гибкую оборону. Враг может послать к вам десять пикинеров, под их ногами загорится нефть, прогорит. Враг подумает, что нефть выгорела вся… а тут вы подожжете другое нефтяное поле.

Еще можно сделать подлый трюк: поставить параллельно стене другую стену – низкую, в которой будет один узкий пролом. Разрушать эту стену противник не будет, разве что пробьет новый проход. Ну, не мне вам объяснять, что сразу за проходом нужно разлить нефть, так как враг сможет прийти только оттуда. Еще надо подмаслить по краям, чтобы сорвать планы по обходу препятствия. Также врагу может прийти в голову мысль укрыть за стеной отряд мечников от ваших стрел. Бедные… Лет через восемьсот будут археологи закопченные доспехи выкапывать, ведь за стеной была нефть.

Есть еще одна ипостась нефти: масло в горшках. Ужасающая вещь. Три инженера на барбакан, два на каждую башню и оборона ваша нехило усилилась! Этих инженеров я ласково называю «маслята» или «кипеловцы». Ведро кипятка несет смерть почти любому подошедшему врагу, а площадь, на которую разливается масло, значительно превосходит площадь, покрываемую огнеметчиками. Позаботьтесь, чтобы инженеры могли как можно короче добираться до котла с маслом, это очень важно. Оборону у них лучше делать пассивной (трое юнитов подходят к стене и начинают зажигать =).

Волчьи ямы хорошо делать в узкостях и проходах. В узкостях враг бежит, сбившись в кучу – на одну клеточку приходится до десяти человек – и попадает на яму. Ярость врага превосходит все пределы.

Если вы играете против ИИ, то очень хорошо помогает так называемый волшебный коридорчик – длинный проход в стенах. Когда я учился в школе, старшеклассники становились в узком коридоре и пихали друг на друга всю проходящую там мелкоту. В игре нечто похожее: в проходе волчьи ямы, на стенах – маслята или огнеметатели, ну, и до кучи лучников-арбалетчиков. Дело в том, что тогда враг не будет пробивать стены, а попрет прямо к замку – этот коридор должен вести во внутренний двор и к замку. Некоторые люди тоже могут не вынести искушения и введут свои войска в проход. Учтите, что это должен быть действительно труднопроходимый коридорчик. Лучше лабиринт – чем длиннее, тем лучше.

6. Тактика обороны.

Чтобы умело обороняться, надо представлять, как атакует враг. Атаковать враг может двумя формациями.

Первая формация – сосиска. Люди вытянуты в длинную колонну. Очень плохая формация. Как правило, возникает, когда войска прибегают издалека или пробираются через брешь в стене. В такой формации прибегают диверсионные отряды рабов. Перестрелять такую формацию легко, атаковать ей очень сложно.

Вторая формация – развернутый фронт, пехотная цепь. Возникает после перегруппировки и держится недолго, при больших переходах превращаясь в сосиску. Такая формация очень опасна в бою, и вот почему. Если в сосиске в бой вступает только ее начало (5-6 человек), то в развернутом фронту в бой вступает значительно больше юнитов. Само собой, грамотный лорд сделает на пути врага как можно больше препятствий, способствующих формированию сосиски, — веселый коридорчик, стенка перед замком. Но лучше всего – вырыть два рва. Что же мы видим? То, что атаковать через узкую перемычку между рвами смертельно опасно. Необходимо зарыть передний ров и только тогда идти, что тоже пожароопасно. Если на вас идет ИИ, не волнуйтесь, он пойдет прямо по огненному перешейку. Человек догадается о ловушке, но для того, чтобы под ураганом стрел (на стенах должно быть МНОГО арбалетчиков) зарывать ров, когда вон, рядом есть такой удобный переход, нужно иметь холодное сердце и армированные нервы.

Ну вот, враг зарыл ров (я понимаю, что мало кто дойдет даже до рва, но профессионал должен быть всегда готов) и начнет пробиваться внутрь. Против осадных башен средство указано выше, против катапульт помогают тройные стены и баллисты на башнях и дотах. Требюше обычно бывает окружено уймой щитов, но для того, чтобы дотянуть до барбакана, оно должно располагаться в зоне досягаемости дота. Постарайтесь замочить инженеров, прежде чем они войдут в палатку – требюше статично и построить его за тридевять земель, а потом подкатить – не получится. Тараны… Пробить таранами стену будет очень трудно, а вот барбаканы и башни нужно защищать. Конечно, враг может попробовать вручную разнести барбакан, но против него есть маслята. А потерять сотню мечников не всякий враг решится – чем тогда атаковать? Ассасины – опасная штука. Жалко, что нельзя срезать веревку, по которой они карабкаются. Решение – арбалетчики. Осадные рабочие уничтожаются даже лучниками. Еще на стенах нужно держать копейщиков для отталкивания лестниц. Но вот, допустим, враг прорвался на стену.

На стенах должны быть мечники или пикинеры! На стену при хорошей обороне взлезут лишь копейщики (вы их боитесь?) пехотинцы (а вот это уже сложнее, они хорошо бегают и дерутся), лучники (враг олигофрен – посылает лучников в рукопашную) и ассасины. Пикинеры смогут сдержать первый напор, пока место прорыва засыпается вашими стрелами, а ваших мечников в рукопашной можно одолеть лишь при огромном числе атакующих. Вот тут пригодятся узкие стены: много врага не пройдет. Но узкие стены легче пробить…

Да еще, в местах стыка стен (например, детинца с внешними) надо ставить низкую стену (и никакой зубчатки, ибо по ней легко пробираются юниты), а уж потом высокую, иначе враг сможет прорваться по стенам внутрь, в детинец, минуя двор, что недопустимо! Врага надо заставить спуститься внутрь – может, он дальше подниматься не будет. Вот что значит – ступенчатая оборона!

Двор должен быть залит нефтью, а стены детинца – усыпаны арбалетчиками. Тогда враг оказывается в каменном мешке с пылающим дном. Сгорит, конечно, вся инфраструктура и индустрия, но, если вы уцелеете, то все отстраивается быстро. А если вы не уцелеете, то все это автоматически разрушится в момент вашей гибели.

Разумеется, во внутреннем дворе не должно быть ваших людей: все они должны быть на стенах и барбаканах.

Итак, враг в пылающем дворе и ему снова нужно атаковать барбакан. Если он просто прорвался внутрь – не по стенам, то это хорошо, его сверху бьют со всех сторон. Прорваться в детинец он сможет лишь пробив стену. Осадники не выживут ни минуты, башню или таран внутрь провести трудно (хотя этот вариант надо предусмотреть), ассасины на близкой дистанции будут перебиты. Враг может дождаться, пока все выгорит, включая котел с маслом (его можно поставить и в детинце, но тогда до него будет очень долго добираться) и попрет к стенам. Тут и пригодятся огнеметчики! Толку от них мало, стоят они дорого, но в такие моменты независимость от котла с маслом очень ценна. Вот уж поистине, дорого яичко ко христову дню. Если вы видите, что враг вот-вот прорвет оборону детинца, немедленно отступайте в замок! Мечников, маслят и огнеметчиков – наверх, если есть место – арбалетчиков тоже. Но они могут посидеть и где-нибудь на стенах. Обычно враг уже писает кипятком (шутка ли – столько людей положил) и прет прямо на прорыв, минуя стены. Пехотинцев-рокеров можно блокировать на стенах пикинерами. Они задержат их, пока арбалеты поливают стрелами атакующих.

В замок можно войти только с одной стороны. Лейте масло! Кидайте греческий огонь! Не сдавайтесь! NO PASARAN!!!

ВРАГ НЕ ПРОЙДЕТ!!!

7. Человеческий фактор.

Бывает и так: дикобраз выстраивает ужасающие заграждения и доты впереди замка, а соперник с прибаутками оббегает сбоку и залезает в замок с тылу, где только пять лучников киснут в сторожевой башне. Окружайте замок рвом со всех сторон! Противобашневые надолбы, если хотите сэкономить или не париться, можно строить только спереди и сбоку на башнеопасном направлении, а вот ров должен обходить замок кругом. Если рва нет (вы на холме), будьте готовы к тому, что враг может атаковать сбоку. Лучники и арбалетчики должны быть со всех сторон, подходы с флангов перекройте полосками нефти. Рукопашников держите на стенах: когда заполыхают внутренние дворы, там должен быть только враг. Стены оборонять можно долго, так как развернутый фронт на стенах маловероятен. В общем, если против вас воюет ИИ, то он будет, скорее всего, лезть в лобовую атаку. А человека бойтесь отовсюду. Не считайте себя умнее всех, даже если вы гуру. Всегда лучше исходить из того, что противник будет бить в самую слабую точку замка – так оно обычно и делается. Можете сделать приманку: барбакан спереди замка, а не на задворках, как у Саладина. Большинство игроков попытаются захватить барбакан и оббегать замок не будут (решается проблема удара с тыла), хотя к тому же барбакану мало кто прорвется – читай инструкции по построению сосисок. Используя указанный выше финт, можно построить сзади замка сторожевую башню и загнать на нее 30 арбалетчиков. Поверьте, врагу будет очень неприятно ошибиться в числе защитников того или иного направления.

Психологическое давление. Для атаки нужно хладнокровие, без него разъяренный враг (человек, а не ИИ) может пойти прямо в волшебный коридорчик. Как разъярить врага? Один из самых простых способов: возле каждой группы лучников ставьте мангал, он же жаровня. Горящие стрелы очень красиво смотрятся. Если армий врага не видно из-за дымных стрел, то враг может легко потерять самообладание. Умный враг может и не потерять, он знает, что горят только стрелы лучников, следовательно, за пикинеров или мечников можно не бояться.

В замке можно построить требюше и стрелять коровами по отрядам врага. Обычно, пока враг закапывает ров, остальные стоят под градом стрел. Помните, у врага не два монитора (если он не ИИ или же не имеет дорогущую «вичку» — видеокарту Matrox Parelia с выходом на три монитора), следовательно, пока люди копаются во рву и враг смотрит туда, «элитный отряд мечников для последнего штурма» может заметно прорядиться от эманаций коровьей туши. То же самое верно в отношении вас, так что следите за тылами. Там могут оказаться отряды ассасинов.

Еще к доту можно подстроить маленький дворик и в нем расположить требюше, это вообще круто. Разрушить требюше можно только при атаке дота, стены оградят его от всех стрел. Может, конные лучники смогут выбить полжизни у требюше, но ведь у вас есть кто-то на самом доте, верно? Расположенное в доте требюше, даже если оно не достреливает до замка врага (если достреливает, то это прямо новогодний подарок), сможет метнуть пару коров в подходящие войска врага. Знаете, пехотинцы и лучники выбегают вперед всей армии, а мечники идут медленной сосиской, так что пока враг маневрирует и перестраивает войска, не теряйтесь. Дотам обычно приходится несладко при любом раскладе, поэтому умирать надо с музыкой, как говорил панк, попав в плен к рэпперам.

Если ваш дот СЕРЬЕЗНО разозлил врага, будьте готовы, что где-то возле вражьего замка внезапно возникнет требюше и откроет ураганный огонь по доту. Обычно такие требюше задумываются как противодотные и надежно защищены щитами. Это означает, что против вас применено ваше же собственное оружие: видеть свой родимый дот под артобстрелом неприятно, а противодотное требюше можно разрушить только с требюше. Дуэль двух требюше… Азия-с, дикари-с, но иного не остается. Противотребюшетная вылазка, сделанная вами, может закончиться крайне неожиданно – поднимитесь на несколько страниц вверх и прочитайте инструкцию к доту (хорошо сказал, правда?).

Однажды, когда я воевал на «Кровавых равнинах», то самым близким ко мне оказался замок Саладина, который водружает на своих башнях мангонели. Так эти мангонели открыли огонь по моим башням! Разрушить башню с мангонеля очень трудно, но сидеть за компьютером и видеть, как какой-то негодяй убивает моих людей и вышибает по 10 жизни с башен, было очень трудно. Да, я возвел три требюше и смел ненавистную башню с лица земли (мангонель с баллисты оказалось невероятно долго уничтожить), но Саладин строил все новые башни и мангонели. ИИ не поддается на провокации, а человек рано или поздно начнет нервничать.

8. Устраивайте учения с компьютером на картах «Союз клинков равнины», «Последний рубеж» и т.п. Семь Ричардов Львиных Сердец как противники помогут вам отточить свое мастерство и мечи. В образовательных целях хорошо становиться в одну команду с Волком, Ричардом, Саладином – посмотреть и запомнить, как они делают свои замки. Помимо того, что это пригодится вам при штурме их замков, некоторые детали вы можете использовать при постройке своей крепости. Волк строит ужасающие замки – обилие инженерных средств обороны потрясает. Крепости Ричарда сильны людьми, а Саладина – теснотой и малопроходимостью. Кабан и Калиф (они примерно равны по мощи) строят неплохие замки, у них тоже можно поучиться.

В атаке я, увы, не силен. Поэтому буду очень рад, если кто-нибудь напишет подобное пособие для атаки.