Сборник тренинговых занятий по формированию коммуникативной толерантности у подростков. Игры на развитие толерантности у детей дошкольного возраста картотека (подготовительная группа) на тему Игры по толерантности в начальной школе

Классный час в 6 классе Психологическая игра « Толерантность» Подростковый возраст – важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток – уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношений к ней как к важнейшей ценности общества – значимый вклад школьного образования в развитии культуры мира на Земле.

Цель: Ознакомить участников игры с понятием «толерантность»;

Задачи: 1. Стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания

толерантности.

2. Научить участников конкретным приемам, позволяющим развить у себя качество

толерантной личности.

    Вводная часть

- Сегодня мы с вами поговорим о толерантности. В разных культурах понимание толерантности не однозначно и зависит от исторического опыта народа. В английском языке, в соответствии с Оксфордским словарем, толерантность - «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском - «уважение свободы другого, его образ мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным значит « позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском языке толерантность – это «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение …. расположенность к другим», в персидском – « терпение, выносливость, готовность к применению». В русском языке существует два слова со сходным значением – толерантность и терпимость. Термин « толерантность» обычно используют в медицине и в гуманитарных науках, и означает «отсутствие или ослабление реагирования на какой – либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А более знакомое и привычное слово «терпимость», употребляемое в обычной речи, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей». Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. В последние десятилетиям понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира.

    Разминка Упражнение «Чем мы похожи»

Цель: создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе.

Ведущий приглашает в круг (члены группы сидят в кругу) одного из участников на основе какого – либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Айрана, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы живем на Земле, или мы одного роста и т.д.)», Айрана выходит в круг и приглашает выйти кого – нибудь из участников таким же образом.

Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в круге.

Упражнение «Комплименты» Цель: повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы. Материалы: небольшой мяч.

Ведущий предлагает участникам придумывать комплементы друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплемент. Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная прическа». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплемент и так далее. Важно проследить, чтобы комплемент был сказан каждому участнику.

    Основная часть Упражнение «Что такое «толерантность»

Цели: дать возможность участникам сформулировать «научное понятие» толерантности;

показать многоаспектность понятия «толерантность»

Материалы: определения толерантности. Написать эти определения следующим образом: на одной стороне слова «Толерантность – это…», а на другой – определения. Перед началом игры прикрепите эти листы на доску, чтоб на лицевой стороне было написано «Толерантность – это». После выступлений представителей подгрупп поверните их другой стороной.

Ведущий делит учащихся на 2 группы. Каждой группе предстоит выработать в результате «мозгового штурма» свое определение толерантности. Включить в это определение то, что, по вашему мнению, является сущностью толерантности. Определение должно быть кратким.

После того, как группы представят свои формулировки, ведущий поворачивает заранее заготовленные определения «лицом» к классу.

Учитель задает вопрос: - Можно ли дать одно определение понятию «толерантность»?

Упражнение «Лукошко» Цели: работа с понятием «толерантность» при помощи ассоциативного ряда;

развивать фантазию, творческое мышление.

Материалы: лукошко или пакет с мелкими предметами (например, игрушками из «киндер – сюрпризов», значками и т.п.). Количество предметов должно превышать количество участников группы.

Ведущий проходит по кругу с лукошком, в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой – то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую – нибудь связь между этими предметами и понятием толерантность. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. Например: «Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру».

    Заключительная часть

Рефлексия игры. - Некоторые из вас впервые познакомились с понятием «толерантность». Какие из определений толерантности вызвало у вас наибольший отклик? - Представляется ли тема толерантности актуальной, и если да, то почему? - Удалось ли вам узнать о себе что-то новое?

Слайд 2

Вот уже несколько лет мы живем в XXI веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, увереннее, радостнее. Но в современном обществе активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов. Почему?

Слайд 3

Учитель может и должен:

воспитывать в духе мира; признавать способности каждого и уважать чувство и позицию каждого; быть примером для детей; уметь слушать; поддерживать эмоциональные привязанности; развивать у учащихся чувство взаимного расположения; давать возможность учащимся самостоятельно решать проблемы; избегать жестких иерархических отношений; не допускать проявлений авторитаризма; поощрять совместную деятельность.

Слайд 4

Толерантность- это способность без агрессии воспринимать мысли, поведение, формы самовыражения и образ жизни другого человека, которые отличаются от собственных. Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Слайд 5

Начальная школа

Средняя школа Старшая школа

Слайд 6

Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. Цель: формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого. Задачи: Изучение понятий, связанных с проблемой толерантности. Демонстрация сходства и различия учащихся. Воспитание умения слушать другого человека.

Слайд 7

Упражнение «Приветствие»

Педагог предлагает детям поприветствовать друг друга, передавая по кругу мяч. Дети называют свое имя и присущие им качества.

Слайд 8

Упражнение «Как бы вы поступили в том или ином случае?»

Ситуации. В класс приходит новенький ученик. В первые два дня он успевает получить 3 двойки. Кто-то говорит, что он «дурачок», не будем с ним дружить!» Твои действия. Твой друг-одноклассник попросил у тебя тетрадь на выходные и испачкал ее. Учитель в понедельник решил проверить ее. Предположите возможное развитие событий. Как себя поведешь Ты? Твой друг? Учитель? Твои родители запрещают тебе дружить с мальчиком (девочкой), потому что их семья не такая обеспеченная. Что скажешь ты в защиту своего друга или согласишься с мнением родителей? Твой одноклассник взял у тебя поиграть игру (почитать книгу) и не отдает уже месяц. Стоит ли напоминать ему о долге или лучше промолчать?

Слайд 9

Упражнение: Фрагменты из М/Ф: «Гадкий утенок», «Голубой щенок»

Примерные вопросы к обсуждению: - Почему не хотели дружить с щенком? Чем он не похож на всех? Правильно ли они поступали? - Почему они дружат? Похожи ли они? - Что значит быть гадким утенком? Что испытывает утенок? Чем заканчивается этот мультик? Вывод? - Почему они восхищаются им теперь? Вывод.

Слайд 10

Подростковый возраст – важнейший период в психосоциальном развитии человека. Цель: Ознакомить участников игры с понятием «толерантность»; Задачи: Стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания толерантности. Научить участников конкретным приемам, позволяющим развить у себя качество толерантной личности.

Слайд 11

Цель: создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе. Ведущий приглашает в круг (члены группы сидят в кругу) одного из участников на основе какого – либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Таня, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы живем на Земле, или мы одного роста и т.д.)», Таня выходит в круг и приглашает выйти кого–нибудьиз участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в круге.

Слайд 12

Упражнение «Комплименты»

Цель: повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы. Материалы: небольшой мяч. Ведущий предлагает участникам придумывать комплементы друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплемент. Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная прическа». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплемент и так далее. Важно проследить, чтобы комплемент был сказан каждому участнику.

Слайд 13

Упражнение «Лукошко»

Цели: работа с понятием «толерантность» при помощи ассоциативного ряда; развивать фантазию, творческое мышление. Материалы: лукошко или пакет с мелкими предметами (например, игрушками из «киндер – сюрпризов», значками и т.п.). Количество предметов должно превышать количество участников группы. Ведущий проходит по кругу с лукошком, в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой – то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую – нибудь связь между этими предметами и понятием толерантность. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. Например: «Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру».

Слайд 14

Упражнение «Аплодисменты»

Цель: - повышение настроения и самооценки, активизация участников группы.Необходимое время: 5 минут. Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Ведущий просит встать всех тех, кто обладает определенным умением или качеством. Например: «Встаньте все те, кто умеет вышивать, кататься на горных лыжах, любит смотреть сериалы, мечтает научиться играть в большой теннис» и др. Остальные участники группы аплодируют тем, кто встал.

Слайд 15

Упражнение «Построиться по росту»

Цель: - повышение уровня сплоченности, взаимопонимания согласованности действий в группе. Необходимое бремя: 5 минут. Процедура проведения. Участникам группы предлагается закрыть глаза и построиться по росту (другой вариант: встать по кругу). Группа может сделать несколько попыток.

Слайд 16

Сложившаяся в стране демографическая ситуация в первую очередь негативно отозвалась в учреждениях образования. Повсеместно по России стало снижаться количество детских садов и школ.

Слайд 17

Начало игры.Жеребьевка: заранее готовятся 28 шариков 4 цветов (по 7 шариков 1 цвета), 28 бейджиков с номером команды на бумаге 7 цветов радуги. Каждому участнику предлагается вытащить из мешка по шарику и надуть его – так формируются команды 4 цветов: 1 - «зеленая», 2 – «красная», 3 – «синяя», 4 – «желтая». Каждому участнику команды раздается бейджик, таким образом, что в команде каждому участнику соответствует один из цветов радуги.

Упражнение «Забавная аннограмма»Вызываются «красные» члены команд – они выдирают конверт, в котором находится 7 букв. Эти буквы распределяются между членами команды. На время они должны выстроится в линию таким образом, чтобы получилось слово (например: дружный, товарищ, подруга, команда).

Слайд 18

Упражнение «Снежный ком» Участники группы сидят в кругу.Первым представляется ведущий. Затем сидящий слева от него называет имя ведущего и свое имя. Каждый следующий участник называет по очереди имена всех, представлявшихся,до него. Таким образом, участнику, замыкающему круг, предстоит назвать имена всех членов группы. Упражнение«Сосед справа, сосед слева» Участник, в руках у которого находится мяч, называет имена соседей справа и слева от себя, а затем представляется сам. После этого он бросает мяч любому из членов группы. Получивший мяч вновь должен назвать имена своих соседей справа и слева и представиться сам и так далее.

Слайд 19

Упражнение «Комплименты»Вызываются «желтые» и «оранжевые» члены команды (в этом случае один член команды должен быть юноша, другой - девушка). Им дается задание: сказать как можно больше друг другу комплименты. Упражнение «Песня о дружбе»Приглашается «зеленые» члены команд, они выбирают конверт с названием песни, которую команда должна исполнить Например: «Улыбка», «Ты да я», «Вместе весело шагать», «Дружба». К голосованию по определению лучшего исполнения можно подключить зрителей.

Слайд 20

Упражнение «7 злаков»

Приглашаются «голубые» члены команды: они получают у ведущего по 7 спичечных коробков. На полу расстилаются 4 ватмана с рассыпанными на них 7 видов зерновых культур: рис, горох, гречка, ячмень, семечки, орехи, фасоль. Каждый участник команды в свою коробочку должен собрать свой злак. Оценивается командный результат: то есть чья команда соберет быстрее, та и получает очко.

Слайд 21

Упражнение «Подарочный бантик»Приглашаются «синие» участники команды, им раздаются по 1 атласному бантику (2,5 м.). Задание: обвязать всю команду подарочным бантиком на время. Упражнение «Каша дружбы»Участникам команды раздаются чайные пластмассовые ложечки и по одной тарелке с манной кашей. Задание вся команда одновременно должна есть кашу из этой тарелки на время. Очко присуждается команде, которая наиболее качественно и быстро съела «Кашу дружбы».

Слайд 22

Упражнение «Общий ритм»

Цели: - повышение сплоченности группы. Необходимое время: 5 минут. Процедура проведения. Участники стоят в кругу. Ведущий несколько раз хлопает в ладоши с определенной скоростью, задавая ритм, который группа должна поддержать следующим образом: стоящий справа от ведущего участник делает один хлопок, за ним - следующий и т.д. Должно создаваться ощущение, будто в заданном ритме хлопает один человек, а не все члены группы по очереди. Это упражнение редко удается с первого раза. После нескольких пробных кругов из игры постепенно выбывают участники, нарушающие общий ритм.

Слайд 23

Упражнение: «Эмблема толерантности»

Цели:- продолжение работы с определениями толерантности;- развитие фантазии, экспрессивных способов самовыражения. Материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, скотч. Процедура проведения. На предыдущем этапе участники выработали собственные определения толерантности и ознакомились с уже существующими. Ведущий отмечает, что Обсуждение проходило на интеллектуальном, абстрактном уровне. Следующее упражнение позволит подойти к этому с другой стороны - участникам предстоит создать эмблему толерантности. Каждый попытается самостоятельно нарисовать такую эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, национальных флагах. Процесс рисования занимает 5-7 мин. После завершения работы участники рассматривают рисунки друг друга (для этого можно ходить по комнате). После ознакомления с результатами творчества других участники должны разбиться на подгруппы на основе сходства между рисунками. Важно, чтобы каждый участник самостоятельно принял решение о присоединении к той или иной группе. Каждая из образовавшихся подгрупп должна объяснить, что общего в их рисунках, и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность их эмблем (обсуждение- 3-5 мин.).

Слайд 24

Упражнение «Пантомима толерантности»

Цель: та же, что и в предыдущем упражнении. Необходимое время: 15 минут. Материалы: написанные на отдельных листах бумаги несколько определений толерантности; все, что может пригодиться для пантомимы - моток веревки, лента, принадлежности для рисования. Процедура проведения. Все участники разбиваются на 3-4 (по 3-5 человек). Каждая подгруппа получает из определений толерантности, вывешенных на доске. Задача состоит в том, чтобы пантомимически изобразить это определение таким образом, чтобы остальные участники догадались, о каком именно определении идет речь. На подготовку пантомимы- 5 мин. Обсуждение.Ведущий задает следующие вопросы: Какая пантомима была наиболее «однозначной» и не вызвала затруднений при угадывании? С какими затруднениями столкнулись группы в процессе придумывания пантомимы?

Слайд 25

Упражнение «Превращения»

Цель: - самопознание и самовыражение с помощью метафорических средств.время: 10 минут. Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает участникам завершить следующие предложения: Если бы я был книгой, то я был бы… (словарем, томиком в...); «Если бы я был едой, то я был бы... (кашей, картошкой) »; «Если бы я был взрослым, то я был …»; (другие варианты - песней или музыкой, явлением г, видом транспорта...). Все отвечают по кругу.

Слайд 26

Упражнение «Волшебная лавка»

Цели: - дать участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.Необходимое время: 20 минут. Процедура проведения. Попросите участников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные «вещи»: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, склонность не осуждать других, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию. Напомним, что с этими качествами группа работала в предыдущем упражнении и бланк с их перечнем все еще висит на доске. Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на какие-нибудь другие. Вызывается один из участников. Он может приобрести одну или несколько «вещей», которых у него нет. (Это те качества, которые, по мнению группы, важны для толерантной личности, но отмечены «О» в колонке А опросника этого участника, т.е. слабо выражены у него.) Например, покупатель просит у продавца «терпения». Продавец выясняет, сколько ему нужно «терпения», зачем оно ему, в каких случаях он хочет быть «терпеливым». В качестве платы продавец просит у покупателя что-то взамен, например, тот может расплатиться «чувством юмора», которого у него с избытком. Рефлексия занятия Какие качества присущи толерантной личности? Какие качества характерны для интолерантной личности? Каковы, на ваш взгляд, условия, необходимые для формирования толерантной личности?

Слайд 27

Упражнение «Кто похвалит себя лучше всех или памятка на «черный день»

Цель: развитие навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе; развитие способности к самоанализу. Необходимое время: 20 минут. Материалы: бланки с табличками для каждого участника Подготовка. Нарисовать на доске большую таблицу изображенную на бланках. Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Ведущий заводит разговор о том, что у каждого из людей случаются приступы хандры, «кислого» настроения, когда кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостны события. А ведь каждому из нас есть чем гордиться. В психологическом консультировании существует такой прием. Психолог вместе с обратившимся к нему человеком составляет памятку, в которую заносятся достоинства, достижения, способности этого человека. Во время приступов плохого настроения чтение памятки придает бодрости и позволяет оценивать себя более адекватно. Ведущий предлагает участникам проделать подобную работу. Участникам раздаются бланки с таблицами, в которых они должны самостоятельно заполнить следующие графы. «Мои лучшие черты»: в эту колонку участники должна записать черты или особенности своего характера, которые им в себе нравятся и составляют их сильную сторону. «Мои способности и таланты»: сюда записываются способности и таланты в любой сфере, которыми человек может гордиться. «Мои достижения»: в этой графе записываются достижения участника в любой области.Ведущий на свое усмотрение (в зависимости от уровня доверия в группе) предлагает членам группы зачитать свои памятки.Заполненные памятки остаются у участников.

Посмотреть все слайды

МОУ «Шуньгская СОШ»
Методическая разработка внеклассного мероприятия - игры по станциям, посвященной Дню толерантности.

Участники: учащиеся и классные руководители 5-11 классов.
Цель игры: сплотить детей в школьном коллективе через проведение игр и тренингов.
Задачи игры:
1) образовательная: познакомить учащихся с понятием толерантности; узнать что-то новое об одноклассниках
2) воспитательная: воспитывать нравственные качества учащихся (уважение, доброту, конформизм и другие), в том числе качества толерантного человека;
3) развивающая: развивать творческое мышление, самостоятельность, культуру общения
дать возможность пообщаться друг с другом и с классными руководителями;
Подготовка к игре:
- оформление объявления
- оформление маршрутных листов
- оформление стенгазеты «Я в толерантном мире»
- подготовка кабинетов, листов бумаги, фломастеров.
Ход игры.
1. Вводная беседа (Введение, актуализация имеющихся знаний):

Ребята, сегодня у нас праздник «День толерантности».
Что же это за слово такое – толерантность?
Толерантность-это право каждого на уважение

Толерантность – слово иностранное,
Но для всех понятное давно.
Будь терпимым к дальнему иль странному-
Отстранённым, будто бы в кино.

Речь здесь не идёт о равнодушии,
И о чёрствости никто не говорит.
Деликатность и терпение к живущему
Рядом нам совсем не повредит.

Будь терпимым ко всему инакому:
К вере, взглядам, мыслям и одеждам…
И тогда, пожалуй, ясно всякому,
Тихая затеплится надежда,

Что мы можем жить, такие разные,
В этом мире вечного движения!
А для обретенья толерантности
Нужно просто чувство уважения!

Какими чертами должен обладать толерантный человек?

Он должен быть внимательным и добрым, уметь общаться с людьми, хорошо излагать свои мысли. Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых.

Надо чтобы каждый человек развивал свои способности, много знал и умел, чтобы мог стать полезным и нужным нашей стране.

Как по - другому мы можем назвать сегодняшний праздник? (День взаимопонимания, взаимопринятия, взаимодоверия.)
А как Вы думаете, почему именно сегодня у нас проходит такой праздник? (Потому что, сегодня – 16 ноября – Международный День Толерантности.)

16 ноября 1995 года Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла Декларацию принципов толерантности

ТОЛЕРАНТНОСТЬ
Слово «толерантость» происходит от латинского слова tolerantia, что переводится как «терпение». Это слово существует во многих языках, и, несмотря на некоторые различия в значениях, произнося это слово на любом языке, мы подразумеваем практически одно и то же:
... что другие могут думать иначе, чем ты сам;
... милосердие, сострадание;
... умение быть великодушным и терпимым;
... признание идей, отличных от твоих собственных.

Школьный анекдот
Учитель долго объяснял ребятам из начальной школы, что такое толерантность. Когда он спросил, как они понимают это слово, то услышал в ответ:
- Это, когда мы бьём Ваську, а он терпит.
(обсуждение данной ситуации)

Вывод
Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность не должна сводиться к ущемлению собственных интересов.
Толерантное отношение – это желание обладать искусством жить рядом с непохожими людьми, жить в согласии с собой и другими

А как вы думаете вы сами люди толерантные? (Да, нет.)

А вот мне кажется, что вы все добрые, понимающие, толерантные.

И сейчас я предлагаю вам поучаствовать в игре по станциям, где вы, надеюсь, покажете все свои положительные качества. После прохождения всей игры мы встречаемся здесь в актовом зале, делимся впечатлениями.

I. станция. Упражнение. «Комплименты» (Панфилова И.В. кабинет химии, информатики)

Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно когда заслуженно.
Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.

Сейчас я предлагаю вам встать в 2 круга: внутренний и внешний, так, чтобы вы разбились по парам. Возьмите друг друга за руки. Думаю, есть что-то хорошее, что вы хотите сказать друг другу.
Скажите вашему другу теплые и добрые слова о нем. Затем по хлопку ведущей внешний круг передвигается по часовой стрелке, и у вас есть возможность сказать хорошие слова товарищам.

Вам понравилось это упражнение? Почему?
- Что нового вы узнали друг о друге?
-Были комплименты одинаковыми или разными?
- Почему разные?

Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, это индивидуальность. Личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно.

II. станция. Беседа в кругу. (Дерибина И.В. кабинет физики)
Осипова Диана. Дети садятся в круг, вместе с учителем.

Часто ребята, которые учатся в одном классе несколько лет очень мало знают друг о друге, не знают кто чем увлекается, кто что любит, а чего не любит. Когда знаешь человека, то можешь проявить к нему внимание, сравнить его интересы со своими. Попытаться понять совершенно не похожего на тебя человека, проявить к нему интерес, а если надо то и терпимость, толерантность не просто, потому что надо и себя хорошо знать, иметь представление о себе как о личности. Надо учиться жить не ущемляя как своих интересов так и интересов других людей.

Упражнение. «Волшебный микрофон»
Каждый, кто по кругу получает микрофон, отвечает на два вопроса:
Ваше увлечение (чем вы любите заниматься?)
О чем вы мечтаете?

Узнали ли вы о своих друзьях что–то новое?
- Что нового вы узнали?
- Что вас удивило, что понравилось?

III станция Упражнение «Карусель» (Беляева Е.Ф. кабинет географии) Агеева Ульяна

Инструкция Ребята высказывают своё понимание толерантности поведения друг за другом, словно на карусели, которая набирает темп. Если кто-то затрудняется с ответом, его быстро заменит следующий за ним.

Родители больны, в доме не хватает денег, вы нашли работу на почте, после занятий в школе разносите письма (самостоятельность, стойкость)
- Ваш одноклассник приехал в Россию из Средней Азии, у него слабые знания по некоторым предметам. Вы согласны с ним позаниматься.(взаимопонимание, сотрудничество)
- Ваша бабушка не смогла вам сделать обещанный подарок- спортивный костюм- на день рождения. Вы не в обиде, т.к. у неё маленькая пенсия (чуткость)
- Вы отказываетесь принять участие в вечеринке, где будет спиртное и прочее…(нравственность)
- В вашем классе есть очень полный мальчик. Ребята сделали его объектом насмешек. Они дразнят его, не приглашают на дни рождения, в кино и т. д. Вы проявите к нему …(дружелюбие)
- Вы помогали соседям в организации похорон. (сочувствие)

IV станция Упражнение «Что такое толерантное отношение?» (Селифанова С.В. кабинет истории) Панфилова Оксана
Карточка 1. КЛИЧКИ.
В компании, в которой вы проводите свободное время, принято называть людей разными кличками. Кому-то достаются приятные клички, кому-то - не очень. Одного из ребят все называют "Толстый", хотя он несколько раз просил так его не звать. На самом деле его зовут Саша. Вы называете его по имени, но все кричат "Какой он Саша, он - Толстый!".
Станете тоже называть его "толстый", иначе все могут начать смеяться над вами?
Будете называть его по имени. Вам наплевать на мнение окружающих.
Попробуете объяснить всем, что называть людей обидными кличками - глупо.
Карточка 2. ПРЕДРАССУДКИ.
В вашем дворе живет девочка - инвалид. Она передвигается с помощью инвалидного кресла. Вчера вы встретили ее во дворе. Она пригласила вас к себе на день рождения. Вы:
откажетесь. Зачем вам общаться с инвалидами?
согласитесь, но потом не пойдете. Наверняка там будет скучно.
пойдете и приведете с собой сестру.
Карточка 3. БОЙКОТ.
Аня - очень странная. Никто в классе не хочет с ней общаться, потому что она одевается не так, как все остальные и вообще какая-то непонятная. На этой неделе вы готовитесь к школьному конкурсу спектаклей. Аня пришла к вам и попросила тоже принять участие в качестве художника. Она, правда, отлично рисует, но все ваши друзья не хотят, чтобы она вошла в группу. Вы - руководитель группы. Ваши действия
Несмотря на протесты друзей разрешить Ане стать вашим художником.
Разрешить Ане участвовать, но дать ей какую-нибудь черную работу, которую никто другой не хочет выполнять.
Найти предлог, чтобы не разрешить Ане участвовать.
Карточка 4. СВАСТИКА.
На стене школьного туалета вы увидели свастику. Ваши действия:
Пройду мимо и не замечу
Напишу рядом "смерть всем черным"
Незаметно сотру ее
Вместе с друзьями начну в школе кампанию против нацистских символов.
Карточка 5. АНЕКДОТЫ.
Все вокруг смеются над армянами и рассказывают про них оскорбительные анекдоты. Мальчик-армянин, который учится в вашем классе, очень обижается. Анекдоты, правда, смешные.
Я тоже вспомню парочку анекдотов.
Объясню армянскому мальчику, что анекдот - это просто шутка.
Попрошу не рассказывать при мне оскорбительных анекдотов.
Карточка 6. РАСИЗМ.
В вашем дворе живет черный мальчик. Его папа - из Нигерии. Вы с ним подружились. Но ваш папа узнал и не хочет, чтобы вы общались с негром, потому что это - опасно.
Я послушаюсь папу, все-таки он - взрослый
Я продолжу общаться со своим другом, но папе не расскажу.
Я попрошу разрешения пригласить друга в гости и познакомлю его с папой. Он поймет, что все нормально и проблема будет решена.

V станция. Упражнение. «Звали, зовут, будут звать...»
(Романенко О.Н кабинет английского языка) Шошина Маша

Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят:

«Когда я был совсем маленький, меня звали Вовочка, сейчас в школе меня зовут Володя, а когда я вырасту, меня будут звать Владимир Николаевич»

Для многих детей их имя и отчество, произносимые вслух звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребенка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление.

Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать, людей чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.

VI. станция Упражнение. «Нарисуй себя»
(Космина И.Я., кабинет русск. яз 1 этаж)

Все дети встают в круг, получают лист бумаги, кладут на пол перед собой. Нужно нарисовать портрет, для этого фломастером сначала пишут свое имя в углу, затем все одновременно делают 1 шаг в сторону, таким образом оказываются перед чужим листком.
Задание 1: нарисовать лицо. Снова сдвигаются на 1 шаг в сторону.
Задание 2: нарисовать волосы. Снова сдвигаются и так далее рисуют части лица: уши, глаза, нос, рот.

В конце каждый должен найти свой портрет и взять на память.

Да, ребята, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря уже о внутреннем мире каждого человека. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас неповторим и нужен всем остальным.

VII станция Игра «Возьму с собой» (Агеева О.И актовый зал)
Горина Лера

Инструкция. Все участники рассаживаются по кругу на стулья. Ведущий садится на один из стульев вместе с ними и обращается к ребятам:
- Приглашаю вас в путешествие на северный полюс. Мы полетим на аэростате. Но нас ждут испытания, трудности, холод, голод… Нужны надёжные люди, элементарно воспитанные. Поднимите руку, кто считает себя воспитанным человеком.
Ну что ж, если готовы, то начали… Я буду передавать эту волшебную палочку сидящему рядом, а он дальше по кругу. Но на всякий раз, взявший палочку, должен назвать то, что он возьмёт с собой на полюс.
А я буду добавлять при этом «Возьму с собой» или «Не возьму с собой». Не забудьте, что палочка «волшебная», она сразу раскроет, воспитаны вы или нет. Итак, я беру с собой на Северный полюс термос с горячим шоколадом. А что возьмёшь ты?. Пожалуйста, возьми палочку.
Игра продолжается до тех пор, пока все участники не поймут, почему их не берут на Северный полюс. Учитель может ещё раз повторить условие: «Беру только надёжных, вежливых людей!» Наконец, кто-то из ребят скажет «спасибо» за то, что ему передают «волшебную палочку» и «возьми, пожалуйста» при передаче этой палочки следующему по кругу.

Вопросы по итогам игры:
- Что нам даётся легко, а ценится очень дорого? (Вежливость)
- Какие толерантные качества вы можете назвать?

VIII станция. Творческая работа. «Я в толерантном мире»
(Дронова О.В. в коридоре 1 этажа в вестибюле) Исакова Юля
Требуемое оснащение: фломастеры, клеевые карандаши, лист обоев, бумага, ножницы.

Музыкальное сопровождение: детские песни о дружбе – «От улыбки станет всем светлей», «Вместе весело шагать», «Солнечный круг» и т.п.

Детям предлагается обвести свои ладошки на бумаге, написать на них свое имя и любое прилагательное на букву имени, вырезать и приклеить на обои. (например, Ольга – обаятельная)

После оформления коллажа-стенгазеты – она вывешивается в рекреации.

Итог занятия:
- Ребята, я сегодня очень много нового узнала о вас, а вы друг о друге узнали что–то новое?
Зачем нам надо стремиться узнавать новое друг о друге?
Наше сегодняшнее занятие пригодится вам в будущем?
Как вы считаете, наша игра удалась? Какая из станций понравилась больше всех?

К сожалению, еще не всегда люди бывают толерантны по отношению друг к другу, но я надеюсь, что придет время и праздника «День толерантности» не будет, точнее он будет каждый день, все люди будут уважительно относиться друг к другу, никто никого обижать не будет. Каждый человек будет иметь собственные убеждения, будет отстаивать свои убеждения и все люди научатся договариваться, а не станут воевать, ругаться, конфликтовать.

На память о сегодняшнем мероприятии дарим вам памятки.

Диета для тех, кто хочет стать толерантным
Понедельник Беседуя с людьми, посмотри им в глаза. Поздоровайся со всеми.
Вторник Постарайся не навязывать другим собственную волю. Выслушай их мнение.
Среда Сделай для кого-нибудь доброе дело так,чтобы этот человек не узнал, что добро идёт от тебя.
Четверг Не проявляй к окружающим такого отношения, которого ты не хочешь испытывать по отношению к себе.
Пятница Постарайся хорошо выглядеть. Говори со всеми тихим голосом
Суббота Запиши 5 положительных качеств, характеризирующих тебя твоего друга
Воскресенье Найди 3 повода, чтобы сказать «спасибо» твоим домашним

Отзыв об игре ученицы 11 класса Осиповой Ксении:
«Игра очень понравилась...Хоть мы все друг о друге знаем, всё же было приятно поговорить по душам со всем классом и с учителями на станциях. почаще бы так:))) спасибо всем!»

ГБОУ детский сад комбинированного вида №2360

на тему:

«Воспитание толерантности»

Подготовила и провела:

Ст. воспитатель ГОУ д/с№2360

Куриленко И.В.

Москва, 2012г.

Деловая игра с педагогами ГБОУ д/с №2360

на тему «Воспитание толерантности»

Цели игры:

  1. познакомить педагогов ГБОУ д/с №2360 с понятием «толерантность»;
  2. создать непринуждённую, доброжелательную атмосферу в коллективе, сплотить коллектив посредствам игровых упражнений;
  3. научить педагогов конкретным приёмам, позволяющим развить у себя качества толерантной личности;
  4. развить желание принимать активное участие в игре, работать коллективно;
  5. закрепить знания педагогов по теме «воспитание толерантности».
  1. Вводная часть

Слайды 1, 2

Цель: познакомить участников с известными формулировками понятия «толерантность».

Время на проведение: 7-10 минут.

Сегодня мы с вами поговорим о толерантности. 16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН.

Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Слайд 3

Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:

  1. в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
  2. во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;
  3. в китайском – быть по отношению к другим великодушным;
  4. в арабском – милосердие, терпение, сострадание;
  5. в русском – умение принять другого таким, какой он есть.

Слайды 4,5

Толерантность - это милосердие;

Толерантность - это сострадание;

Толерантность - это уважение;

Толерантность - это доброта души;

Толерантность - это дружба.

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Слайд 6

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира.

Слайд 7

Есть два пути развития личности:

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Слайд 8

Правила толерантного общения:

  1. Уважай собеседника
  2. Старайся понять то, о чем говорят другие
  3. Отстаивай свое мнение тактично
  4. Ищи лучшие аргументы
  5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого
  6. Стремись учитывать интересы других

Слайд 9

Сплочённый коллектив! Чтобы добиться этой цели (сплочённый коллектив, объединённый общими целями и интересами), нужно относится друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно. Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все люди были преданными друзьями. Потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными.

Слайд 10

В заключение вводной части мне хотелось бы сказать, что наш коллектив – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было ни ссор, ни конфликтов.

Слайд 11, 12

Практическая часть с педагогами

1. Разминка

Упражнение «Чем мы похожи»

Цель: создание непринуждённой, доброжелательной атмосферы в коллективе.

Приглашаю в круг (члены группы стоят в кругу) одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Лариса Владимировна, выйдите, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с Вами кофточки одного и того же цвета (или мы похожи тем, что мы живём на Земле, или мы одного роста, или одинаковый цвет волос и т.д.)». Лариса Владимировна выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом.

Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в круге.

Упражнение «Комплименты»

Цель: повышение внутригруппового доверия и сплочённости коллектива.

Время на проведение: 3-5 минут.

Материалы: мяч.

Предлагаю участникам придумать комплименты друг для друга. Бросаю мяч одному из участников и говорю ему комплимент. Например: «Татьяна Фёдоровна, Вы очень справедливый человек» или «Наталья Анатольевна, у Вас замечательная причёска». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.

  1. Основная часть

Педагоги делятся на 2 команды, придумывают название каждой команде.

Упражнение «Эмблема толерантности»

Цель: продолжить работу с определением толерантности, развивать фантазию, экспрессивные способы самовыражения.

Материалы: 2 мольберта, 2 листа бумаги А3, цветная бумага, белая бумага, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, скотч.

Время на проведение: 6 минут.

Сейчас командам предстоит создать эмблему толерантности. Каждая команда попытается создать такую эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, политических документах, национальных флагах. Творческий процесс займёт 6 минут. После завершения, работы вывешиваются на мольберты, команды рассматривают эмблемы друг друга, проводится презентация эмблем каждой подгруппы.

Упражнение «Основные черты толерантной личности»

Цель: показать многоаспектность значения слова «толерантность», закрепить качества, присущие толерантной личности.

Материалы: 2 листа А3, 2 конверта со словами и солнцем.

Время на проведение: 3 минуты.

Вызываются по 1 члену команды – они выбирают конверт с заданием.

Попробуйте выбрать качества, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением.

Команды наклеивают на плакат – солнце (овал и лучи с качествами толерантной личности)

В каждом конверте по 10 слов.

Конверт №1: снисходительность, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность.

Конверт №2: Доброта, сердечность, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, благосклонность, уважение, великодушие.

После того, как команды завершили работу, плакаты вывешиваются на мольберты, команды называют те качества, присущие толерантной личности.

Упражнение «Покажи толерантный поступок»

Цель: закрепить умение совершать толерантные поступки, развить творческие способности педагогов, умение показать без слов, используя мимику, жесты, пантомимику, толерантный поступок.

Материалы: 4 конверта со словами, характеризующими толерантную личность.

Время на проведение: 5-7 минут.

Каждой команде предлагается взять по 2 конверта, в течение 2-х минут придумать и показать толерантный поступок из жизни детей, используя жесты, мимику, пантомимику. В данном задании запрещается использовать слова. Другая команда должна угадать, какой толерантный поступок был показан.

Упражнение « Вспомни и назови»

Цель: продолжать закреплять понятие «толерантность», развивать память педагогов, умение вспомнить пословицы и поговорки о толерантности.

Время на проведение: 5-10 минут.

Командам предлагается вспомнить и назвать пословицы и поговорки, характеризующие толерантную личность (о дружбе, милосердии, терпимости, доброте и т.д.).

Упражнение «Музыкальная пауза»

Цель: повысить эмоциональный настрой педагогов, сплотить коллектив исполнением коллективной песни.

Время на проведение: 3-5 минут.

Предлагаю вспомнить песни о дружбе. После приглашаю по одному представителю от каждой команды, предлагаю выбрать конверт («Вместе весело шагать», «Дружба крепкая не сломается») и под музыкальный аккомпанемент спеть песню.

  1. Заключительная часть

Рефлексия игры.

– Мы познакомились с понятием «толерантность». Какое из определений толерантности вызвало у вас наибольший отклик?

– Представляется ли тема толерантности актуальной, и если да, то почему?

– Что понравилось?

– Считаете ли Вы целесообразным проводить такие игры среди педагогического коллектива?

– В каких сферах жизни проблема толерантности стоит наиболее остро?

– Удалось ли вам узнать о себе что-то новое, ранее неизвестное?

ПРИЛОЖЕНИЕ:

  1. Тексты песен

«Дружба крепкая не сломается»

Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,

Вот что значит настоящий верный друг.

Мы поссоримся и помиримся,

"Не разлить водой" - шутят все вокруг.

Вот что значит настоящий верный друг.

В полдень или в полночь друг придет на помощь,

Вот что значит настоящий верный друг.

Друг всегда меня сможет выручить,

Если что-нибудь приключится вдруг.

Вот что значит настоящий верный друг.

Нужным быть кому-то в трудную минуту -

Вот что значит настоящий верный друг.

«Если с другом вышел в путь»

  1. Если с другом вышел в путь

Веселей дорога

Без друзей меня чуть-чуть

А с друзьями много

Припев:

Что мне снег, что мне зной

Что мне дождик проливной

Когда мои друзья со мной

Что мне снег, что мне зной

Что мне дождик проливной

Когда мои друзья со мной

  1. Там где трудно одному

Справлюсь вместе с вами

Где чего-то не пойму

Разберем с друзьями

Припев:

  1. На медведя я друзья

Выйду без испуга

Если с другом буду я

А медведь без друга

Припев:

  1. Если с другом вышел в путь

Веселей дорога

Без друзей меня чуть-чуть

А с друзьями много

«Вместе весело шагать по просторам»

Припев:

Вместе весело шагать

По просторам по просторам по просторам

И конечно припевать лучше хором

Лучше хором, лучше хором

  1. Спой-ка с нами перепелка, перепелочка

Раз иголка два иголка будет елочка

Припев:

  1. В небесах зари полоска заполощется

Раз березка два березка будет рощица

Раз дощечка два дощечка будет лесенка

Раз словечко два словечко будет песенка

Припев: эгоизм

    Песня в начале игры.

    Толерантность - это качество личности. Это качество проявляется, когда взаимодействуют 2 или больше человека, и эти люди чем-либо отличаются друг от друга - цветом кожи, взглядами и вкусами, поведением. Толерантным будет считаться тот человек, который принимает другого таким, какой он есть. А 16 ноября - День толерантности. Вы хотите узнать, откуда такое название?

    Ученик: “На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относится, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам”.

    На свете жил один король,
    Богатый и могучий.
    Всегда грустил он. И порой
    Бывал мрачнее тучи.
    Гулял он, спал, обедал,
    А счастья он не ведал!

    Но вечно хныкать и тужить
    Бедняге надоело.
    Вскричал король: “Нельзя так жить!” -
    И с трона спрыгнул смело.
    Да в миг порушить свой удел
    Не в королевской власти?

    И вот король в карету сел -
    И покатил за счастьем.
    Король в окошечко глядит,
    Карета бодро катится.
    Постой-ка, кто там на пути?
    Девчонка в драном платьице.

    О, всемогущий мой король,
    Подать хоть грошик мне изволь.
    - Эй, попрошайка, пропусти
    Скорей мою карету.
    Сойди немедленно с пути,
    Ведь я за счастьем еду! -

    Сказал король и укатил.
    А в синем небе месяц стыл…
    Карета мчится наугад
    Бог весть в какую сторону.
    Вдруг на пути стоит солдат,
    Израненный, оборванный.


    Тебя я видеть очень рад!
    Прошу покорнейше: устрой
    Меня ты в услужение,
    Я за тебя стоял горой,
    Я, право, бился, как герой,
    Я выиграл сражение.

    А ну, служивый, пропусти
    Скорей мою карету.
    Сойди немедленно с пути,
    Ведь я за счастьем еду! -
    Сказал король и укатил,
    А в синем небе месяц стыл…

    Карета мчит во весь опор,
    Конь скачет, что есть духу.
    Вдруг на дорогу вышла с гор
    Сутулая старуха.


    Старуху одинокую.
    Мой дом - вон, видишь за горой,
    С утра ушла далеко я.
    Ношу из леса я дрова -
    Тяжелая работа.
    Гляжу вокруг, едва жива:
    А вдруг поможет кто-то…

    А ну старуха пропусти
    Скорей мою карету.
    Сойди немедленно с пути,
    Ведь я за счастьем еду! -
    Сказал король и укатил,
    А в синем небе месяц стыл…

    Вот лето кончилось. Жара
    Сменяется ненастьем.
    Король торопит:
    - В путь пора,
    Ещё немного - и ура!
    Своё настигнуть счастье!

    И все бы кончилось бедой -
    Сомнений в этом нету.
    Да старец с белой бородой
    Остановил карету.
    Перекрестившись, не спеша,
    Торжественно и строго
    Сказал: “Заблудшая душа,
    Король, побойся Бога!

    Ты ищешь счастье для себя,
    Ты странствуешь по свету.
    Но, только ближнего любя,
    Найдешь ты счастье это.
    Скорей послушайся меня:
    Обратно разверни коня,
    Дитя согрей и накорми,
    Солдата в сторожа найми,
    Все это сделай, но сперва
    Старушке ты поможешь:
    До дома довезешь дрова.
    Распилишь и уложишь…” -

    Тут вышла полная луна.
    И осветила путь она.
    Нелегкий путь, обратный путь.
    Путь к счастью, не куда-нибудь.
    Король поныне во дворце
    Всем людям помогает.
    И счастье на его лице,
    Как ясный день, сияет!

    Почему изменился король?

    Чему нас учит эта сказка?

    Казахская - “50 шалунов мне легли на ладонь, отпущу одного - сразу вспыхнет огонь”. (спички)

    Татарская - “Старик - мужик, на улице стоять не велит, за нос домой тянет” (Мороз).

    Русская - “Через речку лег, мне бежать помог”. (Мост)

    Удмуртская - “Придет черная корова и всех повалит” (Ночь)

  • У кузнеца - руки - золотые, у поэта - слова.
  • Доброму человеку все хороши, плохому - все плохи.

Что общего?

4. Апельсины дождались своей очереди. Подойдите ко мне 4 человека и выберите себе по одному апельсину. Запомните хорошенько, как он выглядит. А сейчас я их заберу, перемешаю, и попробуйте угадать, который из них ваш.

Ведущий разрезает один апельсин на части и спрашивает - Чей это апельсин? - Почему трудно определить?

и люди. Снаружи - все разные, а внутри - одинаковые: ранимые; хотим, чтобы к нам относились по-доброму, с уважением; не оскорбляли, не смеялись, не обижали.

Вам было весело играть?

Рефлексия.

“Любовь”, “добро” и т. п.

  • Люди какой национальности мудрее - русские, удмурты, англичане или французы?
  • Кого надо уважать, слушаться - у кого громкий голос, крепкие кулаки или больше денег?

Пришел самый приятный момент - награждение апельсинами всех участников игры. Не забывайте, пожалуйста, что внутри-то мы все одинаковые. Берегите, цените, уважайте людей, с которыми вас сводит жизнь.

< Рисунок1>

Список литературы

  1. Палаткина Г. В. Формирование этнотолерантности у младших школьников. / Палаткина Г. В. // Начальная школа. - 2003. - № 11. - С. 65-72.
  2. Иванова Е. М. Формирование новой культуры отношений: воспитание толерантности у учащихся начальных классов. / Иванова Е. М. // Начальная школа. - 2006. - № 3. - С. 11-15.
  3. Иванова Т. А. Все мы разные: классный час для средних классов. / Иванова Т. А., Борисоглебская Е. В. // Классный руководитель. - 2006. - № 4. - С. 92-96.
  4. Бесонов А. Б. Толерантная личность: классный час для учащихся старших классов. / Бесонов А. Б. // Классный руководитель. - 2006. - № 4. - С. 96-102.
  5. Гревцева И. В. Классный час “Что такое толерантность?” // Классный руководитель. - 2006. - № 4. - С. 81-88.

Просмотр содержимого документа
«Деловая игра " Что такое толерантность?"»

Деловая игра “Что такое толерантность”.

Найманова Рабият Аскербиевна

педагог – организатор МБОУ «СШ №12»

Мы считаем, что формирование толерантности – длительный и сложный процесс, начинающийся с появления детей на свет, длящийся в период дошкольного и школьного детства и в какой-то мере протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающими среди них являются семья и образование. И если члены семьи не принимают толерантность как собственную установку, то и ребенок, попадая в школу, не будет готов принимать других людей такими, какие они есть. А ведь каждый год к нам в школу приходит все больше детей разных национальностей, разного социального статуса семей, детей с разными материальными возможностями. И учителю начальных классов важно донести до каждого учащегося мысль о том, что разные индивидуальные качества людей лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и поэтому прекрасный мир.

Толерантность нужно воспитывать с первых дней пребывания ребенка в школе. Воспитание этого качества происходит ежедневно – это и осознание ребёнком неповторимости своей личности, а также личности каждого одноклассника, и формирование чувства сплочённости классного коллектива. И развитие желания ребенка становится лучше. Самосовершенствоваться. И формирование умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия. Не будем забывать о том, что образцом толерантного поведения всегда должен оставаться учитель.

Для знакомства с термином “толерантность” учащихся четвертого класса была проведена

Д еловая игра “Что такое толерантность”.

Цели и задачи:

    Познакомить с понятием “толерантность”, его составными частями, происхождением термина.

    Формировать умение действовать слаженно, сообща, прислушиваться к мнению одноклассников.

    Прививать интерес к культуре разных народов через игры, задачи, пословицы.

    Учить уважать личность каждого, а различия между людьми принимать как положительный факт.

    Развивать творческие способности учащихся.

Оборудование:

Кроссворд “толерантность”, апельсины (по количеству участников), две вазы, нож, карточки с загадками, пословицами и поговорками; атрибуты для инсценировки “Сказочки о счастье”, листы, фломастеры.

Место проведения: классная комната, свободная от столов.

Предварительная подготовка:

    Инсценировка сказки;

    Рассказ ученика, деление класса на две команды.

Песня в начале игры.

“Сегодня мы ребята собрались для того, чтобы поиграть. И для этого мы будем соревноваться и разгадывать кроссворд. И все это для того, чтобы узнать, что такое толерантность. А самые активные, смекалистые и настойчивые за работу получат апельсины.

Итак, кто из вас когда-нибудь слышал это слово, от кого?

Толерантность – это качество личности. Это качество проявляется, когда взаимодействуют 2 или больше человека, и эти люди чем-либо отличаются друг от друга - цветом кожи, взглядами и вкусами, поведением. Толерантным будет считаться тот человек, который принимает другого таким, какой он есть. А 16 ноября – День толерантности. Вы хотите узнать, откуда такое название?

Ученик: “На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относится, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам”.

Ведущий: Хорошо или плохо быть толерантным? Будем разгадывать наш кроссворд.

1. Посмотрите и послушайте “Сказочку о счастье” внимательно, приготовьтесь отвечать на вопросы.

На свете жил один король,
Богатый и могучий.
Всегда грустил он. И порой
Бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастья он не ведал!

Но вечно хныкать и тужить
Бедняге надоело.
Вскричал король: “Нельзя так жить!” -
И с трона спрыгнул смело.
Да в миг порушить свой удел
Не в королевской власти?

И вот король в карету сел –
И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета бодро катится.
Постой-ка, кто там на пути?
Девчонка в драном платьице.

О, всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне изволь.
- Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчится наугад
Бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
Израненный, оборванный.

О, мой король, - вскричал солдат, -
Тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой
Меня ты в услужение,
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился, как герой,
Я выиграл сражение.

А ну, служивый, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…

Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха.

Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.
Мой дом – вон, видишь за горой,
С утра ушла далеко я.
Ношу из леса я дрова –
Тяжелая работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто-то…

А ну старуха пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…

Вот лето кончилось. Жара
Сменяется ненастьем.
Король торопит:
- В путь пора,
Ещё немного – и ура!
Своё настигнуть счастье!

И все бы кончилось бедой –
Сомнений в этом нету.
Да старец с белой бородой
Остановил карету.
Перекрестившись, не спеша,
Торжественно и строго
Сказал: “Заблудшая душа,
Король, побойся Бога!

Ты ищешь счастье для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но, только ближнего любя,
Найдешь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня,
Дитя согрей и накорми,
Солдата в сторожа найми,
Все это сделай, но сперва
Старушке ты поможешь:
До дома довезешь дрова.
Распилишь и уложишь…” -

Тут вышла полная луна.
И осветила путь она.
Нелегкий путь, обратный путь.
Путь к счастью, не куда-нибудь.
Король поныне во дворце
Всем людям помогает.
И счастье на его лице,
Как ясный день, сияет!

Каким был король в начале истории?

Почему изменился король?

Всегда ли в жизни происходят такие замечательные изменения?

Чему нас учит эта сказка?

В кроссворде появляются слова: “помогать”, “понимать”.

2. А сейчас вы станете артистами японского театра “Кабуки”. По аналогии с игрой “Камень, ножницы, бумага” - Самурай, дракон, принцесса. Перед каждым раундом командам дается одна минута на то, чтобы решить, какую фигуру будут показывать. Действует следующий принцип: Дракон похищает принцессу, принцесса очаровывает самурая, а самурая, а самурай зарубает дракона”.

Чему учит эта игра? Что помогало вам в игре?

В кроссворде появляются слова: “уметь договариваться”.

3. Этноигры. Под этой цифрой нас ждут загадки и пословицы разных народов. Мы их разгадаем и ответим на вопросы:

Как относиться к разным народам?

Каждая команда получает по две карточки с загадками:

Казахская - “50 шалунов мне легли на ладонь, отпущу одного – сразу вспыхнет огонь”. (спички)

Татарская - “Старик – мужик, на улице стоять не велит, за нос домой тянет” (Мороз).

Русская - “Через речку лег, мне бежать помог”. (Мост)

Удмуртская - “Придет черная корова и всех повалит” (Ночь)

Как вы думаете, для чего взрослые люди придумывают загадки для своих детей?

Загадки разных народов учат детей быть внимательными, наблюдательными, заставляют думать, размышлять.

2) А сейчас я посмотрю, как вы сумеете, объяснить пословицы удмуртского народа:

    Вместе и естся вкуснее, и работа идет быстрее.

    Человек, меняющий лошадей, без лошади останется.

    У кузнеца – руки – золотые, у поэта – слова.

    Доброму человеку все хороши, плохому – все плохи.

Мудр удмуртский народ? Как же относится к разным народам?

3) Объяснить пословицы разных народов:

Рус. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

Яп. Отправляясь в чужую страну, узнай, что там запрещено.

Англ. Когда находишься в Риме, поступай как римлянин.

Абх. В чей обоз сел, песни и пой.

Итал. В стране, в которой бываешь, соблюдай обычай, который встречаешь.

Рус. В какой народ приедешь, такую шапку и наденешь.

Что общего?

В кроссворде появляются слова: “уважать народы”.

4. Апельсин ы дождались своей очереди. Подойдите ко мне 4 человека и выберите себе по одному апельсину. Запомните хорошенько, как он выглядит. А сейчас я их заберу, перемешаю, и попробуйте угадать, который из них ваш.

Как вам это удалось? А сейчас отвернитесь. Ведущий разрезает один апельсин на части и спрашивает – Чей это апельсин? – Почему трудно определить?

Вывод: Внутри все апельсины одинаковые. Вот так же и люди. Снаружи - все разные, а внутри – одинаковые: ранимые; хотим, чтобы к нам относились по-доброму, с уважением; не оскорбляли, не смеялись, не обижали.

В кроссворде появляются слова: “внутри одинаковые”.

5. А сейчас отдохнем и поиграем в игру “Техасские объятия”.

Все встают в круг лицом внутрь очень плотно, кладут руки друг другу на плечи, поднимают правую ногу, вытягивают её к центру круга. И по команде все делают шаг внутрь.

Вам было весело играть?

Получится так весело у одного, двух человек?

В кроссворде появляются слова: “вместе веселее”.

Рефлексия.

Вот и разгадан наш кроссворд, выполнены все задания. Поняли ли вы, что такое быть толерантность? В кроссворде стались свободные буквы. Какие еще слова можно туда добавить?

“Любовь”, “добро” и т. п.

Молодцы. В конце нашей игры ответьте пожалуйста, на самые трудные вопросы.

    Люди какой национальности мудрее – русские, удмурты, англичане или французы?

    Кого надо уважать, слушаться – у кого громкий голос, крепкие кулаки или больше денег?

    Хорошо или плохо, что все мы разные?

    Как жить в мир, где столько разных людей?

Что такое толерантность? Нарисуйте, что вы представляете, когда слышите слово “толерантность”. Обсуждение рисунков, высказывания детей.

Пришел самый приятный момент – награждение апельсинами всех участников игры. Не забывайте, пожалуйста, что внутри-то мы все одинаковые. Берегите, цените, уважайте людей, с которыми вас сводит жизнь.

Список литературы

    Палаткина Г. В. Формирование этнотолерантности у младших школьников. / Палаткина Г. В. // Начальная школа. – 2003. - № 11. - С. 65-72.

    Иванова Е. М. Формирование новой культуры отношений: воспитание толерантности у учащихся начальных классов. / Иванова Е. М. // Начальная школа. – 2006. - № 3. - С. 11-15.

    Иванова Т. А. Все мы разные: классный час для средних классов. / Иванова Т. А. , Борисоглебская Е. В. // Классный руководитель. – 2006. - № 4. – С. 92-96.

    Бесонов А. Б. Толерантная личность: классный час для учащихся старших классов. / Бесонов А. Б. // Классный руководитель. – 2006. - № 4. – С. 96-102.

    Гревцева И. В. Классный час “Что такое толерантность?” // Классный руководитель. – 2006. - № 4. – С. 81-88.