Картотека игр на развитие навыков общения картотека на тему. Игры на развитие коммуникации Игра на развитие общения

1.« Кто к нам пришел?»

Цель: Снятие эмоционального напряжения.

Описание игры: детям предлагается встать в круг и двигаясь по кругу,

со словами ведущего - взрослого:

« Кто к нам пришел? Кто сегодня пришел? Может Саша

пришел. Может Маша, пришла? (называются имена детей).

Дети вместе отвечают да или нет.

2.« Назови свое имя»

Цель: Познакомить друг с другом и объединить детей в группу.

Описание игры: детям предлагается, передавая мягкую игрушку по кругу назвать свое имя.

А в конце, когда игрушка окажется в руках взрослого, произносятся слова: « Вот нас сколько, вместе мы! Ай, да мы молодцы!».

3. «Мяч по кругу»

Цели: Развитие коммуникативных способностей.

Развитие внимания и общей координации.

Описание игры: Детям предлагается передавая мяч по кругу, глядя в глаза улыбнуться друг другу.

4.« Паровозик дружбы»

Цель: Объединение детей в группу.

Описание игры: Ведущий идет по кругу, хлопая в ладоши называя в такт свое имя. Выбирает себе «паровозик» - это кто-то из детей, ребенок становится впереди ведущего. Ведущий держит его за пояс и они вместе идут по

кругу. Ребенок идущий впереди хлопает в ладоши и они вместе называют его имя. Затем 1 ребенок выбирает себе «паровозик» и т.д. Каждый раз меняется «паровозик» и каждый раз все вместе едут по кругу, называя имя впереди стоящего.

5.«Прокати мяч и назови»

Цели: Развитие тонкой и общей координации.

Развитие зрительного внимания и памяти

Выражение эмоционального отношения через имя.

Описание игры: Дети сидя на поду в кругу, катают мяч друг друга, называя имя: ласково – Танечка, Ванечка, Мишенька ……….. строго – Таня, Ваня, Миша………………………

как хотят……………………………………………

6 « Да-да и нет-нет».

Цель: Определение своего места в окружающем мире.

Развитие согласованности детей в группе.

Развитие речевой интонации.

Описание игры: Дети стоят вокруг ведущего, который задает вопросы.

Детям предлагается отвечать сначала тихо, затем чуть-чуть громче

и совсем громко. Словами да-да или нет-нет.

Ведущий: «Я прошу вас ответить вместе и очень тихо:

Вы котята? Дети отвечают: «нет-нет» (тихо)

А теперь погромче вы котята?

А теперь еще громче Вы котята

А сейчас ответьте тихо вы дети и т.д.

Можно задать вопросы: Вы цветы Вы цыплята Вы куклы?

7.«Доброе животное»

Цели: Объединение детей в группу.

Развитие слухового внимания.

Описание игры: дети встают в круг и берутся за руки.

Ведущий- педагог говорит: « Мы одно большое доброе животное, давайте послушаем, как оно дышит» Все прислушиваются к своему дыханию и стараются дышать вместе. А теперь послушаем, как

Стучит сердце доброго животного». Дети вместе произносят: «Тук-тук».

8.« Птицы»

Цели: Развитие эмоциональной симпатии друг другу.

Активизаций мимических мышц.

Научить приветствовать друг друга

Описание игры: Ведущий превращает с помощью волшебной палочки детей в птиц.

« Солнце встало, и лучи всех согрели вдруг они

Птицы глазки все открыли, крылышки свои встряхнули,

Полетели, понесли весточку с родной земли»

Дети летают по комнате и, подлетая, друг к другу, машут крыльями

и улыбаются друг другу, говорят: « Привет».

9.« Котята»

Цель: Развитие эмоциональной зрительной памяти и внимания.

Стимулирование речевой активности.

Активизация моторной и мышечной деятельности.

Описание игры:

Ведущий произносит слова, а дети - «котята» повторяют движения за словами:

«Вот настало утро, проснулись котята, потянулись и

улыбнулись котята. Молочко попили, рыбки попросили.

Нет у кошки-мамы рыбки для котят.

Загрустили котята. Обнялись котята.

Вдруг веселый мячик, прыг - скок, прыг-скок.

Котятам весело играть, прыгают котята, прыг-скок.

А потом устали, на пол упали и уснули.

А часики тик-так, тик- так, а котята спят и спят».

10.«Найди себе пару»

Цель: Формирование способов взаимодействия друг с другом.

Развитие общей моторики и пространственной ориентировки.

Описание игры: детям предлагается выбрать картинку с изображением животного и не показывать друг другу. Одному из детей предлагается изобразить животного, который изображен у него на картинке. Дети отгадывают, и у кого такое же животного выходит, и они вместе изображают животных под музыку, (котята, щенята, цыплята, жеребята).

11.« Поздоровайся!»

Цель: Формирование приемов восприятия и воспроизведения мимических и жестовых движений с соответствующей интонацией приветствия и прощания. Развитие речевой интонации.

Описание игры: Детям предлагается поздороваться (улыбнуться, глядя в глаза, используя жесты. Затем предлагается попрощаться.

12. «Нужно делать так!».

Цели игр: Развитие пантомимических движений.

Активизация речи. Сплочения детей в группе.

Описание игры: Ведущий показывает движения и говорит, что он делает.

Если названное движение соответствует выполняемому дети повторяют движение и называют что делают, если нет то топают ногами и хлопают в ладоши. (« Я прыгаю», « Я смотрю», « Я глажу», «Я обнимаю»…..).

13. « Рыбки в аквариуме»

Цели: Развитие пантомимических движений.

Развитие ориентировки в пространстве.

Описание игры.

В игре « Рыбки в аквариуме», ведущий имитируя плывущую рыбку, складывает ладони вместе и движения по кругу медленные и зигзагообразные. Дети также называют имя ведущего.

14. « Дружная ракета»

Цель: Развитие совместных действий, чувство товарищества.

Описание игры:

В игре « Дружная ракета» - дети передают следующему ведущему шлем космонавта, ребенок одевает и становится ведущим, по ходу движения дети топают ногами, а ведущий хлопает в ладоши и дети называют его имя.

15.« Катаемся на лыжах»

Цель: Снятие мышечного напряжения. Развитие общей моторики и ориентировки в пространстве. Развитие слухового внимания и памяти.

Описание игры: Для игры создается пространство с искусственными преградами. Детям предлагается покататься на лыжах. Но кататься надо так, чтобы не столкнуться и не наезжать на преграды. По звуковому сигналу дети останавливаются и замирают. По повторному сигналу продолжают движение.

16.« Клубок».

Цель: Формирование неречевых средств общения

Развитие мышечного аппарата экспрессивных зон лица. Формирование восприятия мимики лица и интонации голоса собеседника.

Описание игры:

Дети сидят в кругу на ковре. Ведущий передает клубок красных ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом улыбается, смотрит в глаза и говорит ласковое слово, затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь до воспитателя.

17.« Подари улыбку другу»

Цель: Развитие мимики. Активизация эмоциональной памяти.

Развитие положительного отношения друг к другу.

Описание игры:

1. Дети стоят в кругу ведущий предлагает найти себе пару, покружиться, улыбнуться друг другу, погладить друг друга по голове, обняться. Разбежаться и снова найти, но другую пару.

2.Детям предлагается повторять движения за словами: «Светит солнышко в окошко, а глазки наши, как лучики солнца, посмотрели друг на друга, улыбнулись. Правую руку положили на сердечко, послушали, как оно стучит, и собрали в кулачок солнечный лучик и отдали другу».

Цель: Развитие речевой интонации. Развитие слуховой памяти и внимания.

Описание игры:

Дети садятся на ковре, один из детей садится спиной к остальным.

Дети зовут его по разному, ребенок отгадывает по голосу кто его зове т.

19.«Веселый клоун»

Цель: Развитие мимики и пантомимики. Развитие речевой интонации.

Формирование умения управлять своими эмоциями.

Описание игры:

В гости к детям пришел клоун, он решил поиграть с детьми.

Дети двигаются и выполняют движения за клоуном.

Действия: чистить зубы, умывается, одевается, идет.

Передает чувства: светит солнышко, идет дождь, болит живот, потерял игрушку, ест мороженное.

Имитация движений животных: заяц, медведь, слон, белка, петух.

20.« Шепоток»

Цель: Развитие речевой интонации.

Описание игры:

Дети садятся в круг, и каждый задумывает ласковое слово.

По кругу дети передают слово ведущему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры для развития навыков общения.

1.« Кто к нам пришел?»

Цель: Снятие эмоционального напряжения.

Описание игры: детям предлагается встать в круг и двигаясь по кругу,

со словами ведущего - взрослого:

« Кто к нам пришел? Кто сегодня пришел? Может Саша

пришел. Может Маша, пришла? (называются имена детей).

Дети вместе отвечают да или нет.

2.« Назови свое имя»

Цель: Познакомить друг с другом и объединить детей в группу.

Описание игры: детям предлагается, передавая мягкую игрушку по кругу назвать свое имя.

А в конце, когда игрушка окажется в руках взрослого, произносятся слова: « Вот нас сколько, вместе мы! Ай, да мы молодцы!».

3. «Мяч по кругу»

Цели: Развитие коммуникативных способностей.

Развитие внимания и общей координации.

Описание игры: Детям предлагается передавая мяч по кругу, глядя в глаза улыбнуться друг другу.

4.« Паровозик дружбы»

Цель: Объединение детей в группу.

Описание игры: Ведущий идет по кругу, хлопая в ладоши называя в такт свое имя. Выбирает себе «паровозик» - это кто-то из детей, ребенок становится впереди ведущего. Ведущий держит его за пояс и они вместе идут по

Кругу. Ребенок идущий впереди хлопает в ладоши и они вместе называют его имя. Затем 1 ребенок выбирает себе «паровозик» и т.д. Каждый раз меняется «паровозик» и каждый раз все вместе едут по кругу, называя имя впереди стоящего.

5.«Прокати мяч и назови»

Цели: Развитие тонкой и общей координации.

Развитие зрительного внимания и памяти

Выражение эмоционального отношения через имя.

Описание игры: Дети сидя на поду в кругу, катают мяч друг друга, называя имя: ласково – Танечка, Ванечка, Мишенька ……….. строго – Таня, Ваня, Миша………………………

как хотят……………………………………………

6 « Да-да и нет-нет».

Цель: Определение своего места в окружающем мире.

Развитие согласованности детей в группе.

Развитие речевой интонации.

Описание игры: Дети стоят вокруг ведущего, который задает вопросы.

Детям предлагается отвечать сначала тихо, затем чуть-чуть громче

и совсем громко. Словами да-да или нет-нет.

Ведущий: «Я прошу вас ответить вместе и очень тихо:

Вы котята? Дети отвечают: «нет-нет» (тихо)

А теперь погромче вы котята?

А теперь еще громче Вы котята

А сейчас ответьте тихо вы дети и т.д.

Можно задать вопросы: Вы цветы Вы цыплята Вы куклы?

7.«Доброе животное»

Цели: Объединение детей в группу.

Развитие слухового внимания.

Описание игры: дети встают в круг и берутся за руки.

Ведущий- педагог говорит: « Мы одно большое доброе животное, давайте послушаем, как оно дышит» Все прислушиваются к своему дыханию и стараются дышать вместе. А теперь послушаем, как

Стучит сердце доброго животного». Дети вместе произносят: «Тук-тук».

8.« Птицы»

Цели: Развитие эмоциональной симпатии друг другу.

Активизаций мимических мышц.

Научить приветствовать друг друга

Описание игры: Ведущий превращает с помощью волшебной палочки детей в птиц.

« Солнце встало, и лучи всех согрели вдруг они

Птицы глазки все открыли, крылышки свои встряхнули,

Полетели, понесли весточку с родной земли»

Дети летают по комнате и, подлетая, друг к другу, машут крыльями

и улыбаются друг другу, говорят: « Привет».

9.« Котята»

Цель: Развитие эмоциональной зрительной памяти и внимания.

Стимулирование речевой активности.

Активизация моторной и мышечной деятельности.

Описание игры:

Ведущий произносит слова, а дети - «котята» повторяют движения за словами:

«Вот настало утро, проснулись котята, потянулись и

улыбнулись котята. Молочко попили, рыбки попросили.

Нет у кошки-мамы рыбки для котят.

Загрустили котята. Обнялись котята.

Вдруг веселый мячик, прыг - скок, прыг-скок.

Котятам весело играть, прыгают котята, прыг-скок.

А потом устали, на пол упали и уснули.

А часики тик-так, тик- так, а котята спят и спят».

10.«Найди себе пару»

Цель: Формирование способов взаимодействия друг с другом.

Развитие общей моторики и пространственной ориентировки.

Описание игры: детям предлагается выбрать картинку с изображением животного и не показывать друг другу. Одному из детей предлагается изобразить животного, который изображен у него на картинке. Дети отгадывают, и у кого такое же животного выходит, и они вместе изображают животных под музыку, (котята, щенята, цыплята, жеребята).

11.« Поздоровайся!»

Цель: Формирование приемов восприятия и воспроизведения мимических и жестовых движений с соответствующей интонацией приветствия и прощания. Развитие речевой интонации.

Описание игры: Детям предлагается поздороваться (улыбнуться, глядя в глаза, используя жесты. Затем предлагается попрощаться.

12. «Нужно делать так!».

Цели игр: Развитие пантомимических движений.

Активизация речи. Сплочения детей в группе.

Описание игры: Ведущий показывает движения и говорит, что он делает.

Если названное движение соответствует выполняемому дети повторяют движение и называют что делают, если нет то топают ногами и хлопают в ладоши. (« Я прыгаю», « Я смотрю», « Я глажу», «Я обнимаю»…..).

13. « Рыбки в аквариуме»

Цели: Развитие пантомимических движений.

Развитие ориентировки в пространстве.

Описание игры.

В игре « Рыбки в аквариуме», ведущий имитируя плывущую рыбку, складывает ладони вместе и движения по кругу медленные и зигзагообразные. Дети также называют имя ведущего.

14. « Дружная ракета»

Цель: Развитие совместных действий, чувство товарищества.

Описание игры:

В игре « Дружная ракета» - дети передают следующему ведущему шлем космонавта, ребенок одевает и становится ведущим, по ходу движения дети топают ногами, а ведущий хлопает в ладоши и дети называют его имя.

15.« Катаемся на лыжах»

Цель: Снятие мышечного напряжения. Развитие общей моторики и ориентировки в пространстве. Развитие слухового внимания и памяти.

Описание игры: Для игры создается пространство с искусственными преградами. Детям предлагается покататься на лыжах. Но кататься надо так, чтобы не столкнуться и не наезжать на преграды. По звуковому сигналу дети останавливаются и замирают. По повторному сигналу продолжают движение.

16.« Клубок».

Цель: Формирование неречевых средств общения

Развитие мышечного аппарата экспрессивных зон лица. Формирование восприятия мимики лица и интонации голоса собеседника.

Описание игры:

Дети сидят в кругу на ковре. Ведущий передает клубок красных ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом улыбается, смотрит в глаза и говорит ласковое слово, затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь до воспитателя.

17.« Подари улыбку другу»

Цель: Развитие мимики. Активизация эмоциональной памяти.

Развитие положительного отношения друг к другу.

Описание игры:

1. Дети стоят в кругу ведущий предлагает найти себе пару, покружиться, улыбнуться друг другу, погладить друг друга по голове, обняться. Разбежаться и снова найти, но другую пару.

2.Детям предлагается повторять движения за словами: «Светит солнышко в окошко, а глазки наши, как лучики солнца, посмотрели друг на друга, улыбнулись. Правую руку положили на сердечко, послушали, как оно стучит, и собрали в кулачок солнечный лучик и отдали другу».

Цель: Развитие речевой интонации. Развитие слуховой памяти и внимания.

Описание игры:

Дети садятся на ковре, один из детей садится спиной к остальным.

Дети зовут его по разному, ребенок отгадывает по голосу кто его зове т.

19.«Веселый клоун»

Цель: Развитие мимики и пантомимики. Развитие речевой интонации.

Формирование умения управлять своими эмоциями.

Описание игры:

В гости к детям пришел клоун, он решил поиграть с детьми.

Дети двигаются и выполняют движения за клоуном.

Действия: чистить зубы, умывается, одевается, идет.

Передает чувства: светит солнышко, идет дождь, болит живот, потерял игрушку, ест мороженное.

Имитация движений животных: заяц, медведь, слон, белка, петух.

20.« Шепоток»

Цель: Развитие речевой интонации.

Описание игры:

Дети садятся в круг, и каждый задумывает ласковое слово.

По кругу дети передают слово ведущему.


Коммутативные игры

Клеевой ручеёк

Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

1. Подняться и сойти со стула.

2. Проползти под столом.

3. Обогнуть “широкое озеро”.

4. Пробраться через “дремучий лес”.

5. Спрятаться от диких животных.

Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.

Слепец и поводырь

Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.

Дети разбиваются на пары: “слепец” и“поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”.

По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?

Волшебные водоросли

Цель: снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения.

Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованного детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят.

Вежливые слова

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

Подарок на всех

Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик- Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы…

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

Волшебный букет цветов

Цель: Учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты.

Оборудование: Зеленая ткань или картон, вырезанные лепесточки для каждого ребенка.

Воспитатель (показывает на лежащий на полу кусок ткани). Это зеленая полянка. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку?

Дети . Грустное, печальное, скучное.

Воспитате ль. Как вы думаете, чего на ней не хватает?

Дети . Цветов.

Воспитатель . Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А хотели бы сейчас порадовать друг друга? Давайте поиграем в «Комплименты».

Дети по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты любому ровеснику и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку.

Воспитатель. Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение?

Дети. Веселое, счастливое.

Воспитатель таким образом, подводит к мысли, что нужно внимательней относится друг к другу и говорить хорошие слова.

Игры-ситуации

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций

1. Два мальчика поссорились – помири их.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.

6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.

8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

10. Ребёнок плачет – успокой его.

11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.

13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.

14. Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик. Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя схватился за глаз и вскрикнул. – Что вы скажите о поведении Вити? Как нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил.

Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся

Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель даёт задания

Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;

снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;

ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.

Коврик примирения

Цель: Развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.

Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика сегодня поссорились на улице. Приглашает противников присесть друг против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении «Как поделить игрушку».

Изобрази пословицу

Цель: развить умение использовать невербальные средства общения.

Детям предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какую-либо пословицу:

“Слово не воробей – вылетит, не поймаешь”

“Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты”

“Нет друга – ищи, а найдёшь – береги”

“Как аукнется, так и откликнется”

Разговор через стекло

Цель: развить умение мимику и жесты.

Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить…”), а другой группе отгадывать то, что они увидели.

Закорючка Цель: Развивать уважение в общении. Учитывать интересы других детей.

Воспитатель предлагает детям волшебный фломастер, который превращает простые закорючки в разные предметы, животных, растения. Первый игрок берет фломастер и рисует на листе небольшую закорючку. Затем предлагает этот лист следующему игроку, который дополнит закорючку так, чтобы получился какой-нибудь предмет, или животное, или растение. Потом второй игрок рисует для следующего игрока новую закорючку и т.д. В конце определяют победителя игры

Пресс-конференция

Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.

Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему (например: “Твой выходной день”,“Экскурсия в зоопарк”, “День рождения друга”,“В цирке” и др.). Один из участников пресс-конференции “гость” (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей.

Пойми меня

Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.

Ребёнок выходит вперёд и придумывает речь из 4-5предложений, Дети должны догадаться, кто говорит(экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова. Например, “И вот все вышли на старт. 5,4,3,2,! – старт! (Ситуация – соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор).

Без маски

Цель: развить умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами.

Перед началом игры воспитатель говорит ребятам о том, как важно быть честным, открытым и откровенным по отношению к своим близким, товарищам.

Все участники садятся в круг. Дети без подготовки продолжают высказывание, начатое воспитателем. Вот примерное содержание незаконченных предложений:

“Чего мне по-настоящему хочется, так это…”;

“ Особенно мне не нравится, когда…”;

“Однажды меня очень напугало то, что…”;

“Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно. Я.

Предлагаем вам серию игр для детей школьного возраста, направленных на развитие навыков общения и развития речи.

Мимикой и жестами мы пользуемся каждый день. Умение владеть языком тела может в значительной степени облегчить общение с окружающими, в том числе с друзьями, родными и близкими.

Язык тела важен не только в общении с человеком «один на один». Так, в группе люди обычно не говорят все одновременно. Обычно говорит кто-то один, а все остальные его слушают. Поэтому, чем лучше развиты у вас навыки языка жестов, тем на большее количество людей вы сможете произвести приятное впечатление, тем легче вам будет добиться взаимопонимания или даже оказать давление.

Аплодисменты

Чаще всего люди аплодируют на концертах и на собраниях. С помощью аплодисментов они выражают свое отношение к тому, кто выступает на этом концерте или собрании. Поскольку отношение к выступающему может быть разным, разными бывают и аплодисменты. Изобразите аплодисменты, которые можно было бы определить как...

Бурные, восторженные;

Громкие, подбадривающие;

Сдержанные, деликатные;

Ленивые, снисходительные;

Заискивающие, подхалимские.

Сцена знакомства

Каждый человек постоянно с кем-то знакомится. Существуют даже всевозможные советы, как правильно познакомиться, чтобы создать о себе хорошее впечатление. Но эти правила действуют только в привычных, обыденных условиях. А если предстоит невероятное знакомство и нужно преодолеть языковой барьер? Как тогда вести себя? Представьте и инсценируйте ситуацию, в которой знакомятся...

Космонавты с инопланетянами;

Охотники со снежным человеком;

Новый владелец замка с обитающими в нем привидениями;

Моряк, выброшенный после кораблекрушения на берег, с племенем людоедов.

Необычная декламация

Декламация — это выразительное чтение стихов. Но иногда красиво продекламировать стихи бывает просто невозможно. Попробуйте прочесть стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус», но так, словно...

Вы сильно замерзли;

Вам придавило ногу;

У вас во рту горячая картошка;

Вы очень сильно хотите спать;

Вас сейчас расстреляют.

Птичьи танцы

В жизни всех птиц бывает такой период, когда они начинают танцевать. Этот период называют брачным. Конечно, танцуют птицы в это время по-разному: кто-то изящно и грациозно, кто-то — неуклюже и смешно. Попробуйте изобразить, как они это делают. Покажите танцы...

Журавля;

Пеликана;

Страуса;

Пингвина;

Грифа-стервятника.

В качестве танцевальной музыки воспользуйтесь пьесой румынского композитора Рамо Ромироса «Жаворонок» в исполнении оркестра Поля Мориа. Эта пьеса известна всем как музыкальная заставка к передаче «В мире животных».

Походка

Каждый человек обладает своей индивидуальной походкой. У одного походка — гордая, уверенная, у другого — суетливая, спешащая, у третьего -— вальяжная, ленивая. Попробуйте изобразить походку человека...

Который только что пообедал;

У которого жмут ботинки;

Который неудачно пнул кирпич;

У которого начался острый приступ радикулита;

Который оказался ночью в лесу.

Эмоциональные ноги

Человек — очень эмоциональное существо. Мы, люди, пользуемся огромным арсеналом средств для выражения своих эмоций. Конечно, в первую очередь мы демонстрируем эмоции мимикой лица, но не менее выразительными могут быть спина, плечи, кончики пальцев и даже уши. Попробуйте только с помощью ног продемонстрировать такие эмоциональные состояния, как...

Почтение;

Восторг;

Презрение.

Находчивые музыканты

Когда музыкант играет на своем инструменте, у него, как правило, заняты обе руки. А вдруг в это время с ним что-нибудь случится»? Попробуйте изобразить, как будет действовать музыкант, если во время выступления с ним случится непредвиденное. Инсценируйте ситуацию:

Скрипач, у которого по лбу ползет муха;

Трубач, у которого сваливаются брюки;

Пианист, у которого внезапно заболел живот;

Баянист, у которого к ботинку прилипла жвачка;

Гитарист, у которого жутко зачесалась спина.

Бытовая техника

Много лет назад Леонид Ярмольник прославился тем, что изображал разные неодушевленные предметы. Попробуйте повторить творческий путь ныне знаменитого артиста и с помощью жестов и мимики изобразите некоторые предметы бытовой техники:

Будильник;

Телефон;

Необычный обед

Все люди несколько раз в день принимают пищу. Главный прием пищи в течение дня называется обедом. И хотя обедают все люди на планете, они делают это по-разному. Как человек обедает, зависит от его воспитания и от обстановки, в которой проходит обед. Покажите, как обедают...

Моряки на корабле, попавшем в бурю;

Солдаты на боевом участке фронта;

Королевская семья во дворце;

Полярники, совершающие переход по льдам к Северному полюсу;

Космонавты на орбитальной станции.

Жест прощания

При расставании принято прощаться, то есть какими- то особыми действиями обозначить завершение встречи.

Где-то прощаются, пожимая друг другу руки, где-то кланяются по пояс, где-то машут вслед уходящему платком. Самые интересные жесты прощания бывают у представителей различных партий и общественных организаций. Покажите, как могли бы прощаться представители...

Партии любителей коровьего молока;

Сообщества ночного образа жизни;

Фонда возрождения травоядных динозавров;

Движения особо пузатых людей;

Союза любителей зимнего плавания.

Муки творчества

Создать новое произведение искусства очень непросто. Недаром же существует выражение «муки творчества». Оно означает, что все шедевры рождаются лишь в результате неимоверных, «мучительных» усилий художника. Попробуйте показать в маленьком этюде-пантомиме процесс творческой работы, или «муки творчества»...

Писателя;

Композитора;

Художника;

Скульптура;

Фотографа.

Танцующие пальцы

Танцы — это занятие, в котором главное место занимают ноги. Но танцы можно исполнять и с помощью других частей тела. Например, можно танцевать пальцами рук. Представьте, что поверхность стола — это пол дискозала. Создайте из средних и указательных пальцев своих рук танцевальные пары. И пусть на этом паркете эти пары попробуют исполнить...

Чарльстон;

Аэробика

Аэробика — это ритмическая гимнастика или комплекс гимнастических упражнений, выполняемых под музыку. Первоначально аэробика появилась в США, а затем быстро распространилась по миру. И по мере того как аэробика завоевывала все новые страны, в ней стали исчезать упражнения, характерные только для американцев, и стали появляться движения, характерные для других национальных культур. Постепенно в каждой стране возникла своя школа аэробики. Попробуйте показать комплекс упражнений аэробики, который по характеру движений мог бы называться...

Китайский,

Немецкий;

Индийский;

Испанский;

Бразильский.

Игра с буквами-1

Один ребенок рисует пальцем слово на спине или заведенной за спину ладони другого играющего; второй — угадывает.

Игра с буквами-2

Один участник берет двумя руками выпрямленную руку товарища, стоящего с закрытыми глазами, и ею выписывает в воздухе буквы загаданного слова. «Жмурка» должен узнать слово.

Игра с буквами-3

Взрослый пишет букву на доске, затем предлагает детям повторить рисунок буквы: выпрямленной, как шлагбаум, рукой; рукой от локтя (кисть неподвижна); кистью; двумя руками вместе; языком; левым мизинцем; правым плечом; коленкой и т. д.

Зеркало

Группа разбивается на пары. Первые номера — «зеркала», вторые — люди перед зеркалом. Игра проходит в полной тишине. Задача: добиться взаимопонимания и синхронизировать действия. Затем ребята меняются ролями.

Ладошки

Дети стоят парами. Один закрывает глаза и протягивает ладони вперед. Второй молча пытается касаниями ладоней и пальцев передать какую-то картинку. Например: осень, дождь, снегопад, фонари, двое на лавочке и т. п. Потом пары меняются. В обсуждении рассказывается, кто что хотел передать, насколько это получилось и почему.

Сенсорика

Человек стоит в центре. К нему со спины кто-то подходит. Попытаться определить пол человека, а если получится, то и имя.

Человек с закрытыми глазами (вариант упражнения «Сенсорика»)

Окружающие по очереди прикладывают палец к его лбу. Он должен постараться определить имя дотронувшегося.

Мышеловка

Из группы выделяются две тройки, которые берутся за руки, встают в кольцо и закрывают глаза. Группа цепочкой проходит сквозь кольца. В какой-то момент тройки резко опускают руки — мышеловка захлопывается. Их задача — не разговаривая, не трогая руками, определить количество людей, оказавшихся в кольце.

Остановка рук

У человека закрыты глаза. Напарник постепенно приближает к нему руки. Когда первому покажется, что чужая рука находится от него на расстоянии 1 см, нужно сказать: «Стоп».

Вариант: напарник подходит к человеку, стоящему с закрытыми глазами. Когда тот почувствует приближение, он должен сказать: «Стоп».

Сколько нас?

С закрытыми глазами (стоя на месте) определить, сколько человек в зале и кто где находится.

Пойми меня

Играют две команды. Команды загадывают слова (обязательно имена существительные) и выбирают по одному водящему. Команда, которая первой придумает слово, начинает игру. Водящему команды противника сообщается загаданное слово, и он должен, используя только жесты и мимику, показать слово так, чтобы его команда догадалась, какое слово было загадано. Затем команды меняются ролями.

Детские коммуникативные игры, а также игры на общение на детском сайте Твой ребенок.ру!

Семейно-социологический опрос

Данное игровое упражнение состоит из трех взаимосвязанных этапов:

1-й этап: Каждый из игроков, "вооружившись" ручкой и бумагой, в течение определенного времени обходит всех участников праздника, задавая каждому один и тот же вопрос, записывая ответ, имя, фамилию и еще какие-либо данные (знак Зодиака, хобби, любимая телепередача и т.п.) отвечающего.

Таким образом, если на празднике, к примеру, пятнадцать человек, то у каждого "семейного социолога" должно быть четырнадцать ответов. В опрос можно включить также и тех, кто непосредственно не участвует в игре.

То есть у незнакомых людей в первые же минуты нахождения на празднике появляется "официальный повод" для общения и знакомства и они получают первую информацию друг о друге, на основе которой начинают или продолжают строиться их дальнейшие взаимоотношения.

Здесь, как и в любом другом игровом упражнении, возможны различные подходы: 1) организатор игры может заранее подготовить какие-то вопросы для участников, ответы на которые могут пригодиться ему в дальнейшем, например, для проведения какой-нибудь викторины или любого другого конкурса;

2) сами участники определяют вопрос, ответ на который они хотели бы узнать у всех (данный подход безусловно "силен" тем, что игроки могут проявить инициативу, заинтересованность и самостоятельность, но, с другой стороны, существуют здесь и различные "минусы", например, не исключено, что многие вопросы у разных участников могут повторяться, а это может сделать сам процесс и результаты игры менее привлекательными).

2-й этап: Анализ полученных результатов, в ходе которого участники готовят короткое выступление перед всеми по своему вопросу (вернее, по ответам на него), т.е. они могут подсчитать процентное соотношение ответов, просто количество одинаковых ответов; систематизировать ответы по возрастному, половому, семейному и прочим признакам; сделать какие-либо свои выводы (в том числе шутливые), основанные на полученных данных и т.п.

3-й этап: Непосредственно выступление с докладом, т.е. у выступающих появляется возможность "показать себя", а у "зрителей" - просмотреть небольшую творческую программу.

Данные "социологического опроса" можно использовать затем при подготовке различных стенгазет или остроумных информационных листков, вывешиваемых здесь же, на празднике и т.п.

Моя "визитная карточка"

Это игровое упражнение по форме проведения напоминает всем известную игру "Снежный ком".

Участники игры садятся в круг. Один из них, например, говорит "Меня зовут Миша, я люблю пельмени"; следующий говорит "Меня зовут Андрей, пельмени я тоже люблю, особенно со сметаной, но еще я люблю играть на гитаре"; третий говорит "Меня зовут Сергей Владимирович, пельмени я не люблю, так как недавно съел их очень много; на гитаре играть не умею, хотя мечтаю научиться, но зато я хорошо играю в футбол" и т.д. То есть каждый из участников, выступающих с "визиткой", сначала повторяет все вышесказанное, но по отношению к себе, а затем добавляет еще что-то свое. Таким образом, все имеют возможность сказать о себе и узнать о других.

Варианты:

Компот.

Участники располагаются в кругу. Их задача - приготовить некий "компот". Сделать это можно следующим образом: первый участник называет какой-либо фрукт (или ягоду), который он кладет в "коллективный компот", при этом называемый им фрукт (или ягода) должен начинаться на ту же букву, что и его имя (или фамилия), например, Ира - ирга, Гена - груша, Лена - лимон и т.д. Каждый участник должен сначала назвать имена тех, кто уже положили в "компот" что-либо и что именно они туда положили, а потом уже назвать своё имя и тот фрукт (или ягоду), который он собирается положить, например: "Сергей положил смородину, Аня - абрикос, Кирилл - калину, Илья - изюм, меня зовут Антон и я положу в "компот" алычу".

Участники называют компоненты, необходимые для приготовления "супа": Михаил - мясо, Павел - перец, Владимир - воду, Люба - лавровый лист, Коля - крупу, Рита - рыбу, Оля - огурцы и т.д.

Кругосветное путешествие.

Участники называют страны, которые они хотели бы посетить: Игорь - Италия, Галя - Греция, Саша - Судан, Петр - Парагвай, Маша - Мексика, Лена - Люксембург, Яна - Япония и т.д. Можно дополнительно поставить условие, что участники должны называть только те страны, которые они действительно хотели бы посетить.

Профессиональное обучение.

Участники называют профессии (специальности), которым они хотели бы обучиться: Слава - сантехник, Полина - педагог, Андрей - актер, Женя - журналист, Оксана - окулист и т.д. Здесь также можно дополнительно поставить условие, согласно которому участники должны называть только те профессии, которым они действительно хотели бы обучиться.

Я возьму с собой в поход

Участники называют предметы, которые могут быть необходимы в туристическом походе: Роман - рюкзак, Костя - коврик, Петр - палатку, Таня - топор и т.д.

Пресс-конференция

Всем участникам игрового упражнения выдаются небольшие карточки, на которых они пишут по одному вопросу (или несколько), обращенному к кому-либо из участников праздника. Затем все карточки собираются организатором игры, который зачитывает вопросы, а те из игроков, кому адресованы эти вопросы, всячески на них отвечают.

Вопросы могут не подписываться - в этом случае игру можно назвать "Анонимная пресс-конференция". Данный момент позволяет делать игру более интересной, так как (об этом свидетельствует опыт) вопросы становятся более интересными и прямыми, особенно, когда дети задают вопросы своим родителям, но тогда педагогу необходимо отслеживать, чтобы не прозвучало вопросов, которые могли бы обидеть кого-либо из участников игры, типа

"Почему Аня такая толстая?" и т.п. Организатор игры, в зависимости от ситуации, может комментировать вопросы или ответы, но, делая это, необходимо быть корректным и чутким, чтобы случайно не обидеть кого-нибудь из участников.

Цифровая биржа

Игра рассчитана на 10-15 человек. Каждому участнику выдается определенное количество (например, десять) небольших карточек (это могут быть просто мелко нарезанные бумажки), на каждой из которых проставлены или проставляются участниками цифры от 1 до 10.

Задача игроков заключается в том, чтобы собрать 10 карточек с одной какой-нибудь цифрой. Побеждает тот, кто сделает это самым первым.

Как показывает опыт, данная задача усложняется, в первую очередь, тем, что иногда несколько человек начинают собирать одну и ту же цифру, в результате чего обязательно проигрывают, если кто-то не уступит.

В процессе игры необходимо договариваться с людьми, у которых есть собираемая цифра, осуществляя своеобразный "бартер", т.е. меняя "ненужные" цифры на "нужные".

Варианты:

Коллекция.

Каждому участнику выдается по 10 небольших карточек, после чего ведущий называет 10 различных областей (фрукты, птицы, рыбы, страны, напитки и т.д.), из которых участники и выбирают то, что написать на карточках. Например, ведущий говорит "Овощи", следовательно, каждый участник может написать на одной из карточек название того или иного овоща. После того, как участники заполняют все 10 карточек, организатор игры ставит перед ними задачу: собрать посредством обмена (так же, как и в предыдущем упражнении) какую-либо определенную область: 10 карточек с названиями фруктов, 10 карточек с названиями птиц, 10 карточек с названиями рыб и т.д.

При этом можно, в зависимости от количества и (или) потенциальных возможностей участников, ставить различные условия выполнения поставленной игровой задачи, например, собирать можно только неповторяющиеся названия (если участник собирает названия фруктов, то у него не должно быть нескольких карточек "яблоки" или "киви", а только неповторяющиеся названия) - в этом случае, конечно, выполнить задание будет значительно сложнее, но при этом участники должны стараться быть по-возможности оригинальными, используя достаточно необычные варианты. Опыт проведения данной игры показывает, что если в первый раз, выбирая, к примеру, какое-либо дерево, многие из участников пишут на карточках преимущественно "береза", "дуб", "тополь", т.е. наиболее известные участникам деревья, то затем, в последующих играх, они стараются быть более оригинальными, выбирая менее привычные для них породы деревьев: бук, граб, ясень, баобаб и т.п.

Собери картинку (текст).

Для этой игры необходимо заранее приготовить несколько старых журналов и газет (так, чтобы на каждого участника приходилось по одному листу из какого-либо одного журнала). Каждый лист разрезается на 10 (можно больше или меньше) частей. Затем все получившиеся части перемешиваются и каждый участник вытягивает 10 частей из общей кучки. После того, как все части будут вытянуты, организатор игры дает команду и участники начинают собирать тот или иной из разрезанных журнальных листов, обмениваясь (как и в предыдущих упражнениях) по принципу "один на один".

Можно попросить участников, чтобы они написали на листах какие-либо тексты, например, стихи или поздравления имениннику. В этом случае, после того, как листы будут разрезаны и розданы, каждый должен собрать именно свой лист или (что, конечно же, значительно сложнее и предполагает знание почерков друг друга) лист какого-либо определенного человека.

Побеждает тот, кто первым правильно сложит лист.

Участники произвольно двигаются по игровой площадке, изображая "броуновское движение". Они - "атомы". По команде ведущего "Молекулы по три!" все участники быстро разбиваются на группы по три человека в каждой. "Атомы", не успевшие стать частью "молекул", либо выходят из игры (в этом случае игра продолжается до тех пор, пока не останется два-три игрока), либо выполняют какие-то творческие задания.

Эту игру можно использовать и как составную часть или этап каких-либо более продолжительных игр и упражнений (см. игровое упражнение "Социальные роли") или мероприятий (например, когда на каком-либо празднике большое количество людей нужно быстро разбить на команды по 5 человек в каждой).

Фруктовый салат

Эта веселая игра рассчитана минимум на 12 человек. Участники игры должны сесть в круг так, чтобы у каждого было свое определенное место, например, если участников игры 12 человек (не считая организатора), то и стульев должно быть столько же. Ведущий становится в центр круга и называет 3-4 (в зависимости от количества участников) вида фруктов: бананы, яблоки, апельсины, груши. Каждый участник должен выбрать себе один из видов (можно раздать участникам игры карточки, на которых обозначен какой-либо фрукт, чтобы предотвратить неравное деление). После того, как каждый участник игры выбрал себе какой-либо фрукт, ведущий начинает игру.

Ход игры: Ведущий громко называет какой-либо из обозначенных фруктов, после чего те игроки, что выбрали названный ведущим фрукт, должны быстро поменяться местами. Ведущий стремится занять освободившееся место. Участник игры, которому не хватило места, становится ведущим. Если ведущий говорит слова "Салат" или "Тарелка", то местами должны поменяться все участники игры.

Варианты:

Букет.

Участникам предлагается выбрать один из 4-х (либо больше) названных ведущим цветков (например, "розы", "ромашки", "фиалки" и "пионы"). Далее игра развивается так же, как и предыдущая, т.е. ведущий быстро называет какой-либо из цветков, после чего те из участников, кто выбрал названный цветок, должны быстро поменяться местами. Если ведущий говорит "Букет", то местами меняются все. Задача организатора игры также состоит в том, чтобы успеть занять освободившееся место.

Почта.

Как и в предыдущей игре, участники сидят или стоят в кругу, в центре которого располагается ведущий. Каждый участник игры называет какой-либо город: Москва, Тюмень, Париж, Сочи и др. Названия городов не должны повторяться. Ведущий громко и быстро говорит: "Я пишу письмо из Тюмени в Москву", после чего игроки, выбравшие эти города, должны успеть поменяться местами. "Успеть", потому что ведущий, в свою очередь, тоже стремится занять освободившееся место. Участник игры, оставшийся без места, становится ведущим.

"Оё-ёй!".

Всем участникам, стоящим или сидящим в кругу, даются номера, то есть, если участников - 12 человек (вместе с ведущим), то и номеров тоже должно быть 12 (с 1 до 12). Номера не должны повторяться. Ведущий называет два каких-либо номера (из тех, что задействованы в игре). Участники, играющие под названными номерами, чтобы увидеть друг друга, должны громко закричать "Оё-ёй!", хлопая себя при этом по ногам или в ладоши, после чего они должны успеть поменяться местами. Ведущий стремится занять освободившееся место. Участник игры, не успевший занять какое-либо место, становится ведущим.

"Поменяйтесь местами те, кто..."

Ведущий громко говорит "Поменяйтесь местами те, кто умеет водить машину (умеет плавать, считает себя умным, делает по утрам зарядку, любит читать фантастику, больше трех раз смотрел фильм "Служебный роман", пишет стихи, умеет играть на гитаре, серьезно занимается спортом и многое другое)". Преимущество данного варианта, в сравнении с вышеприведенными, состоит в том, что, во-первых, в данной игре невозможно предугадать то, сколько человек в той или иной ситуации пожелает поменять место (ведь невозможно заранее предсказать, сколько человек (и кто) считают себя умными людьми), что делает игру более напряженной и интересной, а, во-вторых, участники игры или наблюдающие за ней, могут узнать друг о друге много интересного.

Данные игры не требуют какой-либо специальной подготовки и проводить их могут сами ребята. Проходят они, как правило, в веселой и непринужденной обстановке и очень нравятся как детям и подросткам, так и молодым людям и даже взрослые в них играют с удовольствием.

Остров.

При подходе к проведению данной игры также возможны различные варианты и, в первую очередь, это касается вопроса разделения (или не разделения) участников на группы, то есть, либо все участники праздника могут участвовать в создании одного Острова (в этом случае желательно, чтобы количество участников не превышало 10 - 15 человек), либо группа может быть разделена на две или несколько микрогрупп. Организатором этого игрового упражнения определяется:

  • количество микрогрупп и участников игры в каждой микрогруппе;
  • какие участники и в какую микрогруппу попадают, например, женская и мужская группы, детская и взрослая, каждая семья - это отдельная микрогруппа и др.;
  • внести ли в игру дополнительный элемент соревновательности (т.е. сделать что-то вроде конкурса на "самый-самый" Остров), чтобы таким образом стимулировать творчество и активность участников или играть "на интерес".

Суть игры: Каждой микрогруппе выдается лист ватмана и карандаши (ручки, фломастеры) и ставится задача - создать (нарисовать вид сверху) остров. То есть участники определяют и рисуют его форму (конфигурацию), ландшафт (ручьи, горы, реки, озера, леса), какие-то объекты (населенные пункты, отдельные дома и строения, стратегические и промышленные объекты и т.п.). Ими также определяется и фиксируется количество и состав людей, населяющих остров, общественный строй и государственное устройство, полезные ископаемые, промышленность, сельское хозяйство и многое другое.

Если над созданием острова работала одна группа, то представитель ее или все участники должны защищать свой проект перед "специальной комиссией", состоящей из тех, кто не принял участие в игре и отвечая на их вопросы. Если же микрогрупп было две или несколько, то защита проектов может проходить перед оппонентами, которые также могут комментировать защищаемый проект и задавать его создателям различные, в том числе и каверзные, вопросы. Во втором случае возможны следующие подходы к финалу игры: либо перед членами всех групп ставится задача - на основе уже имеющихся проектов создать единый проект (сделать это будет очень нелегко, особенно в том случае, если проекты будут различаться между собой по каким-то принципиально важным признакам), либо выбрать из всех проектов "самый-самый" (возможны также всякого рода номинации: "самый отдыхающий остров", "самый красивый остров" и т.п. и каким-то образом поощрить их создателей (например, дать им самый большой кусок праздничного пирога).

Волшебные тройки

Участники игры разбиваются на группы по три человека в каждой (сделать это можно, сыграв в "Атомы - молекулы"). Затем организатор игры сообщает задание: тройка должна выработать общее решение, например, когда, где все члены тройки должны встретиться, для того, чтобы купить какой-либо (какой?) подарок и пойти к кому-либо (к кому именно?) в гости. Но ситуация осложняется тем, что каждый участник лишен одного из каналов восприятия или передачи информации: один слепой, зато он слышит и говорит; другой глухой, но может видеть и двигаться; третий немой: он все видит и слышит, но при этом не может говорить. Для полноты ощущений можно предложить участникам завязать глаза, заткнуть уши, закрыть рот ладонью и т.д.

Игра учит ценить то, к обладанию чему многие привыкли - различные каналы восприятия мира. Кроме того, игра развивает взаимопонимание, стремление искать и способность находить выходы из тупиковых ситуаций.

Молчаливое рисование

Участники игры делятся на несколько групп по 5-7 человек (желательно, чтобы количество участников в группах было равным). Каждой группе выдается по листу ватмана. Листы ватмана прикрепляются скотчем к столам, за которыми участники игры работают (если столов нет или их мало, то можно прикреплять листы к полу или к стенам). Всем участникам выдаются кисточки и краски (можно давать цветные карандаши, фломастеры, маркеры, но кисточки с красками - это самый лучший вариант).

По условию игры участники должны (ни в коем случае не договариваясь заранее) молча (можно предложить, чтобы они одной рукой закрывали рот) в течение определенного времени (5-10 минут) нарисовать что-либо.

Можно поставить условие, что картина должна быть целостной, а не состоять из отдельных и ничем не связанных рисунков. Также можно заранее оговорить тематику групповых картин ("Лето", "Космос", "Идеальный дом", "Наша квартира", "Наша семья" и др.). Желательно, чтобы процесс "молчаливого рисования" сопровождался какой-либо музыкой (например, рок-н-роллом), подходящей к ситуации.

По окончании работы участники должны придумать названия к своим картинам. Также необходимо, чтобы все участники (внутри групп или все, если их немного) рассказали о своих ощущениях и впечатлениях, которые у них были вызваны данной игрой.

Лучшие (на взгляд ведущего, жюри или самих участников) картины могут быть награждены. Все картины можно вывесить где-нибудь здесь же украсив таким образом пространство праздника.

Кудашов Г.Н., Заместитель директора по научно-методической работе ГАУ ДОД ТО "Областной центр дополнительного образования детей и молодежи", преподаватель ТюмГУ, руководитель молодёжного социально-творческого объединения "Искра", кандидат педагогических наук.

Игры с веревкой

Разделите всех присутствующих на несколько групп и раздайте каждой группе по веревке длиной примерно полтора - два метра. Предложите выполнить несколько заданий: построить треугольник, затем - пятиугольник и т.д. Внимательно наблюдайте за выполнением заданий, отмечая поведение каждого члена группы. После того как группы выполнят все задания, попросите всех высказать предположения о том, какие вы преследовали цели, давая задания. Подведите участников игры к выводу о том, что аналогичные задания нужны для выявления лидеров и исполнителей. Оцените работоспособность группы при различных вариантах: в группе несколько лидеров; в группе собрались только исполнители при отсутствии лидера.

Все вместе на газете

Разделите всех присутствующих на несколько групп, раздайте каждой группе по четвертинке газеты и предложите всем участникам группы встать на нее таким образом, чтобы ничья нога не ступала на пол, не занятый газетой. Эта игра способствует развитию чувства товарищества.

Природа в моей жизни»

Основные цели: формирование у участников представлений друг о друге; получение первого опыта публичного самоанализа, который предстоит использовать каждому участнику на протяжении всего игрового процесса; создание единого группового эмоционального настроя. Ориентировочное время: 30-40 минут. Материалы и подготовка: листок бумаги, ручка.

Процедура. Каждому участнику предлагается написать в столбик цифры от 1 до 10 и десять раз письменно закончить высказывание «Природа для меня...» («Природа в моей жизни...»). После того как участники напишут свои высказывания, им предлагается рассказать группе о своем опыте общения с природой, о своих мыслях по этому поводу. Строго придерживаться своих записей не обязательно.

Примечание. Можно попросить участника предложить повторить свой рассказ тому человеку в группе, кто, по его мнению, наиболее внимательно его слушал. Закончить упражнение высказываниями в кругу - насколько легко или трудно было каждому участнику справиться с этим заданием. В качестве примера приведем мысли о природе, записанные одной из участниц: «Природа в моей жизни - это:

1) источник вдохновения; 2) способ наслаждения; 3) погружение в гармонию; 4) проведение досуга; 5) способ самореализации; 6) сфера моего познавательного интереса; 7) стимул для расширения моего кругозора; 8) возможность восстановления душевного равновесия; 9) предмет моей заботы; 10) осознание моей ответственности перед ней».

«Сороконожка»

Основные цели: снятие коммуникативных барьеров, создание положительного настроения, развитие навыков группового взаимодействия, развитие чувства персональной ответственности за групповой результат. Ориентировочное время: около 40 минут.

Процедура. На первом этапе из участников формируется «сороконожка». Строение этого существа таково, что впереди становится участник с открытыми глазами - «голова сороконожки» - а все остальные участники выступают в роли «сегментов тела» и будут двигаться с закрытыми глазами. Соединение «сегментов» осуществляется путем «захвата» талии впереди идущего. Маршрут должен проходить по пересечённой местности или по коридорам и лестницам здания, в котором проводятся занятия. Если позволяют условия, можно предусмотреть выход на улицу, так чтобы определенный участок маршрута проходил по оживленному тротуару. Маршрут участникам заранее не сообщается, а сами они, формируя «сороконожку», не предполагают, что она покинет пределы игровой комнаты. Руководитель направляет путь «сороконожки». На втором этапе благополучно вернувшиеся с маршрута участники садятся в круг и анализируют упражнение. Вначале высказываются «сегменты», акцентируя внимание на способах своего взаимодействия с соседними «сегментами» и на стратегии «головы», которая либо помнила об их проблемах, либо неслась вперед, забывая об их комфорте и безопасности. Участники также высказываются о том, как они относятся к тому, что на них смотрели посторонние люди. Завершает обмен впечатлениями «голова».

Примечания. На роль «головы» я стараюсь выбрать уравновешенного и заботливого человека, чтобы обеспечить успех прохождения маршрута и комфорт всех участников. Как правило, это упражнение позволяет подчеркнуть ответственность каждого за самочувствие партнёров, даже если они находится в хвосте «сороконожки». Участники приходят к пониманию большого значения взаимной заботы и внимания друг к другу «в мелочах» для успеха общего дела. Особая проблема - это нестандартное поведение на глазах у окружающих. Отношение участников к такой ситуации бывает разное, но в целом они гордятся, что сделали ЭТО на глазах у прохожих. К тому же мы приходим к пониманию, что мы вели себя нормально, а окружающие, прежде всего, нам завидовали.

При прохождении маршрута постарайтесь провести группу по лестницам. Именно прохождение лестниц позволяет участникам проявлять заботу друг о друге. И хотя за восемь лет использования мною этого упражнения ни разу не случилось каких-либо физических неприятностей, я стараюсь принять определенные меры безопасности: 1) собрать очки у участников; 2) запереть на ключ кабинет с нашими вещами; 3) при спуске с лестницы я иду впереди группы; 4) при подъеме - позади. Изредка встречаются участницы, которые не хотят пересилить своего смущения и принять участие в упражнении.

Попросите такую участницу стать наблюдателем и рассказать во время обсуждения в кругу, что интересного и важного она заметила «со стороны».

Игра в ассоциации

Цель (воспитательная):познакомить детей в группе. Ход игры. Участники выбирают водящего. Он уходит, а в это время все остальные участники выбирают человека (из присутствующих). Затем водящий возвращается и начинает задавать вопросы участникам (одному участнику один вопрос).

Темы вопросов:

– С каким зверем ассоциируется у тебя этот человек? – С каким растением? И т.д.

У водящего есть три попытки отгадать, кто это. При этом после неудачной попытки можно продолжать задавать вопросы.

Игру целесообразно провести 2 раза: в начале работы лагеря, когда дети еще не знают друг друга и нередко руководствуются только внешними данными, и в конце работы лагеря, когда дети хорошо знакомы и ассоциации возникают уже другие.

«Затопленный остров»

Место проведения: лес. Участники: дети любых возрастов, желательно не менее 10. Цель: социализация, сплочение детей. Оборудование: любые 2 доски и 2 небольшие деревянные площадки, можно нарисовать круги вместо площадок.

Ход игры. Легенда о гибнущем острове, о том, что вы единственные жители, оставшиеся на Земле. (Легенда может касаться антропогенных и природных характеров.) Спастись эти оставшиеся земляне могут, только перебравшись на большой цветущий «зеленый» остров, используя две доски (одна короче другой). Дети, не наступая на землю, только по доскам, договорившись, поочередно переправляются на этот новый остров.

Основной результат: дети чувствуют себя в коллективе, понимают, что их мнение играет важную роль. Совместная деятельность сближает.

«Не упади в пропасть»

Цель: сплотить коллектив, развить взаимопонимание в группе. Материалы: 1 доска (узкая). Ход игры. Группа делится на 2 команды. Посередине кладется доска – это «мостик», перекинутый над «пропастью».

Задача группы – перебраться на противоположный берег На «мостике» умещается 1 человек по ширине доски. Задача двух групп-команд – кто быстрее переберется на другой «берег». Это становится возможным при тесном контакте участников двух команд между собой, иначе они будут сталкиваться и «падать в пропасть».

Взаимодействие «пальцы»

Цель: за минуту набрать как можно больше касаний своим большим пальцем о ноготь пальца (большого) напарника. Метод: дети разбиваются на пары. Зацепить всеми пальцами, кроме большого, правой руки за пальцы правой руки соседа. Большие пальцы напарников друг над другом. Вывод: Выигрывают те, кто взаимодействует в паре.

Взаимодействие «Перейди на противоположную сторону»

Все встают в круг. Внутри круга ставится несколько стульев. Цель: за минуту (можно 30 секунд и т.д.) всем поменяться местами с человеком напротив, не задев стулья. Продолжать игру, пока не получится. Вывод: выиграет каждый при взаимодействии друг с другом.

«Заяц и лиса»

Цель: взаимодействие группы участников. Материал: мяч большой и мяч маленький. Ход игры. Ребята становятся в круг (чем больше участников, тем игра интереснее). Большой мяч (лиса) идет из рук в руки каждого участника. Передавать мяч (лису) через игрока или двух игроков нельзя. Маленький мяч (заяц) прыгает, т.е. можно передавать мяч любому участнику игры. Игра заключается в том, чтобы лиса поймала зайца.

Взаимопонимание «Сплочение»

Материалы: 2 маленькие палочки. Ход игры. 2 человека становятся напротив друг друга. Палочки следует расположить горизонтально так, чтобы их концы упирались в указательные пальцы обоих участников. Участники смотрят друг другу в глаза и передвигают палочки в произвольных направлениях. Главное – не уронить палочки.

«Замок, шалаш, диван»

Цель: взаимопомощь, сплочение. Ход игры. Группа ребят собирает сухие ветви, палки (большие, маленькие), сухую траву и т.д. Потом начинают строить замок, шалаш и т.д., то есть то, что было намечено в начале игры. Каждый игрок придумывает, вносит в строительство замка что-то свое. Построив замок можно забраться внутрь, а руководитель поливает водой замок сверху. Если построили замок плохо, то он протекает. Так же можно поступить и с диваном – сесть, лечь на него.

«Живое слово»

Ход игры. Каждый участник изображает какую-либо букву. В результате группа составляет свое слово. Чем больше будет букв в слове, тем в большем выигрыше будет команда. Иногда можно использовать дополнительно палку.

«Слепая гусеница»

Цель: развитие чувственного восприятия природы. Участники: дети любых возрастов. Место проведения: лес. Ход игры. Все участники становятся друг за другом. Руки кладут друг другу на плечи или на пояс. Участники без обуви. Ведущий просит всех закрыть глаза. Движение начинается. Ведущий старается выбрать дорогу с разным грунтом и разной растительностью. Участники «глазами» (роль которых играют ноги) ощущают эту разницу. После игры обсуждаются ощущения всех участников. При проведении игры в городских условиях основная задача игры в сплочении коллектива, почувствовать плечо друга.

Игра «Опусти палку»

Материалы: легкая палка (ровная) длиной около 2 м. Метод: играющих делят на 2 группы. Группы встают лицом друг к другу и вытягивают вперед указательные пальцы. На пальцы обеих групп кладут палку.

Задание: опустить палку, не отрывая пальцев и не хватая ими ее.

«Ночной поход»

Участники: дети не младше 12 лет. Место проведения: хорошо обследованная тропа в лесу или открытый участок леса. Оборудование: свечи. Цель: сплочение детей, самоутверждение каждого из участников игры, преодоление боязни ночного леса. Ход игры. Группа детей в темное время суток под руководством взрослых идет в лес. Перед тропой или началом ночного путешествия детям говорят о том, что будет совершена ночная прогулка в лес. При вступлении в полную темноту дети сначала ничего не будут видеть, пока не произойдет перестройка органов зрения на ночное видение. Затем участникам предлагается пройти по пути, который размечен горящими сечами (свечи расставляют так, чтобы они были в поле зрения ребенка). Конечным пунктом станет точка с двумя горящими свечами. Дойдя до этого пункта, дети должны спрятаться. Первый дает негромкий позывной второму и он прячется с ним, второй – третьему и т. д. Последний идущий находит всех вместе. После этого участникам предлагается послушать тишину, определить природные и антропогенные звуки. Затем тихо дети возвращаются. По возвращении обсуждаются услышанные звуки, проводится аналогичное обсуждение перестройки слухового аппарата и ощущений участников от похода.

«Погрейся в пчелином рое»

Цель: сплочение коллектива. Ход игры: Группа участников игры снимает куртки, свитера, становится очень холодно. Все образуют круг, становятся очень близко друг к другу. Те, кто оказался внутри круга – греются, а кто снаружи, те изображают насекомых – машут руками (крыльями). Согревшись, меняются местами, т.е. кто был внутри «вылетает» наружу, а кто снаружи «влетают» в круг. И так пока все не согреются.

«Я собираю рюкзак»

Место проведения: класс, лес. Участники: ребята разных возрастов. Цель: сплочение детей, приобретение туристских навыков. Ход игры. Дети садятся в круг, лучше на полу на колени. Им зачитывается список предметов, которые они могут взять в поход (2 раза, медленно). В списке может быть от 15 до 20 предметов, а также от 2 до 5 предметов, без которых можно обойтись в походе. Затем каждый называет, например, по 10 предметов, которые необходимы. После того, как все назвали, – все вместе объяснят, почему именно эти предметы. В список можно включить, например: котелок, фонарь, лыжи, накомарник, зеркало, шоколад, панама, компас, карта и т.д., а можно и такие, как: кирпич, стул…

«Драконы»

1. Дети разбиваются на две группы и встают в виде змеек друг за другом. Это два дракона. Они встают лицом друг к другу. Задача играющих: голова каждого из драконов должна поймать хвост соседа (шарф, привязанный к последнему в змейке человеку).

2. Дети становятся друг за другом все вместе. Это один дракон. Задача играющих: голова дракона должна поймать свой хвост.

«Мигалки»

Цель: игра на общение. Ход игры. Играющие становятся в круг по парам, в результате образуются внутренний и внешний круги. Ведущий остается без пары. Все игроки внимательно наблюдают за ним. Ведущий старается незаметно подмигнуть (или подать знак) любому игроку внутреннего круга, чтобы тот перебежал к ведущему. Игроки внешнего круга должны удержать убегающего партнера. Одно из условий для игроков внешнего круга – руки держать вдоль туловища, не касаясь партнера до последнего момента Убежавший встает впереди ведущего. Оставшийся без партнера становится ведущим.

«От одного до десяти»

Цель: развитие памяти, быстроты реакции. Ход игры. Участники становятся в одну или две шеренги (друг против друга). На счет 1 наклоняются и достают пальцами рук до земли, на счет 5 руки должны быть вытянуты на уровне груди. На счет 10 – руки подняты вверх.

Затем попросить детей сделать все в обратном порядке. Когда дети хорошо запомнят положение тела на разный счет, необходимо называть цифры в различном порядке, а дети должны показе природе (до 7-8 шт.). Идущие вдоль веревки участники должны увидеть и посчитать эти предметы.

«Отгадай, чьи следы»

Цель: развитие памяти, наблюдательности. Ход игры. Игру удобно проводить во влажную сырую погоду, или где-то на сырой земле, когда видны отпечатки обуви.

Каждый из участников делает по одному отпечатку своей обуви. Внимательно изучаются все отпечатки. Затем они затираются. Один из участников закрывает глаза или уходит в сторону. Кто-то из участников оставляет отпечаток своей обуви. Открыв глаза, игрок должен отгадать, чей след на земле.

«Печатная машинка (клавиатура)»

Цель: концентрация внимания участников. Ход игры. Участники садятся в круг и по очереди показывают буквы алфавита, запоминая «свои» буквы. После этого дается слово. Каждый, чьи буквы есть в слове, хлопает по очереди. Затем дается фраза. Между словами 2 хлопка, затем дается предложение. В конце предложения 3 хлопка.

«Шерлок Холмс»

Материалы: толстые нитки или шнур, колышки для обозначения площадки. Ход игры. Предварительно ведущий обозначает контуры площадок размером 60 х 60 см.

I этап. Каждая команда получает задание запомнить все природные объекты, которые находятся на данной площадке. II этап. Команды меняются площадками и делают до 5 изменений на площадке соперника. III этап. Команды возвращаются на свои площадки и стараются найти все изменения.