Коммуникативные игры. картотека на тему. Картотека "игры на сплочение детского коллектива" Игры и упражнения на развитие мышления

Ветер дует на…

Со словами «ветер дует на…» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут самыми разными. Например:

  • «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» - все светловолосые собираются в одну кучку.
  • «Ветер дует на того, у кого есть сестра» - участник и игры подходят к тому ребенку, у кого есть сестра.
  • «Ветер дует на того, у кого синий бант»….
  • «Ветер дует на того, кто любит рисовать»….
  • «Ветер дует на того, кто много плачет»…..
  • «Ветер дует на того, у кого маму зовут Наташа» и т.д.

Ведущего нужно менять, давая каждому возможность поспрашивать игроков.

Поварята

Все дети встают в круг. Это кастрюля.

Ведущий: «Сейчас мы будем готовить суп» (салат, борщ, винегрет).

Каждый участник игры придумывает, кем он будет – мясо, картошка, морковь, лук, помидор, огурец, вермишель…

Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Услышавший себя впрыгивает в круг. Следующий игрок, прыгнув в круг, берет за руки предыдущего.

Игра продолжается, пока все компоненты не окажутся в круге.

«Мы приготовили вкусное блюдо».

Секрет

Ведущий всем участникам игры раздает из красивого сундучка (коробки) по «секретику» (пуговицу, бусинку, брошку, маленькую игрушку и т.д.

Игрок кладет свой секретик» в ладошку и зажимает в кулачок.

Играющие ходят по группе и находят способы уговорить каждого показать свой «секретик».

Передай мячик

Сидя или стоя играющие стараются как можно быстрее передать мячик, не уронив его.

Передавать мяч можно стоя по кругу; можно стоя спиной в круг и убрав руки за спину и т.д.

Клубочек

Игроки садятся в круг. Ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца и задает любой вопрос участнику игры, сидящему рядом.

Например: «Как тебя зовут?» Игрок берет клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, затем задает свой вопрос сидящему рядом с ним игроку.

Вопросы могут быть самые разные:

  • Что любишь кушать?
  • Ты хочешь со мной дружить?
  • Чего ты боишься?....

В конце игры клубочек должен вернуться к ведущему.

Рукавички

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички. Количество пар рукавичек равно количеству пар детей.

Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенные.

Дети по сигналу ведущего расходятся по группе, находят свою пару и с помощью трех цветных карандашей стараются как можно быстрее, совершенно одинаково раскрасить рукавички.

Заряд бодрости

Ведущий – воспитатель: « Сядьте свободно, вытяните вперед руки и приготовьте два пальчика: большой и указательный. Возьмитесь ими за самые кончики ушей – один сверху, другой – снизу ушка. Помассируйте ушки, приговаривая: «Ушки, ушки, слышат всё!» – 10 раз в одну и 10 раз в другую сторону.

А теперь опустите руки, стряхните ладошки. Приготовьте указательный палец, вытяните т руку и поставьте его между бровей над носом. Помассируйте эту точку со словами: «Просыпайся третий глаз!» - 10 раз.

Стряхните ладошки, соберите пальцы руки в горстку, найдите внизу шеи ямку, положите туда руку и ос словами: «Я дышу, дышу, дышу», помассируйте ямку 10 раз в одну и 10 раз в другую сторону.

Медвежата

Предложите детям превратиться в маленьких медвежат.

«Медвежата лежат в берлоге. Подул сильный ветер, пробрался в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в клубочки – греются. Стало жарко, медвежата развернулись и зарычали».

Воспитатель рассказывает детям про медвежат, дети изображают их движения. (Упражнение направленно на мышечное расслабление).

Насос и мяч

Выбирается один игрок – это насос. Все остальные участники игры – мячи.

Сначала мячи стоят, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, корпус наклонен вперед, голова опущена. Когда насос начинает надувать мячи, сопровождая свои действия звуком, дети начинают распрямляться, надувают щеки и поднимают руки. Мячи надуты. Дети стоят гордо.

Но как только насос «вытягивает» шланг из мячей, мячи издают звук «ш-ш-ш-ш…» и возвращаются в исходное положение.

Меняется насос и игру можно продолжить.

(Упражнение на чередование расслабления и напряжения).

Медвежонок

Выбираем «медвежонка».

Все дети встают в круг, берутся за руки. «Медвежонок» сидит внутри круга, закрыв глаза. Все хором говорят или поют стихотворение и медленно движутся к центру круга:

Медвежонок, медвежонок,

Спит в своей берлоге.

Хоть он и не опасен,

Будьте осторожны.

Вы такому шалуну

Не верьте никогда!

С последними словами песенки «медвежонок» вскакивает и старается дотронуться до кого-нибудь из детей. Этот участник выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один ребенок. Это победитель.

Жмурки

Предложите детям считалкой выбрать водящего.

Водящему завязывают глаза, остальные игроки бегают по комнате или площадке и издают веселые звуки: «ку-ку!», «ля-ля!», «а вот и я!» и т.д.

Схватив кого-либо из детей, водящий угадывает кто это.

После этого снимают повязку, и меняется водящий.

(Игра направлена на снятие страхов и повышение уверенности в себе)

Всадник и упряжка

Детям предлагается разбиться на пары («на первый, второй рассчитайся!», считалками, выбором меток и пр.) и договориться, кто в их паре будет лошадкой, а кто - всадником.

Лошадке завязываем глаза, а всадник должен управлять своей упряжкой, провести ее через все препятствия.

(Всадники проводят своих лошадок через расставленные предметы)

А сейчас поменяйтесь местами.

(Игра повторяется).

Передай сигнал

В ыбирается ведущий.

Дети берутся за руки. Ведущий посылает сигнал стоящему рядом с ним ребенку через пожатие руки. Сигнал можно передавать влево или вправо, разговаривать нельзя. Когда сигнал придет снова к ведущему, он поднимает руки и сообщает о том, что сигнал получен.

Затем сигнал предлагается передавать с закрытыми глазами.

Игра проводится 3-4 раза. Главное условие – общение без слов.

(Игра направлена на преодоление защитных барьеров, отгораживающих сверстников друг от друга).

Колпачки

Воспитатель раздает детям деревянные палочки и несколько колпачков из цветного картона. Дети должны передавать палочками колпачки друг другу (кому пожелают) и при этом говорить: «Здравствуйте!», а на приеме колпачка отвечать: «Мне очень приятно!», руками трогать колпачки запрещается.

Игра проводится примерно пять минут, чтобы дети смогли обменяться колпачками по несколько раз.

(Игра помогает настроить детей на доброжелательное отношение друг к другу, создает хороший эмоциональный настрой).

Тень

Дети делятся на две группы («на первый, второй рассчитайся!», считалками, выбором меток и пр.).

Затем составить пары, встать лицом друг к другу.

Один из играющих, «оригинал», выполняет простые движения замедленно, другой в точности, как тень, копирует его.

В начале проработки задания педагог на действия «оригинала» вводит некоторые ограничения: не делать сложных и несколько движений сразу.

Кто ты такой?

В группу к детям приходит незнакомый воспитатель, который хочет познакомиться с ними. Гость обращается к детям с просьбой рассказать о себе, чтобы узнать и запомнить каждого, познакомиться поближе.

Чем ты похож или не похож на других детей?

Что у тебя особенного?

После игры гость просит ребят сделать свою именную карточку, украсив ее рисунком. Завершив работу, дети надевают именные карточки и рассматривают вместе с воспитателем.

(Другой вариант игры может быть проведен с фотографиями детей).

Звёздочка

Дети стоят в кругу. Начинает игру воспитатель. Он идет по кругу, в руках у него золотая звездочка. Воспитатель говорит слова:

На ладошке я держу

Золотую звездочку.

И тому, кого люблю,

Я звезду передаю.

Воспитатель останавливается около одного из детей и передает ему звездочку.

Теперь этот ребенок идет по кругу, проговаривает волшебные слова, и передает звездочку другому ребенку.

Приветики

Приветики - это дружные ребята, которые умеют читать по глазам. Попробуем найти себе друга, договорившись глазами.

Раз, два – мы молчим.

Мы глазами говорим.

В это время выбираем себе друга и моргаем ему глазками.

Раз-два, раз-два,

Мы с тобой теперь друзья!

Кто сговорится между собой, встает в пару.

Приложение 3

Картотека игр к занятиям для детей 6 – 7 лет

Коммуникативные игры

«Ветер дует на...»

Цель: стимулирование активности, развитие сплоченности, развитие внимания, снятие мышечного напряжения.

Содержание. Со словами «ветер дует на того...» ведущий начинает игру. Ветер дует на тех, у кого есть какие-либо особенности, отличия. Например на того, кто любит животных, кто любит зиму, кто много плачет и т.п. Слово «ветер» можно заменять названиями разновидностей ветра: ураган, сильный ветер, теплый (холодный) ветер и т.п., определяя характер дыхания и движения того, на кого ветер дует. Ведущего необходимо менять при смене разновидности ветра, качеств, особенностей.

«Испуганный ёжик»

Цель: развитие эмпатии, доверия к миру, коммуникативных умений.

«Кто из вас видел настоящего ежа? Вы знаете, что делает ёжик, когда его пугает неожиданно появившаяся лиса или собака? Один из вас сейчас будет ёжиком, которого сильно испугали собаки. Другие по очереди будут подходить и успокаивать ёжика. Кто из вас хотел бы быть ёжиком?.. Ёжик, свернись калачиком. Представь себе, что ты ещё очень маленький ежик и тебя напугал громкий лай собаки. А когда собака еще и ткнулась в тебя носом, чтобы обнюхать, тебе стало совсем страшно. Поэтому ты свернулся в крепкий клубочек, чтобы защититься. К тебе на помощь придет ребенок, но ты недоверчив, потому что ты еще не знаешь, кто такие дети и что ожидать от этого ребенка. Кто хочет успокоить ежа? Подойди к ёжику, тихонько поговори с ним. Скажи ему, что окажись ты на его месте - тоже испугался бы… Можешь его погладить. Если ты будешь осторожен, ёжик тебя не уколет. Попытайся и руками показать ёжику, что ты к нему очень хорошо относишься. Поговори с ним еще - и ты увидишь, что он расслабился и раскрылся». Затем ёжиком становятся другие участники группы.

Обсуждение. Что чувствовали, когда были ежиками, а когда были детьми? Как пытались установить контакт, вызвать доверие ёжика? Что было трудным? Что помогло? В каких ситуациях ты ведешь себя подобно ёжику? Что помогает установить контакт в реальных ситуациях?

«Нос к носу»

Цель: игра для создания положительного настроя и внимательного отношение друг к другу.

«Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», «Ухо к уху» и т.д.

«Волшебные водоросли»

Цель: снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения.

«Рисунок по кругу»

Цель: развитие групповой сплочен­ности и навыков совместной деятель­ности; преодоление трудностей в об­щении; формирование чувства принад­лежности к группе, умения сотрудни­чать; развитие связной речи.

Материал: альбомные листы (по количеству детей), цветные карандаши.

Ход игры: педагог предлагает: «Возьмите по одному альбомному ли­сту. Подумайте, что бы вы хотели на­рисовать. А теперь за одну минуту на­рисуйте то, что вы задумали. (Дети ри­суют.) Затем передайте свой листочек соседу справа. И опять одну минуту вы будете рисовать, но уже на листочках ваших товарищей. Делаем это до тех пор, пока ваш листочек не окажется опять у вас. Рас­смотрите внимательно свою картинку и составьте рассказ по ней».

«Похвалилки»

Цель: игра способствует повышению самооценки ребенка, повышает его значимость в коллективе, формирует внимательное отношение к достижениям и успехам товарищей, развивает навыки внеситуативно-личностного общения.

Ход игры: Все дети сидят в кругу. Каждый ребенок рассказывает о поступке, которым можно гордиться. Например: «однажды я помог маме», или «однажды я выступал на празднике» и т.д.

На обдумывание задания дается 2 минуты, после чего каждый ребенок по кругу (или по очереди) делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово что- то сделал.

После того, как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они сделают это сами.

В заключении можно провести беседу о том, что каждый обладает какими -либо талантами, но для того, чтобы это заметить, необходимо очень внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к людям, окружающим нас.

Игра «Подарки»

Ход игры: все мы любим подарки получать, да и дарить их тоже приятно. Представим, что мы все можем подарить любой подарок. Внимательно посмотрите на своих соседей справа, попробуйте угадать, что они хотят получить в подарок. А теперь по очереди подарим друг другу наши подарки. Кто получает подарок, не забывает говорить «Спасибо».

«Клеевой ручеёк»

Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само - и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

1. Подняться и сойти со стула.

2. Проползти под столом.

3. Обогнуть “широкое озеро”.

4. Пробраться через “дремучий лес”.

5. Спрятаться от диких животных.

Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.

«Скульптор»

Цель: учить договариваться и взаимодействовать в группе сверстников.

«Вспомни имена своих друзей»

Цель: стимулировать интерес к другому, тренировать сензитивность в общении, способствовать развитию взаимных симпатий и сплочению группы.

«Свеча».

Цель: Развивать умение управлять своим эмоциональным состоянием, расслабляться, рассказывать о своих чувствах и переживаниях.

Ход игры: Дети в удобных позах рассаживаются вокруг свечи, в течение некоторого времени смотрят на пламя, затем закрывают глаза на 2-3 секунды (свеча гаснет). Открыв глаза, рассказывают, какие образы увидели в пламени свечи, что чувствовали при этом.

Рисунок «Мои друзья»

Ребенку предлагается нарисовать его друзей. Можно нарисовать их как людей, а можно в виде животных, птиц, цветов, деревьев и т. п. После рисования можно обсудить рисунок с ребенком, спросив его, кто здесь нарисован, почему он нарисовал именно этих детей. Рисунок может дать также информацию об отношениях ребенка с другими детьми. Посмотрите, кто нарисован ближе всего к ребенку, каковы размеры фигур и т.п. Интересными могут быть и ассоциации, которые связаны у ребенка с его друзьями.

В качестве варианта упражнения можно использовать рисунок «Наша группа», который может быть хорошим диагностическим взаимоотношений детей внутри группы.

Игры и упражнения на развитие внимания

«Звуковые прятки»

Взрослый говорит:

А теперь поставьте локти на стол и приготовьте ладошки. Я буду произносить слова, а вы - хлопать в ладоши, но только если услышите в словах звук «О». Попробуем? Начали: лодка, заяц, ослик, стол, стул, цветок, глаза. Молодцы! А теперь будем искать звук «А»: мачта, цветок, заяц, стул, аист, лампа, забор. Теперь ищем звук «Т»: стол, забор, стул, дача, табурет, зонт, ложка, глаз.

Следует использовать слова, в которых выделяемые звуки произносятся, как на письме.

«Слушай хлопки»

Цель игры: развивать активное внимание.

«Четыре стихии».

Цель: развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов.

Инструкция: «Для этой игры необходимо сесть по кругу и внимательно послушать. Если я скажу слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных локтевых суставах. Кто ошибается - считается проигравшим».

«Найди каждой пчелке свой цветочек» (рис. 1)

Цель игры: развивать зрительное внимание.

«Трутень и пчелы»

Цель: развитие слухового внимания.

Описание: взрослый говорит:

Сейчас мы поиграем в одну игру, а заодно посмотрим, умеете ли вы считать до трех.

Вы, наверное, знаете, что когда пчелы летают и собирают мед, они жужжат, а если появится трутень, они начинают жужжать сильнее, чтобы его прогнать. Когда пчелы видят медведя, они замолкают, чтобы медведь не смог найти мед. Представьте, что вы - пчелки. Будьте внимательны: если я хлопну в ладоши один раз, вы должны жужжать не очень громко, если хлопну два раза - значит, летит трутень, и вы зажужжите громче, а если хлопну три раза - значит, появился медведь, вы перестанете жужжать и будете сидеть тихо-тихо. Приготовились, начинаем!

Игру следует повторить несколько раз. Участники могут как сидеть за столами, так и стоять по кругу или в произвольном порядке.

«Раскрась филина»

Цель: развитие внимания и мелкой моторики (рис.2).

«Девочки» (рис. № 3).

Предлагаются бланки с изображением девочек, расположенных по восемь в каждом ряду. Вариант задания:

а) /подчеркни, / сосчитай / девочек с черными бантиками (белыми);

б)/подчеркни, / сосчитай / девочек с черными волосами и черными бантиками;

в) / подчеркни, / сосчитай / с белыми волосами и белыми бантами;

г) /подчеркни, / сосчитай / с белыми волосами и черными бантами;

д)/ подчеркни, / сосчитай / с черными волосами и белыми бантами.

«Домик»

Цель: исследование и развитие произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

«Дорисуй картинки».

Цель: развитие внимания, зрительного восприятия и мелкой моторики.

«Найди, зачеркни и сосчитай» (рис. № 6).

Цель: формировать умение сравнивать и анализировать, распределять и переключать внимание.

Предлагаются бланки с изображениями поросят, расположенных по десять в каждом ряду. Варианты заданий:

а) / подчеркни, /сосчитай / веселых / грустных поросят;

б)/ подчеркни веселых / грустных поросят с двумя ушками, / одним ушком /;

в)/ подчеркни веселых / грустных поросят с 2 /1/ ушками, без челки, с челкой.

Задания усложняются постепенно: а/, б/, в/.

«Пол - нос - потолок»

Цель: развитие внимания и произвольного поведения.

Сейчас мы поиграем. Будьте очень внимательны! Я стану произносить «пол», «нос» или «потолок» и указывать на них. И вы - указывать вместе со мной. Сначала я буду делать это правильно: произносить, например, «пол» и указывать на пол, а потом буду вас путать - говорить «пол», а указывать на что-то другое. Вы же должны указывать на то, что я называю, а не на то, что показываю. Попробуем? Начали!

«Коробочка ощущений»

Цель: учить детей узнавать предметы по характерным признакам.

В коробку с прорезью для руки кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в коробку, найти нужный предмет или нащупать предмет и угадать его.

Игра «Дотроньтесь до...»

Цель: развитие внимания и произвольности; координации движений.

Психолог предлагает выполнить следующие действия:

Дотроньтесь правой рукой до носа, а теперь - левой рукой до носа. Дотроньтесь правой рукой до правой коленки, а теперъ - до левой. Левой рукой дотянитесь до правого уха, правой рукой - до левого уха, обеими руками - до затылка. И т.д. По окончании звенит колокольчик, дети занимают свои места за столами

Методика «ВОК» (внимание-ориентация-количество)

Цель: определение уровня развития внимания ребенка, его способность к простейшей ориентации в пространстве и его представление о количестве.

Инструкция. Сначала с детьми разбирается левое-правое расположение квадратов на плоскости листа.

Затем дается инструкция: - Будьте очень внимательны, потому что задание я буду говорить только один раз.

    В левом верхнем квадрате нарисуйте палочек столько, сколько вы видите у меня в руке карандашей (показываете три карандаша).

    В правом нижнем квадрате нарисуйте треугольники так, чтобы их было больше, чем палочек.

    В левом нижнем квадрате нарисуйте кружочки так, чтобы их было меньше, чем палочек.

    В правом верхнем квадрате нарисуйте маленькие квадратики - столько, сколько будет, если сложить вместе палочки и кружочки.

    В нижнем среднем квадрате нарисуйте крестики, так чтобы их было на два больше, чем квадратиков.

    А теперь мы будем рисовать в верхнем среднем квадрате жирные точки.

Посмотрите, на сколько меньше у вас нарисовано палочек, чем крестиков, столько и нарисуйте жирных точек. (Последнее предложение повторяется дважды.)

Предварительно, до начала выполнения задания с детьми обсуждается, как надо рисовать крестики и жирные точки.

Оценивать полученные результаты можно различными способами, в зависимости от цели обследования и наличия времени для подсчета.

В исследовании на разных этапах анализа полученных результатов можно применять два различных способа подсчета.

Оценивание конечного результата по трехбалльной системе:

1 -справился с ориентацией на плоскости листа (1 балл);

2 - справился с заданием на количество (1 балл);

3 - выполнил без ошибок - добавляем 1 балл за внимание; допустил ошибку либо при ориентации, либо при счете - 0,5 балла.

Полученные баллы не суммируются, а рассматриваются как сформированность отдельных процессов.

Максимальная оценка за выполнение всего задания - 3 балла.

Кроме того, при заключительном анализе выполнения задания можно использовать еще одну, более жесткую дифференциацию полученных результатов.

Если ребенок не справился хоть с одним из заданий, у него 0 баллов, и только выполнив все верно, получает 1 балл.

Игры и упражнения на развитие мышления

«Кто летает?»

Цель: выделить существенные признаки предметов.

Описание: если ведущий называет кого-либо или что-либо умеющее летать - дети разводят руки в сторону, если нет - не поднимают руки.

«Найди пару»

Описание: среди нарисованных предметов найди похожие и соедини их линиями между собой (рис. 7).

«Ну-ка, отгадай!»

Описание: группа детей делится на две подгруппы. Первая подгруппа тайно от второй задумывает какой-либо предмет. Вторая подгруппа должна отгадать предмет, задавая вопросы. На эти вопросы первая подгруппа имеет право отвечать только «да» или «нет».

Дети из первой подгруппы встают по прямой линии друг за другом. Напротив них встают дети из второй подгруппы. Сначала задает вопрос ребенок из второй подгруппы: «Оно живое?» Первый ребенок из первой подгруппы отвечает: «Да». Затем задает вопрос второй ребенок из второй подгруппы: «Я его видел?» Второй ребенок из первой подгруппы отвечает: «Да» и т. д.

После угадывания предмета подгруппы меняются ролями.

Примечания:

    Предлагайте детям вопросы, отражающие операции синтеза и классификации: «Оно живое (или мертвое)?»; «Оно находится в доме?»; «Оно находится на улице?»; «Это животное?»; «Это - человек?» и т. п.

    Если в течение 8-10 минут предмет не угадан, целесообразно его назвать, чтобы ребята не заскучали.

«Противоположность»

Цель: развитие мышления и речи.

Содержание: ведущий показывает группе детей одну картинку. Задача состоит в том, чтобы назвать слово, обозначающее противоположный предмет. Например, ведущий показывает предмет «чашка». Дети могут назвать следующие предметы: «доска» (чашка выпуклая, а доска прямая), «солнце» (чашку делает человек, а солнце -это часть естественной природы), «вода» (вода - это наполнитель, а чашка - это форма) и т.д.

Каждый ребенок по очереди предлагает свой ответ и обязательно объясняет, почему он выбрал именно такой предмет.

«Назови одним словом»

Цель: развитие навыков анализа и обобщения.

1. суп, каша, гуляш, кисель;

2. лошадь, корова, овца, свинья;

3. курица, гусь, утка, индейка;

4. волк, лиса, медведь, заяц;

5. капуста, картофель, лук, свекла;

6. пальто, шарф, куртка, костюм;

7. туфли, сапоги, кроссовки, босоножки;

8. шапка, кепка, тюбетейка, берет;

9. липа, береза, ель, сосна;

10.зеленый, синий, красный, желтый;

11.шар, куб, ромб, квадрат;

12.телевизор, утюг, пылесос, холодильник;

13.автомобиль, трактор, трамвай, автобус.

«Закономерности» (рисунок 8)

Цель: развивать логическое мышление, делать выводы, умозаключения.

«Подбери слово по аналогии»

Цель: развивать логическое мышление.

1)корова-теленок

курица-(цыпленок)

кошка-(котенок)

2) ночь – луна

день-(солнце)

3)снег- лыжи

лед-(коньки)

4) начало – конец

день –(ночь)

5)морковь-огород

яблоко-(сад)

6) футбол - мяч

хоккей – (шайба)

7)заяц-кролик

рысь -(кошка)

8) пароход –море

самолет – (небо)

9)зима- холодно

лето-(тепло, жарко)

10) лошадь – скачет

заяц- прыгает

«Один - много»

Цель: развитие речи и мышления.

Психолог называет слова в единственном числе и просит детей поочередно произносить их во множественном числе, например: дерево - деревья, муха - мухи, дом - дома, город - города, фонарь - фонари, самолет - самолеты, круг - круги, помидор - помидоры и т.п.

«ЦЫПЛЯТА» (модификация известных тестов Г. Айзенка)

Цель: исследование и развитие сформированности абстрактно-логического мышления (умение ребенка выделять, анализировать и соотносить существенные признаки).

Инструкция: Необходимо в пустом квадрате, опираясь на 8 нарисованных фигур, найти закономерности и дорисовать недостающую фигуру.

«Дружная семья цыплят отправилась гулять, но один самый любопытный задержался, разглядывая червячка, и заблудился. Помогите найти ему своих братишек и сестричек, нарисуйте его в центральном квадратике. Смотрите внимательно: все цыплята чем-то похожи, ведь они - братья и сестры, поэтому и потерявшийся цыпленок будет чем-то похож на других».

Цель: исследование и развитие вербально-логического мышления.

Инструкция: Зачитывается 6 предложений (3 из них составлены логически верно и 3 - нет). Детям предлагается заполнить таблицу, состоящую из 6 строчек, где на каждой строке находятся два варианта ответов: «ДА» и «НЕТ». Если ребенок согласен с зачитываемым высказыванием, то он обводит ответ «+» кружочком, если наоборот - значит ответ « ― ».

Данная методика предварительно чертится на доске и разбирается с детьми, чтобы они поняли принцип заполнения таблицы. Практика показывает, что если ребенок после разбора все равно делает ошибки в заполнении таблицы, то скорее всего у него будут трудности с усвоением школьного материала. Для тренировки берутся другие предложения, с иной последовательностью правильных и неверных ответов, чем при проведении методики.

Таблица ответов:

Цель: выявление и развитие творческого потенциального уровня воображения детей.

Инструкция: Детям предлагается 4 символа, которые надо дорисовать, чтобы получились целые образы, которые следует затем назвать. Необходимо помочь ребенку подписать рисунки, так как дети не всегда знают правильное название предмета, который изобразили.

Игры и упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы

«Кричалки - молчанки - шепталки»

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

Описание: из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это - сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь - «кричалку» можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь - «шепталка» - можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» - синяя ладонь - дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчанками».

«Секрет»

Цель: ролевое проигрывание ситуаций, отработка навыков эффективного взаимодействия, эмпатии, умения сотрудничать.

Описание: всем участникам ведущий раздает по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы и т. д.), кладет в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и, разъедаемые любопытством, находят способы уговорить каждого показать ему свой секрет.

замечание: Ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает наиболее робким найти общий язык с каждым участником.

«Замри»

Цель: игра на развитие навыков волевой регуляции, умение подчинятся правилам.

«Тыкалки».

Цель: обучение умению владеть своими чувствами.

«Шарик»

Цель: расслабление мышц живота.

Содержание: психолог «Представьте, что вы надуваете воздушный шар. Положите руку на живот. Надувайте живот, будто это большой воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Это сильное напряжение неприятно! Сделайте спокойный вдох так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц живота. Плечи не поднимайте. Вдох - пауза, выдох - пауза. Мышцы живота расслабились. Стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам легко входит внутрь. И выдох свободный, не напряженный!

Вот так шарик надуваем!

А рукою проверяем (вдох).

Шарик лопнул, выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Дышится легко … ровно … глубоко …

«Злость пришла и ушла»

Цель: способствовать проявлению эмоции «злость, гнев» социально приемлемыми способами, учить детей анализировать свою агрессивность и устранять ее через игру и позитивное поведение.

А теперь топайте ногами, наберите воздух и на выдохе произносите «а-а-а...», машите руками, сжатыми в кулаки.

Возьмите газету, сомните ее, бросьте на пол, прыгайте на ней, топчите ее ногами, постучите по ней кулаками, порвите ее на мелкие кусочки.

Изобразите капризного ребенка: лягте на спину, стучите по полу руками и согнутыми в коленях ногами, мотайте головой из стороны в сторону, произнося «а-а-а».

Злость ушла, тело расслабилось, слушаем музыку.

«Ругаемся овощами»

Цель: Учить эмоционально воспринимать и понимать окружающих, а также выражать собственные чувства. Учить преодолевать негативные настроения.

«Море волнуется»

Цель: выработка внимательности, быстроты реакции и волевой регуляции.

Ведущий говорит:

Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри!

В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего или отдает фант.

(«Морская фигура» можно заменять на «лесная фигура», «небесная фигура» и т.п.).

«Сбрось усталость»

Цель: снижение мышечного и эмоционального напряжения.

Подготовка: чтобы игра стала своеобразным ритуалом, помогающим детям снять усталость, напряжение, необходимо поговорить с ними о том, что такое усталость.

Содержание. Дети стоят, широко расставив ноги, немного согнув их в коленях. Тело согнуто, руки свободно опущены, голова склонилась к груди, рот приоткрыт. Дети слегка покачиваются в стороны, вперёд, назад. По сигналу взрослого надо резко тряхнуть головой, руками, ногами, телом. Взрослый говорит: «Ты стряхнул свою усталость, чуть-чуть осталось, повтори ещё».

Игры и пражнения на развитие памяти

«Какой игрушки не хватает?».

Описание: поставить 4 -5 (6,7,8,9,10) игрушек, попросить детей отвернуться и убрать 1 (2,3 и т.д.) игрушку. «Какой игрушки не хватает?»

«Шапка-невидимка».

Цель: развивать зрительную память.

«Рыба, птица, зверь».

Цель: развивать слуховую память.

Содержание: ведущий (сначала это должен быть взрослый) указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица......» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трех) назвать в данном случае птицу. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру, если ответ неверный - ребенок выбывает из игры. Названия не должны повторяться. Эту игру можно проводить в разных вариантах, когда дети называют, например, цветок, дерево и фрукт, мебель, имя.

«Залатай коврик»

Цель: развитие восприятия и кратковременной памяти.

Игр «Топ-хлоп»

Цель: развивать внимание, мышление

Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное - топают.

Примеры: «Летом всегда идет снег». «Картошку едят сырую». «Ворона - перелетная птица». Понятно, что чем старше дети, тем сложнее должны быть понятия.

«Рассмотри внимательно»

Цель: развитие произвольного внимания и наблюдательности.

Дидактический материал: любая сюжетная картинка.

«Посмотрим, запомним, нарисуем»

Цель: развитие произвольного внимания.

Дидактический материал: простые карандаши, тетради, плакат:

После этого психолог убирает плакат и предлагает детям нарисовать в заданной последовательности все фигуры, которые они запомнили.

Цель: оценка и развитие зрительной памяти.

Инструкция. Детям предлагают таблицу размером 50x50 см с 9 геометрическими фигурами, время экспозиции - 15 секунд. Им необходимо запомнить фигуры. Сразу после показа им надо в ответном бланке вычеркнуть увиденные на таблице 9 фигур, находящихся среди других 24 фигур (10 х 10 см).

Оценивать результаты можно и другим способом (если обследование проводится индивидуально): экспериментатор отмечает и подсчитывает число правильно и неправильно узнанных фигур. Для того чтобы охарактеризовать уровень узнавания, подсчитывается коэффициент узнавания Е:

где М - число правильно узнанных фигур; N - число неправильно узнанных фигур. Наиболее оптимальный коэффициент узнавания равен единице, поэтому чем ближе результаты конкретного испытуемого к единице, тем лучше функционируют у него процессы узнавания наглядного материала.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ









































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

"Яркие впечатления найдут не менее яркий эмоциональный отклик"
Д. Б. Эльконин

Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму”. Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств человека. Ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.

Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает не только определенный уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения различным содержанием, но и обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы. Эмоции не только отражают состояние ребенка, но и существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение.

Поэтому формирование положительных эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных задач воспитания. Особенно это важно в период дошкольного детства – один из самых важных этапов жизни ребенка: без полноценного прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая жизнь будет ущербной. В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Её необходимо развивать.

Только психологически грамотное сопровождение естественного развития ребенка обеспечит максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей, позволит избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развития.

Помимо этих проблем, существование комплекса личностных характеристик, является предпосылкой появления психосоматических заболеваний, которые в XXI веке заметно потеснили все остальные вследствие повышенного темпа жизни, увеличения эмоциональных перегрузок. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы очень актуальна и важна. Исходя из этого, мы должны: ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование.

Человек судит об эмоциональном состоянии другого по особым выразительным движениям, мимике, изменению голоса. Поза, жест, особенности движений во многом дополняют мимику и играют важную роль в передаче эмоционального состояния. Поэтому можно выделить ряд задач:

  • научить детей понимать собственное эмоциональное состояние;
  • выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.

Игротерапия – несёт в себе следующие функции: диагностическую, терапевтическую и обучающую. Функции перекликаются между собой и осуществляются как на начальном этапе (в спонтанной игре), так и в направленной игре и представляют собой обыгрывание какого-либо сюжета. Игровая терапия является относительно молодой отраслью и ориентирует своё направление на работу с детьми. Цель игровой терапии - предоставить возможность дошкольнику “пережить” в игре волнующие его моменты при внимании, участии и поддержке взрослого. Играющие дошкольники в игре на сенсомоторном уровне не умеют показывать с помощью конкретных предметов являющимися символами чего-то другого, то, что они когда-либо переживали или испытывали. Такая связь может прослеживаться чётко, а иногда она может быть не слишком заметна.

В любом случае, игра предоставляет для малыша попытку пополнить свой опыт и с игрой связаны те моменты жизни детей, когда они чувствуют себя в безопасности и могут контролировать свою жизнедеятельность. Именно поэтому всё большее значение приобретает игровая терапия - способ коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей, стержень, которого - игра.

Предлагаю вашему вниманию занятия в старшей группе.

Интегрированное занятие “Вода и ветер”

Цель: Развивать и гармонизировать эмоциональную сферу детей, создать атмосферу доверия и психологического комфорта, способствовать сплочению детей в группе, развивать навыки межличностного взаимодействия и коммуникации, развивать творческие способности, познавательный интерес, речь, воображение.

Материал: презентация “Вода и ветер”, аудиозапись музыки (звуки моря и ветра), акварель, кисточки, баночки с водой, тряпочки, акварельная бумага А4.

Ход путешествия:

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет очень интересное занятие, но сначала нужно отгадать загадки:

Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба.
Чтобы плыли корабли - жить нельзя нам без (воды)

Неизвестно, где живет.
Налетит - деревья гнет.
Засвистит - по речке дрожь.
Озорник, а не уймешь. (ветер)

Угадайте, что это? Правильно – это вода и ветер.

А вы знаете, зачем нужна вода и ветер? (Ответы детей: “Без воды нельзя жить. Вода – дает жизнь всему живому, без неё не могут люди, растения, животный, насекомые ”, “Ветер гонит тучи; без ветра не могут летать птицы и самолеты”)

Какая бывает вода? (теплая, горячая, холодная, пресная, прозрачная, газированная и т. п.).

Что вода делает? (течет, льется, журчит, растекается, капает, замерзает, тает).

Для чего вода нужна человеку? (пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т. п.).

А вы знаете, какой бывает ветер? (Ответы детей: “Ветер – теплый, холодный, сильный”)

Правильно, Вы много знаете о пользе воды и ветра.

Внимание на экран (Презентация “Вода и ветер”, сегодня я хочу познакомить Вас, какая еще бывает вода, и какой бывает ветер. Вода может принимать различные цвета и оттенки: голубая, цвет морской волны, синяя, фиолетовая, зеленая, темно зеленая – это океан, море, озеро, пруд, лужа; красная, розовая, бордовая – когда закат или восход; а еще вода бывает белая – это снег или туман.

А что мы можем делать с водой? (Ответ детей: плавать, нырять, играть, поливать, переливать, рисовать, варить, кипятить и т.д.) Правильно, поэтому воду надо беречь и бережно относиться к ней!

А вот ветер бывает теплым и холодным, слабым и сильным, порывистым. А что мы можем делать с ветром? (Ответы детей: играть – запускать воздушные шары, мыльные пузыри, летучих змеев, самолеты; сушить белье; летать на самолете, воздушном шаре)

Игра “Приветствие волны”

Цель : создать атмосферу доверия и психологического комфорта, способствовать сплочению детей в группе, развивать навыки межличностного взаимодействия и коммуникации.

Представим с вами, что природа ожила и хочет поговорить снами. Закройте глаза представьте, что мы с вами на берегу моря. Волны говорят с нами, они шепчут наши имена (включается музыка со звуками моря) Давайте сначала послушаем, как нас зовут волны, а теперь по очереди произнесем имя каждого. (Психолог произносит и показывает, как волны шепчут имя каждого то тихо, то громко). Дети по очереди называют, то тихо, то громко свое имя.

Физминутка “Дождь”

Капля - раз, капля - два, очень медленно сперва,

А потом, потом, потом - все бегом, бегом, бегом. (Бег)

Стали капли поспевать, капля каплю догонять. (Хлопки руками на каждое слово)

Кап-кап, кап-кап. (Свободные движения пальчиками)

Зонтики скорей раскроем, от дождя себя укроем. (Соединить руки над головой)

Игра “Ветер, ветерок”

Цель : развитие внимания, координации движения

На ковре разложены обручи – “домики”, количество которых меньше количества детей. Педагог – психолог проговаривает слова, дети свободно бегают по площадке.

Осень, осень у ворот
Кружит листьев хоровод.
Раз, два, три – летят листочки,
Раз, два, три – кружат листочки.
Скоро дождь, надо нам
Разбегаться по домам.

По окончании слов, дети занимают “домики”. Ребенок не успевший занять домик выбывает из игры.

Упражнение “Ветер дует на того...”

Цель: способствовать поднятию эмоционального фона в группе, лучше узнать друг друга.

Дети находятся в кругу. Педагог-психолог начинает игру словами: “Ветер дует на того...”

Возможны варианты:

  • “Ветер дует на того, кто любит мороженное”;
  • “Ветер дует на того, у кого есть сестра”;
  • “Ветер дует на того, у кого светлые волосы” и т.д.

Дети, которым подходит высказывание, выходят в центр круга, жмут друг другу руки и возвращаются на свободные места.

Педагог-психолог: “А теперь послушайте музыку (включается музыка со звуками моря и ветра)

Прислушайтесь к своим чувствам, что вы чувствуете? Нарисуйте, что вы чувствуете на этих волшебных листах.

Ребята, посмотрите на свои волшебные рисунки, какие красивые и интересные получились у вас изображения. Давайте разместим на нашей выставке!

Ритуал шамана

Оборудование: коврики, наряд для шамана.

Игроки делятся на 2 команды. Команды садятся по обе стороны от шамана. Они садятся таким образом, чтобы каждый игрок держал за руку другого игрока. Глаза игроков закрыты, кроме первых. Во главе игроков сидит шаман, возле него стоит священный "тотем". Задача играющих - заполучить этот священный "тотем". По сигналу шамана (это может быть все что угодно: почесывание уха, подмигивание и т. д.) ребята начинают передавать сигнал пожатием руки. Последний игрок, получив сигнал, бежит к священному "тотему". Побеждает та команда, в руках которой окажется священный "тотем".

12. Займи место

Оборудование: стулья.

Участники сидят на стульях, расставленных по кругу - один свободный. Водящий находится в центре круга. Сидящий слева от пустого стула, ударяет правой рукой по нему и называет имя одного из игроков. Тот, кого назвали, как можно быстрее бежит к пустому стулу. Игрок, оказавшийся теперь около освободившегося места, должен успеть ударить по стулу и назвать имя следующего участника. Задача водящего - занять это место быстрее. Кто из них не успеет, становится водящим

13. Место здесь

Две, одинаковые по количеству игроков группы, стоят у противоположных стен помещения спиной к спине. По знаку ведущего они пытаются достигнуть противоположную стену помещения и одновременно они пытаются препятствовать игрокам другой команды достичь их стены.

Вариант: установить перед игрой кто «нападающий», кто «защитник».

14. Газетный бой

Материал: одна газета.

Оборудование: стулья.

Все игроки сидят в кругу. Стульев в кругу должно быть на один меньше, чем участников. Ведущий – игрок А, начинает игру, он ходит в середине круга с газетой, скрученной в рулон. Когда он дотрагивается до другого, например, игрока - В (до плеча или колена), то это призыв следовать тому за ним. После этого игрок - А кладет газету на стул, который стоит в середине круга и пытается как можно быстрее занять освободившийся стул. Игрок – В молниеносно хватает газету со стула, бежит за игроком – А и пытается до него дотронуться, пока тот еще не сел на стул.

Если ему это удается, то тогда он кладет газету обратно на стул и старается занять свободное место на стуле, в то время как игрок – А снова быстро забирает газету и старается дотронуться до игрока – В.

Если ему не удается дотронуться до противника, то тогда он берет на себя роль игрока - А и ходит внутри круга, выбирая нового партнера.

15. Я змея, змея, змея

Участники стоят в круге, через одного – мальчик, девочка. Начинает вожатый, подходя к кому – нибудь со словами: «Я змея, змея, змея, хочешь быть моим хвостом?». Если ответ положительный, то спрашиваемый пролезает под ногами ведущего, знакомится и своей правой рукой берет левую руку спрашиваемого через ноги. В случае отрицательного ответа звучит фраза: «А придется!», и идет сцепление. Таким образом, с каждым разом змея все больше и больше увеличивается. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не присоединяется друг к другу.

16. Преследование - охота

Материал: карточки, фломастеры.

Ведущий раздает карточки с ФИО какого- либо игрока. Звучит музыка. Все передвигаются по помещению. Этого участника, по возможности, незаметно преследует во время звучания музыки При остановке музыки каждый игрок должен попытаться схватить того игрока, которого он преследовал. А тот, в свою очередь, пытается поймать своего игрока. (можно по хлопку ведущего, если музыки нет).

17. Акция освобождения

Оборудование: повязка на глаза, веревка, стул.
Продолжительность игры: 10 - 15 минут.
Предполагаемое количество игроков:любое.
Полностью связанный участник сидит в кругу вместе с охранником, у которого завязаны глаза. Остальные участники игры пытаются его освободить.
Все игроки образуют круг со стульями. В середине круга сидит игрок, чьи руки и ноги связаны платками, шалью или повязками. Около него сидит охранник, у которого завязаны глаза.
Игроки пытаются освободить связанного игрока, т.е. пытаются развязать его. Сделать это нужно так, чтобы охранник ничего не заметил. Если охранник кого-то из игроков коснулся при попытке освободить пленного, то этот игрок должен уйти из круга.
Игрок, которому удастся освободить пленного, в следующий раз игры становится охранником.

Оборудование: монетка, ложкка.
Продолжительность игры: 10 минут.
Предполагаемое количество игроков: любое.
Игроки делятся на 2 команды. Обе команды становятся в шеренги напротив друг друга на некотором расстоянии. Посередине между шеренгами лежит ложка. Ведущий, стоя в начале шеренг, подбрасывает монетку. Если выпал "орел", то первый игрок рукопожатием передает сигнал по цепочке. После того, как последний игрок получил сигнал, он хватает ложку. Если выпадает "решка", все стоят на месте. Если первый участник ошибается, то он переходит в конец шеренги.

Вперед четыре шага...

Участники становятся в круг, берутся за руки и поют, следуя названным движениям:
Вперед четыре шага,
Назад четыре шага,
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Глазками помигали,
А теперь попрыгали (вокруг себя)
С каждым повтором темп ускоряется.

20. Многие такие игры основаны на том, что ведущий говорит некоторые слова и показывает соответствующие движения, а дети повторяют эти слова и движения за ведущим.

21. "Ехал царь по лесу"
Ехал царь по лесу, по лесу, по лесу
Встретил он принцессу - 3 р
Давай с тобой попрыгаем - 3
Ножками подрыгаем - 3
Ручками похлопаем - 3
Ножками потопаем - 3
Давай с тобой покружимся - 3
И мы с тобой подружимся - 3

22. "Как живешь".
Как живешь? Вот так
А плывешь? Вот так
Ждешь ответ? Вот так
Машешь вслед? Вот так
Как бежишь? Вот так
Утром спишь? Вот так
Вдаль глядишь? Вот так
Как шалишь? Вот так
"Берег и река".

23. На внимание. На земле чертятся 2 линии на расстоянии 1 м. Между этими линиями "река", а по краям - "берег".Все стоят на "берегах". Ведущий подает команду: "РЕКА", и все прыгают в "реку". По команде "БЕРЕГ", все выпрыгивают на "берег".
"Заколдованный замок".
Играют 2 команды. 1 должна расколдовать "замок", а 2 - помешать им в этом. "Замком" может служить дерево или стена. Около "замка" находятся главные ворота - дворе ребят из 2-ой команды с завязанными глазами. Вообще у всех игроков этой команды глаза должны быть завязаны. Они произвольно, так, как им хочется, располагаются на игровой площадке. Игроки, которые должны расколдовать "замок" по команде ведущего начинают бесшумно двигаться к главным воротам. Их задача - незаметно дойти до ворот, пройти сквозь них и дотронуться до "замка". При этом игра считается оконченной. Но задача 2-ой команды с завязанными глазами осалить тех, кто движется к "замку". Те, кого осалят, выбывают из игры. По окончанию игры ребята меняются ролями. Оговорить условие: будут ли ребята из 2-ой команды стоять на месте или они могут передвигаться по площадке.

24. "Сантики-сантики-лим-по-по".
Играющие стоят в кругу. Водящий на несколько секунд отходит от круга на небольшое расстояние… За этом время играющие выбирают, кто будет "показывающим". Этот игрок должен будет показывать разные движения (хлопки в ладоши, поглаживание по голове, притоптывание ногой и т.д.) Все остальные играющие должны тут же повторять его движения. После того, как показывающий выбран, водящего приглашают в центр круга. В его задачу входит определить, кто показывает все движения. Движения начинаются с обыкновенных хлопков. При этом, на протяжении всей игры хором произносятся слова "Сантики-сантики-лим-по-по". В незаметный для водящего момент показывающий демонстрирует новое движение. Все должны мгновенно его перенять, чтобы не дать возможности водящему догадаться, кто ими руководит. У водящего может быть несколько попыток для угадывания. Если одна из попыток удалась, то показывающий становится водящим.

25. "Заяц без логова".
Дети стоят парами лицом друг к другу, подняв сцепленные руки вверх. Это "домики" или "логово зайца". Выбираются двое водящих - "заяц" и "охотник". Заяц должен убегать от охотника, при этом он может спрятаться в домик, т.е. встать между играющими. Тот, к кому он встал спиной, становится "зайцем" и убегает от охотника. Если охотник осалит зайца, то они меняются ролями.

26. "Здравствуйте".
Все встают в круг лицом плечом к плечу. Водящий идет по внешней стороне круга и задевает одного из играющих. Водящий и играющий, которого задели, бегут в разные стороны по внешней стороне круга. Встретившись, они пожимают друг другу руки и говорят: "Здравствуйте". Можно еще назвать свое имя. Потом они бегут дальше, пытаясь занять свободное место в кругу. Тот, кто остался без места, становится водящим.

Мигалки

Часть группы сидит на стульях в кругу лицом друг к другу, так что один стул остается свободным. За спинами сидящих стоят остальные участники. Тот, кто стоит за пустым стулом, - водящий – получает задание подмигивать тем, кто сидит на стульях в кругу. Тот, кто получил сигнал от подмигивающего, должен встать со своего стула и перейти на свободный стул. Задача стоящих – не отпускать тех, кто сидит на стуле перед ними, для этого они так же как и сидящие должны внимательно следить за водящим. Через некоторое время желательно поменяться группами, чтобы сидящие имели возможность половить, а стоящие посидели и попробовали убегать.
*После выполнения упражнения стоит обсудить удачные ходы водящего и других участников, похвалить особенно «цепких» стоящих и особенно внимательных из сидящих. Хотя упражнение проходит в игровом режиме и особенно глубокого обсуждения не требует, если группа настроена, можно рассмотреть вопрос, кому в какой роли больше понравилось и почему.

Пожарные

Стулья ставятся в круг, спинками внутрь. Пока музыка звучит дети бегут, когда музыка остановилась, каждый встает напротив своего стула и снимает одну вещь. Бегут дальше. Стоп. На другом стуле оставляют свою вторую вещь. Потом третью. После этого дается команда: «Пожар», каждый должен собрать быстрее всех свои вещи. Ее хорошо играть на пляже.

Перемена мест (ветер дует на того)

Играющие сидят в кругу лицом внутрь, в центре стоит водящий. Сидячие места должны быть точно определены, а их количество должно совпадать с количеством играющих. Водящий заставляет часть играющих случайным образом поменяться местами, сказав: "Поменяйтесь местами те, у кого …" и называет какой-нибудь признак, например, штаны в полосочку. После чего, все играющие, соответствующие этому признаку, встает и меняются местами. Задача водящего - в общей суматохе успеть усесться на одно из свободных мест. Тот, кому места в итоге не хватит становится водящим.


Похожая информация.


Упражнение «Нос к носу»

Дети свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например, «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», « Ухо к уху» и т.д.

Разминка «Ласковое приветствие»

Ведущий предлагает, передавая « волшебную палочку» по кругу ласково здороваться со своим соседом. Например, «Здравствуй Сашенька» или «Привет котёнок»…При этом ведущий напоминает детям о том, что когда мы здороваемся с человеком, мы смотрим ему в глаза.


Разминка «Паровозик»

Участники сидят в кругу. Ведущий двигается вокруг детей, имитируя движение паровозика. Затем останавливается возле кого-нибудь и говорит: «Здравствуй,… Поехали со мной». Ребёнок, которого выбрали, становится впереди. игра продолжается до тех пор, пока в «паровозик»не соберутся все дети.

Игра « Дотронься до…»

Все играющие расходятся по команде. Ведущий говорит: «Дотронься до того, у кого длинные волосы» или «Дотронься до того, кто самый маленький» ит.д. Все участники должны быстро сориентироваться, обнаружить у кого есть названный признак и нежно дотронуться.

Игра «Липучки»

Все дети передвигаются по комнате. Двое детей, держась за руки, пытаются пытаются поймать сверстников. При этом припевают (приговаривают): «Я - липучка – приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они вместе ловят других детей.

Игра «Змея»

Дети становятся в разных местах комнаты. Ведущий начинает ходить и приговаривать: «Я змея, змея, змея, я ползу, ползу, ползу. Хочешь быть моим хвостом?» Если ребёнок соглашается, он должен проползти у ведущего между ног и стать сзади. Игра продолжается до тех пор, пока в «змею» не соберутся все желающие.

Разминка «Дружба начинается с улыбки»

Сидящие в кругу дети берут за руки друг друга, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую и ласковую улыбку.

Упражнение «Комплименты»

Сидя в кругу дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу нужно сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимен ребенок, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

Игра «Поварята»

Все встают в круг - это кастрюля. Сейчас будем готовить компот. Каждый участник придумывает, каким фруктом он будет (яблоко, вишня, груша) Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя встаёт в круг, следующий участник, вставший, берёт за руки предыдущего. Пока все компоненты не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусный и красивый компот. Таким способом также можно сварить суп или сделать винегрет.