Психологические игры: «Да, но…. Эрик Берн. Игры, в которые играют люди ¦ Я мог бы сделать что-то и похуже

В жизни част о возникают ситуации, когда нечего сказать. Вас могут подловить с неожиданным вопросом или сказать то, на что нет ответа. Подобные ситуации часто вводят людей в ступор (или транс). Как быть? Как выйти из нелепого положения? Есть очень простые психологические техники, который проверены на практике и помогают.

ВСТУПЛЕНИЕ ОТ МЕНЯ (Если хотите читать саму технику, то пропустите)
Давненько я не писал, скажу я Вам. А тут вдруг вспомнил, я же блог хотел делать. Вот для меня и был приятный сюрприз, который поднял мне настроение и решил я написать новую статью и в ней дать новую технику. Напоминаю, что я стараюсь публиковать техники, которые проверены моим личным опытом и у меня срабатывали. Стараюсь выбирать техники, простые, иногда даже примитивные, но рабочие. То есть техника может быть на первые взгляд очень примитивной, но давать хороший результат, помогать человеку достигать своей цели и решения своей проблемы. Мне очень нравятся такие техники потому, что человек может тратить часы своего времени на размышления как же ему быть, что ему сказать в данной ситуации, но эти часы размышлшений можно заменить простой техникой, которая учится за минуту, главное потом отрабатывать. И в результате вместо часов размышления мы получаем отличное и легкой общение. Так что, люблю я психологические техники за это.

ТЕХНИКА
Приступим к самой технике. Весь смысл техники заключается в ее названии. У каждого человека бывает ступор. Что это обсудим потом. В предыдущей статье уже разбиралась одна из методик, как его преодолеть. Техника "Да, но" очень похожа.
Кратко суть техники: когда тебе говорят неожиданную фразу или вопрос и ты не знаешь что сказать, ГОВОРИ "ДА, НО. . . " .
Что это даст:
1) выведет сознание из ступора и переключит мозг с режима транса в режим думанья, дальше ответить, и вообще говорить, будет ГОРАЗДО ЛЕГЧЕ (проверял на своем опыте)
2) дает время для размышлений

И абсолютно не важно, что Вы скажете потом. Этой фразой Вы не даете согласие, это просто промежуточная фраза и не несет смысловой нагрузки. Можно даже сказать "Да, но нет".

Один друг рассказал такой случай из своей жизни, когда у него был реальный ступор и он использовал именно фразу "Да, но нет...".

Идет он как-то по улице и вдруг к нему подходит мужчина и очень вежливо и улыбаясь говорит:
- Молодой человек, можно с вами познакомиться
- Да, но. . .(пауза) нет - ответил быстро мой друг (хотя в душе он просто опешил и его язык и рот закаменел, он весь напрягся и у него был настоядий ступор, но сработал натренированный рефлекс: ступор - Да, но)
- Все-таки да или нет
- Нет!
- Жаль
и мужчина ушел.
Конечно он мог ответить "нет", но его мозг тогда не соображал, и он просто молчал и мужчина мог бы в этот момент быстро продолжить разговор и остановить его было бы уже сложнее и заняло бы больше времени.

Вообще я не знаю, почему техника именно "Да, но" а не "Нет, но", или просто тренировать себя говорить "Нет", а потом исправлять ситуацию если требуется. Просто мне про нее так рассказали и возможна она более вежливая. Представьте просто:
- Ты за меня выйдешь замуж?
- Нет, но. . .
Впечатление было бы просто ужасным.

Еще один пример, просто чтобы понять, что смысл разговора не важен, важно выйти из ступора от неожиданного разговора:
. . . .
- Как там твой брат (допустим в данном разговоре этот вопрос очень неожиданный и вогнал человека в ступор)
- Да, но у него все нормально

или
- Привет меня зовут Вася, а тебя как?
- Отстань, урод
- Да, но имя свое скажи

В общем смысл не замолчать, покраснеть, вспотеть, проиграть, почувствовать себя бесзащитным, а ответить что-нибудь и выйти из ступора.
Так что пользуйтесь на здоровье, если потренировать, то работает очень хорошо, даже если отвечаешь на несколько неожиданных вопросов подряд.

На последок напишу, что же такое ступор (конечно определение даю не научное, но из книг):
Ступор [латин. stupor — оцепенение] - состояние обездвиженности и молчания, человек застывает в одной позе. Самое главное - ступор имеет психическое происхождение. Я употребляю чаще слово ступор, чем слово транс (франц. transe, от transir - оцепенеть), думаю у них схожий смысл.

Ну и на последок. Фотография поднимает настроение, ОСОБЕННО УДАЧНЫЙ РАКУРС

Психологическая игра "Почему бы вам не... - Да, но", занимает особое место в анализе психологических игр, так как именно эта психологическая игра послужила толчком к формулировке самого понятия игра. Она была первой вычленена транзактными аналитиками, а точнее Эриком Берном, из ее социального контекста. И психологическая игра "Почему бы вам не... - Да, но..."(ПБВДН), принадлежит к числу наиболее изученных. Кроме того, она также относится и к наиболее популярным психологическим играм. В нее играют в семье, на вечеринках и в самых разнообразных компаниях, включая и психотерапевтические группы.

Основные характеристики психологической игры "Почему бы вам не... - Да, но"(ПБВДН) видны из следующего примера. Женщины разговаривают за чашечкой чая. Одна жалуется другой. Назовем их Катя и Света.
_Катя_: Муж всегда хочет делать ремонт сам, но у него никогда ничего не получается так, как надо.
_Света_: Поговори с мужем еще раз. Может он все-таки согласится нанять кого-то?
_Катя_: Да, но нанять кого-то дорого.
_Света_:Ну пусть взмет несколько уроков у плотника.
_Катя_: Да, но у него нет времени на уроки.
_Света_: Может следует купить ему хорошие инструменты?
_Катя_: Да, но ты думаешь он умеет ими пользоваться?
_Света_: Но тогда может стоит примириться с тем, как он все делает, и довольствоваться этим?
_Катя_: Да, но ведь дом может просто рухнуть.
Вслед за таким обменом репликами обычно воцаряется молчание. Игра окончена! Наконец его прерывает одна из участниц разговора и произносит что-нибудь в следующем роде: "Ох уж эти мужчины, вечно хотят показать, какие они великие мастера" и начинается развлечение «Разве это не ужасно?» в варианте «Эти негодные мужья».

Таких примеров можно привести бесчисленное множество. В эту игру любят играть мужья и жены, родители и дети, начальники и подчиненные, врачи и пациенты, ученики со своими учителями и так далее. Вот еще наглядный пример:
Ученик: - Я бы так хотел хорошо знать Ваш предмет!
Учитель:-Замечательно! Если хочешь я могу давать тебе домой дополнительные материалы и задания, чтобы ты мог лучше разобраться в теме.
Ученик: - Да, но после занятий у меня почти каждый день тренировки в спортивной секции.
Учитель: - Хорошо, не обязательно все делать на следующий раз, принеси как сделаешь, можно даже через месяц.
Ученик:- Да, но через неделю я уезжаю на соревнования.
Учитель: -Давай я дам тебе материалы после твоего приезда.
Ученик:-Да, но там уже скоро сессия и экзамены по многим предметам.... И так далее до бесконечности.)

В психологической игре "Почему бы Вам не... - Да, но..." (ПБВДН) может принимать участие любое число "игроков" (собеседников). В компании Водящий ставит проблему. Остальные присутствующие предлагают одно решение за другим, причем каждое начинается словами: "Почему бы вам не..." Каждому решению Водящий (в примерах выше это были Катя и Ученик) противопоставляет очередное "Да, но...". Хороший игрок может успешно отражать натиск других игроков до тех пор, пока все они не сдадутся, а Водящий выиграет. Нередко приходится отвергнуть не менее десятка-двух предложений, пока не наступит тягостная тишина, знаменующая собой победу Водящего и очищающая сцену для следующей игры.

Подведем итоги. Каждый ход как бы забавляет Водящего и приносит ему внутреннее удовлетворение хотя бы тем, что еще одно предложение отвергается. Но истинной кульминацией психологической игры "Почему бы Вам не... - Да, но..." (ПБВДН) является пауза (или замаскированная пауза), которая наступает после того, как все остальные участники уже исчерпали свои возможности и им надоело придумывать приемлемые решения. Для того кто начал психологическую игру "Почему бы вам не... - Да, но...", это означает победу, ибо он продемонстрировал всем остальным, что это они не могут справиться с ситуацией. Если пауза не замаскирована, она может длиться несколько минут.

Другой любопытный чертой ПБВДН является то, что ее варианты для внешнего и внутреннего употребления совершенно одинаковы, но участники при этом меняются ролями. Во внешнем варианте, который мы наблюдали, в игре со многими участниками Водящий берет на себя роль Беспомощной Личности, нуждающейся в поддержке окружающих.

В другом варианте это более интимная игра и Водящий, например Катя, играет в нее дома с мужем. Здесь она уже выступает в роли источника мудрых и разумных советов. Однако такая смена ролей происходит не сразу. Пока будущий муж за ней ухаживает, она играет роль Беспомощной Личности и только после медового месяца начинает проявляться ее любовь покомандовать.

Возможно, незадолго до свадьбы она порой и выдавала себя, но жених этого не заметил, стремясь поскорее заключить союз с тщательно выбранной невестой. Если же он заметит ее промахи, их помолвка вполне может расстроиться "по уважительным причинам", а Катя, опечаленная, но отнюдь не поумневшая, возобновит поиски нового партнера.

Психологический Вампиризм. Беспомощная Личность.

Теперь подробнее о Беспомощной Личности. Наиболее часто встречающийся тип психологического вампиризма. Беспомощная Личность ставит задачу, а доноры пытаются ее решить. Игра, которую ведет Беспомощная Личность, как Вы уже догадались называется «Почему бы вам не?… - Да, но…». И как бы ни бились доноры, сколько бы их ни было, какие бы они ни были умные, проблему они не решат, и вампир победит их всех. Беспомощная Личность получает в процессе игры массу психологических «поглаживаний» и оставляет своих советчиков в дураках.

Жизнь так устроена, что избежать неприятных душевных переживаний не удается никому. Все переживают боль утраты и горечь – как от смерти любимого хомячка, так и от потери самых близких. И это нормально. Если реагируем – значит, живы! Но когда душевная боль длится годами и не имеет очевидной причины, это уже болезнь. Человек прекрасно осознает, что с ним что-то не так, делится этим с друзьями, спрашивает совета, чуть ли не спорит, чьи страдания сильнее, но! Не принимает ни единого конструктивного совета. Это прекрасно описано у Берна, там, где про «людей, которые играют в игры». Жертва бросает клич, Спасатели подхватывают и начинают давать советы, на каждый из которых находится своё «но». Жертва «выиграла» их всех, она при своём призе «Мои несчастья круче ваших», Спасатели – с утешительными «всем спасибо, все свободны». А потому я не очень верю, что мои аргументы сработают, но!! Вдруг!)))

Здесь – про самые распространенные «но», кроме этих есть еще куча, а пока разберу те, что «на языке» у почти всех сомневающихся.

Да, но этому же есть причина!
Имеется в виду обычно некое конкретное событие или череда мелких. Но и то, и другое значения, когда уже развилась депрессия, практически не имеет значения, потому что лечить её все равно надо. Тут важно не спутать депрессию с плохим настроением. Так вот, если «плохое настроение» длится более двух недель, если причина померкла, а «настроение» остается, особенно, если нарушился сон, то это уже точно депрессия, пусть и неглубокая. Здесь вообще можно обойтись коротким курсом самых легких антидепрессантов в маленьких дозах, что никак не повлияет на качество жизни, а только улучшит. Ну и психотерапия не помешает точно, разобраться в собственных неконструктивных установках да поменять стиль реагирования.

Да, но ведь это у всех так, а кому сейчас легко? Да, но у меня ведь не так уж и все запущено! Я знаю людей, которые действительно в депрессии, а у меня всего-то по несколько дней (недель, месяцев, лет).
Первое – чистой воды рационализация, второе – игнорирование тяжести проблемы. Самое удивительное, что подобные «аргументы» можно услышать от вполне образованных и неглупых в целом людей. Никогда не забуду, как мне пришлось сообщить пренеприятнейший диагноз матери одной взрослой женщины. Матушка (женщина неслепая и соображающая, кандидат каких-то наук) была готова к чему-то подобному, и услышав слово «шизофрения» не впала в обморок, а тут же выдала: «А может, все же не стоит пока лечиться? Я понимаю, что шизофрения… Но ведь она такая маленькая… Просто небольшая шизофренийка…». Тут даже великий мастер русской словесности Горби с его «нельзя быть немножко беременной» не переспорил бы её.

Да, но у меня так было всегда, а потому это не болезнь, а характер такой.
Вот это точно. Любое длительное заболевание приводит к патологии характера. Но кроме «характера такого» есть еще и объективные клинические симптомы депрессии. Если их нет, но есть депрессивное мировоззрение, депрессивные психологические защиты, да, вполне возможно, что это и вправду характер, но вряд ли кому от этого легче. Характер тоже нужно лечить, только не антидепрессантами, а психотерапией, длительной причем. А антидепрессанты – только на подхвате, когда на благодатную почву не дай бог наложится стресс какой-нибудь, тут и настоящая депрессия не заставит себя ждать гораздо вероятнее, чем у (практически) здорового.

Это далеко не полный список, больше всего «но» там, где речь идет об антидепрессантах и о личностном смысле болезни, про них написано здесь.

Эрик Бёрн выделяет игры в толпе, одной из таких игр является «Да, но…»:

при анализе игр, так как именно она послужила толчком к формулировке самого понятия "игра". Эту игру мы первой вычленили из ее социального контекста. Она принадлежит к числу наиболее изученных. Кроме того, она также относится и к наиболее популярным играм, в которые играют на званых вечерах и в самых разных компаниях, включая и психотерапевтические группы.

Роли

В данной игре может участвовать любое количество игроков. Кроме того, «Да, но …» может быть и семейной игрой. «Да, но…» является неплохим вариантом заполнить свободное время, или просто поддержать беседу, во избежание неловких пауз. Главный игрок задаёт тему беседы, в которой содержится некая проблема, решением которой он (игрок) озадачен. Остальные участники пытаются ему в этом помочь.

Ход игры

Главный игрок озвучивает вопрос, адресованный не кому-то конкретно, а всей компании, суть которого сводится к описанию его личной проблемы. Остальные участники начинают предлагать варианты решения с позиции эго-состояния Родителя. Игрок, которым в этот момент руководит эго-состояние Ребёнка, соглашается с тем, что это хороший вариант, но в данной ситуации он ему не подходит. Таким образом, игрок отвергает все предложенные варианты, а когда активность других участников разговора иссякает, он получает неимоверное эмоциональное удовлетворение от победы в игре.

Во время игры её участники могут меняться ролями.

Скрытые мотивы

Как и любая другая психологическая игра «Да, но…» кроме внешних мотивов имеет и скрытые, хотя на первый взгляд кажется совершенно обыденной беседой. Игрок пытается устранить внутренний конфликт между эго-состоянием Взрослого и эго- состоянием Ребёнка. Формально вопрос задаётся с позиции Взрослого, но фактически такой разговор представляет модель общения Ребёнок - Родитель. Изначально у игрока существует установка: не принять ни одного из предложенных вариантов решения проблемы. Таким образом, игра «Да, но…» не имеет варианта проигрыша инициатора разговора. Это своего рода демонстрация игрокам в эго-состоянии Родителей, что они не могут справиться с проблемой. А сам инициатор игры предстает беспомощным созданием, которому необходимо оказать поддержку. Это говорит о дефиците поглаживаний, которые, в данной ситуации, человек пытается получить посредством нехитрых манипуляций.

Самый эффективный способ прекратить эту игру, не обидев собеседника, просто отстраниться или поменять тему корректным образом.

Э. Бёрн утверждал, что:

наилучший способ защиты - вообще не участвовать в трансакциях.

Пример игры «Да, но…»

В наше время особое место в жизни человека приобретают социальные сети, но кроме выполнения функции дополнительного средства коммуникации, они еще являются хорошим проводником для различного рода манипуляций. Наиболее простой способ таких манипуляций представляет собой игра «Да, но…».

Рассмотрим один пример.

Общение двух девушек в социальной сети. Они несколько лет не виделись. Всё начинается с банального «Как дела?», потом инициатор разговора фразой «А у меня…» начинает описывать то, что вроде бы все хорошо, но хотелось бы чего-то более интересного и фееричного, далее переходит к обсуждению неудовлетворенности некоторыми поступками своего молодого человека, намекает на то, что ей нужен совет. Вторая девушка, будучи добрым и открытым человеком, искренне желающим помочь, даёт пару советов, которые наталкиваются на «Да, но…». Тогда девушка продолжает искать варианты решения проблемы, которую ей озвучили, но и сейчас не может найти «того самого» решения. Инициатор игры, получив полное удовлетворение, да и к тому же пару поглаживаний в виде сочувствия, с легкостью меняет тему. Внутренний Ребёнок испытал счастье победы. В следующий раз, когда у девушки - инициатора этой игры возникает потребность в получении эмоций, она начинает, опять-таки, разговор с фразы «Как дела?», получив «сухой» ответ, без последующей обратной связи, инициатор терпит фиаско и пытается «вывернуть модель общения наизнанку», развивая диалог всеми возможными способами, основываясь на информации, полученной из ответа на вопрос «Как дела?». И вот инициатор этой игры превращается в спасителя, пытающегося с позиции Родителя помочь второму участнику найти выход из ситуации.

Теперь роли поменялись, и игра приобрела «новую жизнь», она может продолжаться до бесконечности, пока кто-то из участников не выйдет из этой игры.

Таким образом, ирга «Да, но…» представляет собой взаимодействие Ребёнок - Родитель, которое направлено на решение проблемы дисбаланса между эго-состояниями Взрослого и Ребёнка у инициаторы игры, а также повышения собственной значимости и получения эмоций за счёт поглаживаний от других участников игры.

Литература:
  1. Бёрн Э. Игры, в которые играют люди.
  2. Литвинов М. Из Ада в Рай. Избранные лекции по психотерапии.
  3. Бёрн Э. Психика в действии.

Тезис. Игра «Почему бы вам не… — Да, но» занимает особенное место в анализировании игр, так как именно она сделала толчок к формулированию самого термина «игра». Она относится к числу самых изученных. Помимо этого, она также имеет отношение и к наиболее известным играм, в которые играют в самых разных компаниях и на званых вечерах, включая и психотерапевтические групповые сеансы. Главные особенности игры видны из такого примера.

Ирена: Мужу всегда хочется делать ремонт самостоятельно, однако у него никогда толком ничего не выходит.
Гари: А почему бы ему не взять пару уроков у плотника?
Ирена: Да, но свободного времени у него нет.
Блю (или кто-то из компании): А вы приобретите ему хорошие инструменты?
Ирена: Да, но только он не сможет ими пользоваться.
Хоу: Почему бы вам не вызвать плотника для ремонтных работ?
Ирена: Да, но это чересчур дорого.
Дред: Почему бы вам тогда не смириться с его мастерством и не довольствоваться этим?
Ирена: Да, но ведь все может просто обрушиться.

Вслед за такими репликами обычно наступает молчание. В конце концов, его прерывает одна из собеседниц (Грин) и говорит что-нибудь в таком роде: «Ох эти мужчины, всегда они стремятся показать, какие они специалисты».

В игре «Почему бы вам не… — Да, но» может участвовать любое количество участников. В компании Водящий обычно ставит проблему. Другие же участвующие предлагают по одному решению за другим, и причем каждое начинается такими словами: «Почему бы вам не…» Каждому выдвигаемому решению Ирена противопоставляет очередной ответ: «Да, но». Прекрасный игрок может весьма успешно отражать натиск других участников до того времени, пока все не сдадутся, а Ирена выиграет. Часто приходится отвергать не менее десятка предложений, пока не наступает тягостная тишина, которая знаменует собой победу и очищает сцену для последующей игры. В этом примере Грин смогла «переключиться» на игру «Родительский комитет» вида «Hепутевый муж».

У игры возможно продолжение, так как на социальном уровне и реакция, и стимул следуют от Взрослого к Взрослому. Они являются дополнительными и на психологическом уровне, где стимул, исходящий от Родителя к Ребенку («Почему бы вам не …») как правило, вызывает реакцию, исходящую от Ребенка к Родителю («Да, но»). Обычно для обеих сторон трансакции на психологическом плане бессознательны, но внимательный наблюдатель наверняка заметит, например, по поменявшейся позе, тонусу, голосу, произносимым словам о происшедшим сдвигам в состоянии Я (со Взрослого на «непутевого» Ребенка — в случае Ирена — и со Взрослого на «мудрого» Родителя — у других игроков). Чтобы намного лучше разобраться со скрытым смыслом этой игры следует проанализировать такой вот пример.

Психотерапевт: А кто-то уже смог предложить решение вашей проблемы, которое вам до этого времени не получалось найти?
Ирена: Нет, никто. По правде говоря, я уже почти все перепробовала, что они советовали. Я прикупила мужу инструменты, и он уже взял пару-тройку уроков у плотника.

Последнее замечание Ирены делает очевидными две причины, по которым ее общение с собеседниками не нужно принимать за правду. Во-первых, Ирена не глупее других членов этой компании, и весьма маловероятно, что кто-то из них сможет предложить такое решение, которое ранее не было придумано. Если у кого-то все же удастся сказать по-настоящему оригинальное решение, Ирена, ежели она ведет честную игру, примет это с искренней благодарностью.

Иными словами, ее «непутевый» Ребенок может уступить, если у кого-либо из присутствующих вдруг возникнет вполне остроумная идея, которая станет стимулировать ее Взрослого. Но заядлые участники в эту игру, такие, как Ирена, редко играют по-честному. С другой стороны, чересчур большая готовность принимать чужое предложение приводит к мысли, не скрывается ли за данной игрой другая игра — «Дурочка».

Описанный пример весьма нагляден, так как он четко иллюстрирует второе утверждение, даже если Ирена уже пробовала некоторые решения, она в любом случае будет возражать против них. Таким образом, цель игры заключается не в том, чтобы выслушивать предложения, а в том, чтобы отвергать их.

При определенных обстоятельствах в эту игру может играть чуть ли не каждый, так как она может хорошо структурировать время. Однако наблюдение за людьми, которые сильно предрасположены к данной игре, находили некоторые забавные закономерности. Во-первых, они с одинаковой простотой могут играть как на одной стороне, так и на другой. Способность переключаться на иные роли вообще является характерной чертой игр. Участники могут по привычке отдавать предпочтение одной роли другой, однако они могут поменяться между собой местами и вовсе не возражать взять на себя другую роль в той же игре, если это необходимо из-за какой-то причины.

Во-вторых, на основе наблюдений было показано, что человек, с удовольствием играющий в данную игру, часто принадлежит к тому типу людей, которые в конечном итоге просят специалиста применять к ним какое-то лечение. Во время этой игры их цель – это демонстрация, что никто не может предложить им лучшее решение проблемы, то есть что они никогда не станут капитулировать. Но, контактируя с психотерапевтом, они требуют применения к ним приемов, которые способны привести их к полной капитуляции, к примеру, гипноз. Следовательно, оказывается, что игра «Почему бы вам не… — Да, но» представляет собой в каком-то роде социальное решение внутренних конфликтов человека в связи с его отступлением по какому-либо поводу. Любители данной игры имеют еще одну, весьма специфическую характеристику: большинство из них боится покраснеть. Рассмотрим пример.
Психотерапевт: Для чего вы играете в эту игру, если вам известно, что это только обман?

Ирена: В процессе любого разговора я постоянно должна придумывать, о чем дальше говорить. Если я не в состоянии что-либо выдумать, то начинаю краснеть. Лишь в полной темноте я не боюсь покраснеть. Я просто терпеть не могу паузы в разговорах. Я это знаю, и мой муж также об этом знает. Он всегда мне об этом твердил.

Психотерапевт: Вы утверждаете, что если ваш Взрослый бездельничает, то ваш Ребенок пользуется случаем, чтобы «возникнуть» и заставить вас смущаться?

Ирена: Да-да. Поэтому до того времени, пока я могу предлагать другим какие-либо решения или выслушивать их идеи, касающихся моих проблем, то я чувствую себя прекрасно.

Слова Ирены ясно показывают: ее страх — неструктурированное время. Ее Ребенок не может привлечь к себе внимание, пока занят ее Взрослый, следовательно, именно игра может предложить ей подходящую структуру для функционирования ее Взрослого. Чтобы поддержать ее интерес игра должна иметь определенную мотивацию. Выбор игры строится по принципу экономии: ее Ребенок, который оказался в состоянии конфликта из-за физической пассивности, может получать в этой игре максимальные внешние и внутренние «вознаграждения». С одинаковым запалом она играет роль хитрого Ребенка, которого вряд ли можно подавить, и мудрого Родителя, который как раз и старается подавить в ком-то Ребенка, но безрезультатно. Поскольку главный принцип игры «Почему бы вам не… — Да, но» — не принимать ни единого предложения, Родитель никогда не сможет добиться успеха. Кредо игры: «Не нужно паниковать, Родитель никогда не сможет добиться успеха».

Таким образом, любой ход как бы забавляет Ирену и приносит ей наслаждение хотя бы тем, что отвергается еще одно предложение. Однако истинной кульминацией данной игры считается пауза (или завуалированная пауза) которая обычно наступает после того, как всеми остальными участниками уже было исчерпано свои возможности и они устали придумывать подходящие решения. Для Ирены это означает выигрыш, ибо она показал всем остальным, что это они не в состоянии справиться с ситуацией. Если пауза не завуалирован, то она может подлиться пару минут.

В этом примере Ирена не дала Уайт насладиться победой, так как хотела побыстрее начать личную игру. Позже в данном сеансе у Ирены проскользнула неприязнь к Грин по той причине, что та лишила ее пары минут победы.

Другой любопытной чертой игры «Почему бы вам не… — Да, но» считается то, что ее варианты для внутреннего и внешнего употребления практически одинаковы, но игроки при этом могут меняться ролями. Если говорить о внешнем варианте, то Ребенок — Ирена в игре со многими игроками принимает на себя роль Беспомощного существа, которое нуждается в поддержке окружающих его людей. Во внутреннем варианте это будет несколько интимного характера игра для двоих игроков, и Ирена играет в нее обычно дома с мужем. Здесь она уже будет выступать в роли Родителя, источника разумных и мудрых советов. Но такое изменение ролей не сразу происходит. Пока будущий супруг за ней будет ухаживает, она будет играть роль беспомощного Ребенка, и лишь после медового месяца начнет проявлять себя ее любящий командовать Родитель. Вполне возможно, незадолго до самой свадьбы она иногда и выдавала себя, однако жених этого не замечал, стремясь быстрее заключить союз с хорошо выбранной невестой. Когда он, возможно, заметит ее промахи, то не исключено, что их помолвка в расстроиться «по уважительной причине», а Ирена, опечаленная, но весьма не поумневшая, начнет поиски нового партнера.

Антитезис. Кажется, те люди, которые подхватывали игру Ирены, когда она, сделав первый ход, изложила свою якобы «проблему», играют в одну из разновидностей игры «Я всего только пытаюсь вам помочь». Фактически «Почему бы вам не… — Да, но» — это игра, обратная игре «Я всего только пытаюсь вам помочь». В последней может участвовать один психотерапевт и большое число пациентов, в первой же – только один пациент и много якобы «психотерапевтов». Таким образом, антитезис «Почему бы вам не… — Да, но» заключается в том, чтобы не играть в игру «Я всего только пытаюсь вам помочь». Если первый ход будет выглядеть так: «Что бы вы начали делать в случае …?» — рекомендуется отвечать: «Это на самом деле трудная ситуация. А вы что планируете делать по этому поводу?» Если же игра начинается со слов: «Я не смог(ла) то-то и то-то», — ответ подразумевается такой: «Жалко». Оба предложенных варианта ответа вполне вежливы, чтобы сделать Водящего растерянным или хотя бы вызвать возникновение пересекающихся трансакций, так что его фрустрация стает очевидной и, это значит, что может быть предметом анализа.

В психотерапевтической группе для тех людей, кто склонен к игре «Я всего только пытаюсь вам помочь», прекрасной практикой будет отклонение от приглашения принимать в ней участие. В данном случае антитезис «Почему бы вам не… — Да, но», являющийся в некотором роде и антитезисом «Я всего только пытаюсь вам помочь», станет полезен не только лишь для Водящего, но и для других членов группы.

Похожие игры. Игру «Почему бы вам не … — Да, но» необходимо отличать от ее противоположного варианта «А почему же вы не … — Нет, но…», в которой обычно выигрывает Родитель, а Ребенок обороняющийся отступает в полном замешательстве, даже если точное воспроизведение диалога может казаться разумным разговором двух Взрослых, что обсуждают реальную ситуацию.
Вывернутая наизнанку игра «Почему бы вам не… — Да, но» вначале напоминает игру «Крестьянка». В таком варианте Ирена пытается получить от психотерапевта рекомендации, которые она не отвергает, а, наоборот, тут же берет к сведению. Только потом, как психотерапевт уже окончательно завяз в игре, он начинает понимать, что Ирена его переиграла. То, что сначала казалось игрой «Крестьянка», может обернуться интеллектуальной игрой «Динамо».

Игра «Почему бы вам не… — Да, но» может принять форму «Сделай что-нибудь со мной «. К примеру, женщина не хочет выполнять какие-то домашние дела, и поэтому каждый вечер, когда муж приходит домой с работы, у них появляется игра «Почему бы вам не… — Да, но». Вне зависимости от того, о чем говорит муж, жена продолжает вести себя угрюмо и не пытается изменить свое поведение. В Большинство случаев ее мрачное состояние может быть следствием болезни, требующего подробного психотерапевтического анализирования. Однако и в данном случае игровой аспект не нужно сбрасывать со счетов, так ка он способен заострять внимание на вопросах, почему же муж выбрал именно такую жену и каков же его «вклад» в данную ситуацию.