Игры с геометрическими фигурами. Дидактические игры по формированию у детей представлений о форме предмета Дидактические игры для детей с геометрическими фигурами

Данное пособие представляет собой фланелеграф с комплектом плоскостных геометрических фигур (изготовленные из бархатного картона), различных по цвету, наклеиваемых на фланель ворсом наружу, так чтобы они прочнее держались на обтянутой фланелью поверхности доски фланелеграфа.

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:
ознакомить детей с формой геометрических фигур, их цветом;
развивать умение классифицировать фигуры;
формировать представление о множестве (один – много);
развивать внимание, память, воображение, конструктивное мышление.

Варианты использования пособия:

После ознакомления детей с формой и цветом геометрических фигур, воспитатель предлагает выполнить несколько заданий:
1. «Ребята, давайте найдем все фигуры красного (зеленого, желтого, синего) цвета!»
2. «Давайте найдем все квадраты (круги, треугольники, прямоугольники)!»
3. «Давайте сложим все фигуры в корзинку. Сколько их у нас? Много!»
4. «К нам в гости пришел зайчонок, давайте построим для него домик (машинку, кораблик).»



Заданий такого рода существует много, их можно усложнять в зависимости от уровня подготовленности дошкольников.

Картотека дидактических игр для детей 4-6 лет по формированию элементарных математических представлений. (Веселая геометрия)

Речевые игры:

1.«Что бывает такой формы?»

Цель: учить различать фигуры, развивать мышление.

Яблоко: какое? - Круглое. Окно: какое? - Квадратное.

Что бывает круглым? Квадратным? Овальным? И т.д.

2. «Три квадрата».

Цель: научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний»; повторить название геометрических фигур.

Материал. Комплекты прямоугольников и квадратов разной величины.

Педагог предлагает назвать геометрические фигуры, определит их размер. Затем предлагает построить башенки, выкладывая квадраты друг на друга. (Можно использовать разные геометрические фигуры.)

3. «Какие бывают фигуры».

Цель: закрепить названия новых форм: овал, прямоугольник, треугольник, давая их в паре с уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.

Материал. Кукла, крупные картонные фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, круг. На каждого игрока: по 2 фигуры каждой формы меньшего размера.

Кукла приносит фигуры. Педагог показывает детям квадрат и треугольник, спрашивает, как называется первая фигура. Получив ответ, говорит, что в другой руке треугольник. Проводится обследование путем обведения контура пальцем. Фиксирует внимание на том, что у треугольника только три угла. Предлагает детям подобрать треугольники и сложить их вместе. Аналогично: квадрат с прямоугольником, овал с кругом.

4. «Назови фигуры, которые использовал художник для изображения картинки?»

Цель: закреплять названия геометрических фигур, развивать зрительное восприятие, память.

5. «Сколько нужно геометрических фигур для изображения этого рисунка…»

Цель: закреплять названия геометрических фигур, учить соотносить количество изображенных фигур с числом и называть их по картинке.

Материал: разнообразные картинки, изображения которых состоят из геометрических фигур.

6. «Найди и назови»

Цель: закреплять умение находить быстро геометрическую фигуру и называть.

Материал: геометрические фигуры разного цвета и размера. (10-12)

7. « Назови одним словом»

Цель: развивать умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом.

Материал: Геометрические фигуры одного вида (большие и маленькие квадраты; разноцветные треугольники и т.д.).

8. «Посмотри вокруг»

Цель: помогает закрепить представления о геометрических фигурах, учит находить предметы определенной формы.

Содержание: Игра проводится в виде соревнования на личное или командное первенство. В этом случае группа делится на команды. Ведущий (им может быть воспитатель или ребенок) предлагает назвать предметы круглой, прямоугольной, квадратной, четырехугольной формы, форму предметов, не имеющих углов, и. т.д. За каждый правильный ответ играющий или команда получает фишку, кружок. Правилами предусматривается, что нельзя называть два раза один и тот же предмет. Игра проводится в быстром темпе. В конце игры подводятся итоги, называется победитель, набравший наибольшее количество очков.

9. «Угадай, что спрятали»

На столе перед ребёнком карточки с изображением геометрических фигур. Ребёнок внимательно их рассматривает. Затем ребёнку предлагают закрыть глаза, взрослый прячет одну карточку. После условного знака ребёнок открывает глаза и говорит, что спрятано.

10. «Помоги исправить ошибку»

Цель: учить зрительно определять ошибку, выделять закономерности между рядом геометрических фигур.

Материалы: геометрические фигуры разного цвета. (Одинаковые фигуры должны быть одного цвета.)

11. «Игры - договорки»

Цель: учить по описанию, называть геометрическую фигуру.

Материал: загадки о геометрических фигурах.

Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На медаль, на блинок,
На осиновый листок.
Людям я старинный друг.
Называют меня … круг.

Четыре угла и четыре сторонки,
Похожи точно родные сестренки.
В ворота его не закатишь, как мяч,
И он за тобою не пустится вскачь.
Фигура знакома для многих ребят.
Его вы узнали? Ведь это … Квадрат.

На фигуру посмотри
И в альбоме начерти
Три угла. Три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый… (треугольник).

Он похожий на яйцо
Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность -
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг…. (овал).

Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… (прямоугольник).

А братишка мой, Сережа,

Математик и чертежник -

На столе у бабы Шуры

Чертит всякие...

Ответ: Фигуры

(Все загадки могут варьироваться, представлены материалы для примера дидактической игры)

12. «Расскажи про свой узор»

Цель: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу.

Ход игры: У каждого ребенка картинка (коврик с узором). Дети должны рассказать, как расположены элементы узора: в правом верхнем углу - круг, в левом верхнем углу – квадрат. В левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу - прямоугольник, в середине - круг. Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине большой круг - от него отходят лучи, в каждом углу цветы. Вверху и внизу- волнистые линии, справа и слева - по одной волнистой линии с листочками и т. д.

13. «Подбери фигуру»

Цель: закрепить умение различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал.

Материал: у каждого ребенка карточки, на которых нарисованы прямоугольник, треугольник, квадрат, круг разных цветов.

Ход игры: Сначала педагог. предлагает обвести пальчиком фигуры, нарисованные на карточках. Потом он предъявляет таблицу, на которой нарисованы эти же фигуры, но другого цвета и размера, чем у детей, и, указывая на одну из фигур, говорит: «У меня большой желтый треугольник, а у вас?» И т. д. Вызывает 2-3 детей, просит их назвать цвет и размер (большой, маленький своей фигуры данного вида). «У меня маленький синий квадрат».

14. «Волшебный мешочек»

Цель: развивать умение на ощупь угадывать предметы разной геометрической формы.

Материалы: тканевый мешочек красиво украшенный, предметы разных геометрических форм.

Настольно-печатные дидактические игры:

1. «Выложи по образцу»

Цель: закреплять названия геометрических фигур, формировать умение выявлять закономерность, развивать зрительное внимание.

Материал: карточки с последовательно изображенными фигурами. Отдельно вырезанные фигуры.

2. «Построй из геометрических фигур»

Цель: учить выкладывать из геометрических фигур разные картинки. Закреплять названия геометрических фигур.

Материал: карточки с изображением картинки из геометрических фигур, геометрические наборы.

3.«Фигуры»

Цель:

Материал и ход: нужно вырезать из разноцветного картона различные геометрические фигуры. Разбросать фигуры на полу (или столе) и придумать игровую ситуацию. Например, «из геометрического королевства сбежали синие квадраты. Поможем их найти?» Или, «в некотором царстве, в геометрическом государстве жили-были фигуры. И у каждой семьи был свой дом. Круги жили в синей коробке, а треугольники - в жёлтой. Поможем им найти свои домики?».

Дети сортируют сначала фигуры по форме и раскладывают их в коробки. Затем задание усложняется – сортировка происходит по форме и цвету. Далее добавляется сортировка по размеру.

4.«Подбери заплатку для ковра»

Цель: упражнять детей в умении различать и называть круглую, треугольную, прямоугольную и квадратную форму.

Материалы: рисунок с изображением ковра с заплатками, заплатки разных форм (треугольники, квадраты, овалы, круги).

5. «Кому, какая форма».

Вариант 1.

Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры (овалы, круги) по форме, отвлекаясь от цвета, величины.

Материал. Большие мишка и матрешка. На каждого игрока: три круга и овала разных цветов и размеров, 2 больших подноса.

Педагог демонстрирует круг и овал, просит детей вспомнить названия этих фигур, показать, чем они отличаются друг от друга, обвести контуры пальчиками. «А теперь все кружочки положите на один поднос - матрешке, все овалы на другой - мишке». Педагог наблюдает, как дети выполняют задание, в случае затруднения предлагает ребенку обвести фигуру пальцем и сказать, как она называется.

Вариант 2.

Цель: учить детей группировать геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, треугольники) по форме, отвлекаясь от цвета и величины. Содержание аналогично варианту 1.

6.«Сломанная машина»

Цель: учить замечать нарушения в изображенном предмете.

Материал: машина, состоящая из геометрических фигур, на которой не достает какой-либо части.

Ход игры . На фланелеграфе строится машина, состоящая из геометрических фигур. Затем все дети, кроме одного - ведущего, отворачивается. Ведущий убирает какую-либо деталь машины. Кто раньше других скажет чего не стало и какой она формы, становится ведущим. Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно убрать две детали.

7.«Подбери фигуру»

Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами.

Материал. Подставка, на которой размешены модели геометрических фигур, картинки, на которых нарисованы предметы, состоящие из нескольких частей.

8.«Расскажи про свой узор»

Цель: учить овладевать пространственными представлениями.

9. «Сложи фигуру»

Цель : составлять модели знакомых геометрических фигур из частей по образцу.

Материал. Фланелеграф. Модели геометрических фигур.

Содержание. В. помешает модели геометрических фигур на фланелеграф, вызывает ребенка, просит его показать и назвать фигуры. Объясняет задание: «У каждого из вас такие же геометрические фигуры, но они разрезаны на 2 или 4 равные части; если их правильно приложить друг к другу, то получаются целые фигуры». Выполняя задание, дети рассказывают, из какого количества они составили фигуру.

10.«Кто больше увидит»

Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах.

Материал: Фланелеграф, геометрические фигуры.

Содержание. На фланелеграфе в произвольном порядке размещают различные геометрические фигуры. Дошкольники рассматривают и запоминают их. Ведущий считает до трех и закрывает фигуры. Детям предлагает, как можно больше назвать геометрических фигур, которые были на фланелеграфе. Выигрывает тот, кто запомнит и назовет больше фигур. Продолжая игру, ведущий меняет количество фигур.

11. «Как расположены фигуры»

Цель: учить детей располагать геометрические фигуры на плоскости.

Материал: 2 таблицы, на которых посередине нарисована 1 фигура и вокруг нее (вверху, внизу, справа, слева), по одной фигуре, лист бумаги, конверт с моделями геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал).

Содержание. В. вывешивает таблицу с геометрическими фигурами и объясняет задание: «Внимательно рассмотрите таблицу, запомните, как расположены фигуры и разместите свои фигуры на листе точно так же. Чтобы хорошо все запомнить, надо рассмотреть таблицу в следующем порядке: сначала назвать фигуру, расположенную посередине, затем вверху и внизу, справа и слева. Кто хочет рассказать, как те положены фигуры? После этого В. поворачивает таблицу обратной стороной к детям. Выполнив задание, дети рассказывают, как они разместили фигуры, сверяют результат своей работы с образцом, исправляют ошибки. Могут быть даны аналогичные задания.

12.«Найди свою фигуру»

Цель: учить детей различать и правильно называть геометрические фигуры, выбирать фигуры по зрительно воспринимаемому образцу.

Материал. Ящик из картона с прорезанными отверстиями треугольной, круглой, квадратной и т. д. формы, геометрические фигуры, подобранные соответственно прорезям на ящике, конверты с изображением геометрических фигур.

Содержание. Игра заключается в том, что одни дети опускают в ящик геометрические
фигуры (каждую в соответствующую прорезь), а другие должны выбрать их из ящика, ориентируясь на изображения в своих конвертах. В этой игре обязательно возникает познавательное общение детей, благодаря чему возникает речевая активность детей„ дети хорошо видят ошибки друг друга: «Что ты берешь? У тебя же треугольник!» Группы детей в этой игре рекомендуется менять местами.

13.«Веселые шары»

Цель: развивать представления о форме, цвете.

Материал: рисунок шаров (10-12 штук) овальной и круглой формы, флажок.

Ход игры: «Посмотри на рисунок. Как много шаров! Круглые шары раскрась синим цветом, а овальные - красным. Нарисуй шарикам ниточки, чтобы они не разлетелись от ветра, и «привяжи их к флажку».

14. «Найди фигуры»

Цель: развивать зрительное восприятие геометрических форм.

Материал : чертежи геометрических фигур.

Ход игры: «Посмотрите на эти рисунки. Найдите геометрические фигуры. Кто больше найдет фигур, и, главное, быстрее, тот и выиграл.

15.«Кто быстрее соберет фигуры своего цвета»

Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах, учить быстро выполнять задания педагога.

Материал: геометрические фигуры пяти разных цветов (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник).

16.«На, что похоже, дорисуй»

Цель: развивать воображение, повторять геометрические фигуры. (дорисовать фигуру, до полноценного предмета).

Материал: печатные изображения геометрических фигур.

17.«Выложи из счетных палочек геометрическую фигуру»

Цель: закреплять геометрические фигуры, учить выкладывать фигуры из счетных палочек.

Материал: счетные палочки, большие геометрические фигуры.

18.Дидактическая игра «Геометрическое лото».

Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу.

Материал. 5 карточек с изображением геометрических фигур: по 1 кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу. По 5 карточек с изображением предметов разной формы: круглой (теннисный мяч, яблоко, шарик, футбольный мяч, воз душный шар), квадратный коврик, платок, кубик и т. д.; овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо); прямоугольной (конверт, портфель, книга, домино, картина).

Принимают участие 5 детей. Педагог рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Педагог помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная).

19. Дидактическая игра «Лото».

Цель: учить вычленять контур предмета, соотносить объемную форму с плоскостной, узнавать предметы в рисунке, знать их названия.

Оборудование. Карточки с изображением трех одноцветных форм (например, на одной - круг, квадрат, треугольник; на другой - круг, овал, квадрат; на третьей - квадрат, прямоугольник, треугольник и т. п.), набор карточек с изображением одной формы для наложения на большие карточки.

Каждому ребенку педагог дает большую карточку, а себе берет маленькие карточки, предварительно разложив их по формам. Поднимает одну карточку, например, круг, и спрашивает: «У кого такая?» (форма не называется). Те, у кого на карточках есть круг поднимают руки и педагог раздает им маленькие карточки с кругами, одновременно проверяя правильность выбора: «Молодцы, у меня круг и у вас круг». Дети накладывают маленькие карточки на соответствующее изображение. Затем, он переходит к следующей форме и поднимает, например, трапецию. Однако, при оценке ответа детей, он не называет эту форму, так как с ее названием детей не знакомят, а просто отмечает, что дети сделали правильно.

По мере усвоения игры детям дают по две, а затем по три карты. Выбор производится уже не из 3, а из 6-9 форм. В дальнейшем в роли ведущего может быть ребенок, педагог садится среди детей и берет себе большую карту.

20.Дидактическая игра «Соберем бусы».

Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

Оборудование. Длинная лента, разноцветные картонные геометрические фигуры с отверстиями

На полу лежит длинная лента. На ней в определенном чередовании нанизаны фигуры.

Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими фигурами. Педагог предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая».Дети выбирают геометрические фигуры и нанизывают их в соответствии с заданной закономерностью.

21.«Каждой фигуре свой домик»

Цель: учить подбирать и сопоставлять разные геометрические фигуры по форме, отправлять нужную фигуру в подходящий домик.

Материал: нарисованные домики с изображением фигуры жильца. Отдельные геометрические фигуры.

22.«Поезд с геометрическими фигурами»

Цель: подбирать и сопоставлять разные геометрические фигуры по форме, отправлять нужную фигуру в подходящий вагончик с определенным цветом.

Материалы: вагончики разного цвета с белыми пятнами геометрических фигур, локомотив, геометрические фигуры разного цвета.

23. «На что похожа фигура»

Цель: закреплять названия геометрических фигур, развивать воображение.

Материалы: линейка трафарет с геометрическими фигурами, лист бумаги, цветные карандаши.

Сказки о геометрических фигурах.

Необычно то, что можно знакомить детей с геометрией придумывая различные сказки, где фигуры это жители волшебной страны.

«Самый важный».

«В одной прекрасной стране, которая называется «Геометрия» жили не тужили разные геометрические фигуры. Жители этой страны всегда друг другу помогали, друг друга выручали, поэтому жили дружно и весело. Но, в одно прекрасное летнее утро треугольник сидел рядом со своим домиком на завалинке (Педагог ставит на наборное полотно геометрическую фигуру треугольник). Сидел он сидел, думал, думал и решил вдруг, что он самая нужная и важная из геометрических фигур. Обрадовался, вскочил и побежал к другу квадрату (Педагог ставит на наборное полотно геометрическую фигуру квадрат). Стучит в дверь: «Квадрат, открывай. У меня для тебя новость». Посмотри, я самый важный и нужный из фигур. У меня есть три угла. Вот я какой красивый. Квадрат посмотрел на треугольник и сказал: «Нет брат, я самый важный и нужный из фигур. У тебя три угла, а у меня четыре. Спорили, спорили треугольник с квадратом, но так и не о чем не договорились. Решили пойти к прямоугольнику (Педагог ставит на наборное полотно геометрическую фигуру прямоугольник). Подошли они к домику прямоугольника, стучат к нему в дом и просят его: «Рассуди нас, кто главнее»? Треугольник говорит:«Я главный, у меня три угла». Квадрат говорит: «Я главней. У меня четыре угла». Выслушал их прямоугольник и сказал: «Нет ребята, Вы не правы. Я самый главный. У меня четыре угла, я самый высокий и красивый». Пуще прежнего друзья рассорились. Никто друг другу уступать не хотел. Мимо проходил круг, услышал он спор и сказал: «Друзья, не надо спорить и ссориться. Каждая из Вас нужная и важная фигура (Педагог ставит на наборное полотно геометрическую фигуру круг). С давних времен в нашей стране, которая называется «Геометрия», споров и ссор не было. И с тех пор в этой замечательной стране все фигуры стали жить дружно.

«Как треугольник и круг познакомились с квадратом».

Стоит на опушке леса вот такой необычный дом. (Рассматривание, узнавание и называние фигур.)
- Как вы думаете, кто его жители? (Обобщая ответы детей, воспитатель продолжает рассказывать сказку.)
- Жили-были вот в таком доме круг и треугольник. И выглядели они так. (показываем картинку).
Однажды пошли друзья погулять и встретили вот такую фигуру. Узнаете, кто это? (показываем картинку квадрата).
А наши друзья незнакомца не узнали, поэтому испугались, спрятались за куст и думают: «Кто он такой? Стали рассуждать:
- На круг похож? (Нет.) Почему? (У него углы есть.)
- На треугольник похож? (Нет.) Посчитайте углы. (Их четыре.)
Думали-гадали, а потом круг предложил: «Подойдем, спросим, как его зовут и познакомимся».
- Здравствуй, я – круг, у меня нет углов. Я похож на колесо, на солнышко, на тарелку. Я умею катиться.
- А я – треугольник, у меня три угла и я похож на колпак гнома, на крышу домика.
- Здравствуйте, друзья, я очень рад с вами познакомиться и подружиться. Меня зовут квадрат. Смотрите, какой я красивый, все мои стороны одинаковы. А на что я похож, догадайтесь сами. (Дети предлагают свои варианты.)
- Родом я из большого и дружного семейства четырехугольников, у меня много братьев и сестер. Но сегодня я ушел гулять один и вот заблудился. Не могли бы вы меня приютить на время в своем домике. (Воспитатель подводит детей к мысли, что нужно сконструировать для троих друзей новый домик.)

Барон Квадрат

Давным – давно в мире было много разных волшебных стран. И особым волшебством отличалась страна – Всезнаек! В ней правила мудрая царица Геометрия. В то время из одной страны в другую бродил Лист. Его края были неровными, с множеством загибов, потому что его вырвал из тетради мальчик по имени Веня, и уже долгое время Лист находился в пути. А нашему герою очень хотелось, чтобы все его стороны стали вновь ровными.

Собравшись с силами, Лист отправился к царице Геометрии. Только она могли ему помочь. Лист целых пять дней провел в пути, потому что двигаться он мог только с помощью ветра, а ветреная погода была не каждый день. На шестой день своего пути Лист оказался у дворца самой царицы. Она ласково встретила его, выслушала его просьбу и сказала:

Хорошо, я помогу тебе, только мне нужны помощники: Карандаш, Линейки и Ножницы.

Хлопнула царица в ладоши три раза и перед ней явились её слуги: Карандаш, Линейки и Ножницы.

Ну, теперь ты будешь квадратом! - спросила царица Геометрия

Квадратом? - удивился Лист.

Да! Да! Квадратом! - убедительно ответила царица Геометрия.

А что это такое? - спросил Лист.

Это прямоугольник, у которой все стороны не только ровные, но и равные, - объяснила царица Геометрия.

Да, мне это подходит, - ответил Лист.

Тогда все принимайтесь за работу, - сказала царица.

Карандаш чертил ровно. Линейка замеряла стороны так, чтобы все они были одинаковой длины, а ножницы ровно отрезали лишние части. Когда работа была сделана, царица Геометрия объявила:

Теперь ты превратился в настоящий Квадрат.

Лист обрадовался. Он поблагодарил Карандаша, Линейку и Ножницы, а царица Геометрия велела принести ему зеркало. Он долго смотрелся в него, а потом закричал:

Квадрат! Квадрат! Ура! У меня теперь все стороны равны!!!

Лист – квадрат поблагодарил царицу Геометрия, а она присвоила ему звание – барона. Барон квадрат пошёл гулять по странам с высоко поднятой головой. Ему очень понравился его внешний вид и звание.

Купец Круг

У царицы Геометрии в её дворце была потайная комната. И каждый вечер она уединялась в ней для того чтобы… посмотреть в своё волшебное зеркало. В нём она видела всех своих жителей. Но каждый день она подолгу наблюдала за бароном Квадратом. Ей было его очень жалко – он всегда гулял один. У него не было друзей. В её стране он был единственной фигурой.

Однажды вечером царица Геометрия, после наблюдений за бароном Квадратом, вышла погулять в сад. Погода была чудесная! На небе ярко сияла луна и звёзды. Царица Геометрия была очарована видом Луны, и тогда её осенило: а ведь Луна похожа на квадрат, только углы закруглены. Она в один миг достала циркуль и нарисовала круг. Позвала к себе ножницы, велела вырезать фигуру по контуру и нарекла его купцом.

Граф Треугольник

Жизнь в стране Всезнаек шла своим чередом. В ней происходили и хорошие и плохие события. Царица Геометрия следила за всем, но однажды…

Проказник Фокус – Покус решил пошутить над бароном Квадратом. Он притворился его другом и во время очередной встречи разделил его с угла на угол пополам! Квадрат испугался. Он не знал, что ему делать. Но вдруг раздался голос царицы Геометрии:

Не бойся барон Квадрат. Новую фигуру с тремя углами и тремя сторонами я нареку графом треугольником, а ты как был бароном квадратом, так им и останешься. Царица Геометрия наказала Фокуса – Покуса за его злую шутку, но в тоже время была довольна тем, что в её стране появился новый житель.

Полезный прямоугольник

Прямоугольник все время завидовал Квадрату.
– Я такой неуклюжий, – жаловался он. – Если поднимусь во весь рост, то стану длинным и узким. А если лягу на бок, то буду низким и толстым.
– А ты всегда остаешься одинаковым, – продолжал он, обращаясь к Квадрату. – И стоя, и сидя, и лежа!
– Да уж, – с гордостью говорил важный Квадрат. – У меня все стороны равны. Не то, что у некоторых: то дылда-дылдой, а то блин-блином.
И Квадрат переворачивался с боку на бок, но его рост и ширина от этого не менялись.
А однажды случилось вот что. Один Человек заблудился в лесу. Он шел наугад сквозь чащу и встретился с Квадратом и Прямоугольником. Поскольку у Квадрата был очень важный вид, то Человек обратился за помощью именно к нему.
– Можно, я заберусь на вас и погляжу, где мой дом? – спросил он у Квадрата.
Человек залез сначала на одну сторону Квадрата. Но ничего не увидел, потому что ему мешали макушки деревьев.
Тогда Человек попросил Квадрат перевернуться и залез на другую сторону. Но, как известно, все стороны у Квадрата одинаковые. Поэтому и на сей раз Человек ничего не увидел из-за деревьев.
– Гражданин Квадрат! – взмолился Человек. – Помогите мне хотя бы через речку перебраться!
Квадрат подошел к речке и попытался дотянуться до другого берега. Но... плюх! Плюхнулся в воду.
– Может, я смогу помочь вам? – предложил Человеку скромный Прямоугольник.
Он встал во весь свой рост. Человек забрался на него и оказался выше деревьев.
Вдалеке он увидел свой дом и наконец понял, куда ему надо идти. Тогда Прямоугольник лег на бок и стал мостом.
Человек перебрался по Прямоугольнику через речку, помог ему подняться и, горячо поблагодарив, отправился домой.
А Квадрат, который сушился на берегу после вынужденного купания, сказал Прямоугольнику:
– Вы, оказывается, полезная фигура!
– Ну, что вы! – скромно улыбнулся Прямоугольник. – Просто мои стороны разной длины: две – длинные, а две – короткие. Иногда это бывает очень удобно.

Треугольник и Квадрат

Жил-был Треугольник. Хотя, по правде сказать, он не столько жил, сколько скучал. Вот так...
С ним по соседству скучал и Квадрат. После того, как ему не удалось помочь Человеку выбраться из леса, он уверовал в свою полную бесполезность. Теперь Квадрат валялся в каком-то овраге и чувствовал себя никому не нужным и ужасно одиноким. Вот таким...
Скучал он, скучал и решил послать письмо Треугольнику. «Дорогой Треугольник! Поодиночке мы ни на что не годимся, – писал он. – А вместе мы уже имеем смысл. Что вы об этом думаете?»
Треугольник ответил ему так: «Уважаемый Квадрат! От скуки я разучился думать. Поэтому почти ничего не думаю. Но мне кажется, что надо жить со смыслом».
И стали они жить со смыслом, то есть вместе. И что же получилось?

Белочка и геометрические фигуры

Наступила зима. Белочка нашла пустое дупло и решила жить в нем вместе с бельчатами. Но им было холодно в дупле, потому что оно было всегда открыто. В этом же лесу жили два мастера, фигуры Круг и Треугольник. Треугольник был злой и думал о себе, что он самый главный в лесу мастер, а Круг был добрый и веселый. Пошла белочка к фигурам и попросила их сделать для дупла двери. Треугольник сделал дверь треугольную, потому что считал, что самые лучшие двери – треугольные, а все остальные совсем никому не нужны. Поставила белочка треугольную дверь. Но она не закрывала дупло хорошо, так как оно было круглое. Ветер дул в щели, и бельчатам было холодно. Тогда белочка опять пошла к фигурам и попросила сделать другую дверь. Треугольник нахмурился и обиделся. А Круг сделал круглую дверь, которая подошла к дуплу, и всем было тепло. С тех пор Треугольник понял, что все фигуры важны.

Однажды Квадрат и Прямоугольник отправились на прогулку и попали в один двор. Там сидел мальчик и грустил. «Ты почему грустишь?» - спросил его Прямоугольник. «Просто у нас во дворе негде играть», - ответил мальчик.
И тогда Квадрат и Прямоугольник построили горку.
Мальчик обрадовался и стал кататься.
«Я понял! - сказал Прямоугольник. - Неважно, какой ты внешне, главное - быть кому-нибудь полезным!»


анастасия малыгина
Дидактическая игра «Геометрические фигуры»

Цель : учить детей располагать геометрические фигуры на плоскости .

"Распознавание по форме"

Цель игры – сенсорное развитие, группирование по форме. Закрепить в речи детей названия геометрической формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) . Развитие внимания,восприятия. Расширение словарного запаса. Перемешайте геометрические фигуры и предложите ребенку отобрать фигуры определенной формы (например, только круг или только квадрат и т. д.)

"Помоги найти"

Цель : - учить раскладывать фигуры на группы - закреплять геометрические фигуры Ход игры : Посмотрите как много разных фигур расположилось на полянке. Наши фигуры потерялись ! Помогите им найти свою группу. Мы наши фигуры разложим по форме . Треугольники положим стопочкой друг на друга, так же сложим квадраты и круги.

В эти игры дети с удовольствием играют как в младшей группе, так и в средней. Игра развивает мелкую моторику рук, речь.

Точка и линия

Это точка. .

Точки могут стоять далеко друг от друга, . . .

а могут близко...

Если точки встанут гак близко друг к другу, что между ними не будет пустоты, появится линия.

Если натянуть туго веревочку, то она будет похожа на прямую линию.

Чтобы линии получались прямыми на бумаге, нужна линейка.

Еще можно рассказать ребенку о кривых линиях.

Какой формы?

Игровой материал: набор карточек с изображением геометрических форм.

1. Каждый ребенок выбирает в качестве образца какую-либо геометрическую форму и собирает изображения предметов, имеющих сходную форму.

Примерный набор:

круг — пуговица, тарелка, таблетка, часы, мяч, яблоко;

квадрат — часы наручные, портфель, телевизор, книга, окно;

треугольник — крыша дома, шапка из газеты, воронка, елка, египетская пирамида;

прямоугольник — чемодан, кирпич, дом;

овал — огурец, слива, яйцо, рыба, лист.

2. Взрослый называет предмет, а ребенок словесно определяет его форму. Например, косынка-треугольник, яйцо-овал и т. д.

Раздели фигуры

Материал : набор фигур одного цвета. Задание: разделите фигуры на две группы. (Большие и маленькие или треугольники и четырехугольники.)

Игры с фигурами

Возьмите три основных фигуры — круг, треугольник и квадрат, трех основных цветов - красный, синий, желтый, трех размеров — большой, средний, маленький. У вас должно получиться двадцать семь фигур, каждая из которых имеет три признака — форму, цвет, размер. Можно вырезать фигуры из цветного картона или же нарисовать на карточках одинаковой величины. Неплохо было бы сделать два совершенно одинаковых комплекта, чтобы была возможность находить абсолютно одинаковые фигуры по всем трем признакам.

Имея в руках такие карточки, можно играть до бесконечности. Раскладывайте их по одному признаку, например, ищите все красные или все квадраты или все маленькие фигуры. Можете использовать их как печенье, ягоды, мячики, кубики или что угодно в ваших сюжетно-ролевых играх, приспосабливаясь к сюжету. Усложняя сюжеты игры, усложняйте содержание задания. Если сначала ваш пароход, отправляясь на северный полюс, брал для белых медведей вкусные ягоды, которые он никогда не пробовал (вы выбирали из всех красных фигур только круги или вообще из всех фигур круги любого цвета), то теперь можно расширить «площадь порта» и «грузить» одновременно два «корабля» — ягоды или мячики (круги) для белых медведей и печенье или сок в пакетах или интересные книги (квадратики) для кенгуру в Австралию. Или еще что-нибудь — кубики в подарок плюшевому мишке (квадратики) и коллекцию воздушных змеев плюшевому зайке (треугольники).

Можете складывать фигуры по цветам на лист цветной бумаги нужного цвета. Или по форме — на листы белой бумаги, вырезанной в форме нужной фигуры. Или по размеру на домик или силуэт мешочка из бумаги соответственно большой, средний и маленький. Можете сделать такого типа карты, объединяющие два признака.

Простой вариант — красный квадрат — для красных квадратов, маленький треугольник для маленьких треугольников, большой красный домик — для больших красных фигур.

Вариант посложнее — все карты выполняются в виде одинаковых домиков, у которых сверху — на чердаке два символа признаков — треугольник и красная клякса — для красных треугольников, большой мешок и квадрат — для больших квадратов и т. д.

В более старшем возрасте можно будет расширять и модернизировать варианты заданий для этой игры.

Мозаика «Составь картинку»

Игровой материал: набор геометрических форм — магнитные фигурки, геометрические мозаики и др. Специально изготовленные наборы геометрических фигур (квадратов или треугольников) также являются материалом для таких игр.

Ребята учатся различать геометрические фигуры, составлять из них Какое-либо изображение, картинку по образцу, указанию взрослого, по собственному замыслу.

Танграм

Эта игра представляет собой набор из семи геометрических фигур — частей квадрата. Квадрат, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезается, строго следуя определенным правилам, на семь частей. При этом получается 5 прямоугольных треугольников разных размеров:

2 больших (на рисунке обозначены цифрой 1),

1 средний (на рисунке обозначен цифрой 2),

2 маленьких (на рисунке обозначены цифрой 3),

1 квадрат (на рисунке обозначен цифрой 4).

1 параллелограмм (на рисунке обозначен цифрой 5).

Контур на клетчатой бумаге поможет Вам сделать свой собственный танграм.

С помощью геометрических форм выложить картинки.

5 по 5

Сделайте 5 фигур. Например: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал. Каждую фигуру выполните в 5 цветах. Получится 25 фигур. Потом можете расширить количество. Фигуры наклейте на картон. Желательно обклеить липкой пленкой. Первое занятие: попросите ребенка разложить отдельно все красные фигуры; отдельно — зеленые и т. д. Такое занятие можно проводить очень долго, постоянно возвращаясь к нему. Второе занятие: предложить разложить по фигурам (отдельно — квадраты, отдельно - круги и т. д.). Третье занятие: раскладывать фигуры таким образом: красные фигуры впереди ребенка, зеленые — позади...

Дайте название каждой фигуре

Нарисовать на листе бумаги.

Возможен такой вариант:

— Как называют фигуру 1? (Треугольник.) Сколько у него углов? (Три.) А сколько углов у этой фигуры? (Четыре.) Как же можно ее назвать? (Четырехугольник.) Правильно.

— А теперь попробуй ответить на такой вопрос: из этих пяти фигур одна очень сильно отличается от всех других. О какой фигуре я говорю? Догадался?

После нескольких попыток ребенок обычно выделяет круг. (У него нет углов.)

— Верно. Я его уберу. Осталось четыре фигуры. Но одна из них снова отличается от других. Догадался, о какой фигуре я говорю?

Возможны два варианта: ребенок выделяет фигуру 1 или 5. Верный выбор — треугольник. Объяснение: у него три угла, а у остальных — четыре угла.

Чтобы дети понимали, почему верный выбор — треугольник, им предлагается последний вопрос: «Попробуйте дать одно название всем оставшимся фигурам».

Если выбрана фигура 5, то тогда такое название дать невозможно (понятие «многоугольник» детям незнакомо), если выбрана фигура 1, то общее название — четырехугольники.

Сложи квадрат

Возьмите плотную бумагу разных цветов и вырежьте из нее квадраты одного размера, скажем, 10 х 10 см. Каждый квадрат разрежьте по заранее намеченным линиям на несколько частей. Один из квадратов можно разрезать на две части, другой — уже на три. Самый сложный вариант для малыша — набор из 5—6 частей. Теперь давайте ребенку по очереди наборы деталей, пусть он попробует восстановить из них целую фигуру.

Занимательная геометрия

Геометрические формы на примере овощей не будут для ребенка абстрактными понятиями, так как он увидит их в самых обыденных предметах, попробует на зуб, потрогает руками.

Отобранные овощи сгруппируйте по форме. Или усложните задачу, предложив малышу определить форму и название овощей на ощупь, с закрытыми глазами.

Кроме того, изучение форм на примере овощей — это прекрасный повод познакомить ребенка с понятием сечения.

Для этого овощи сначала надо разрезать поперек. И шар, и конус, и цилиндр, такие непохожие на первый взгляд геометрические фигуры, в поперечном разрезе будут выглядеть одинаковыми кружочками разных размеров.

Можно предложить ребенку попробовать догадаться, что будет, если разрезать овощи иначе — по длине, под углом, и т. д.

Веселая геометрия

Из листа цветной бумаги нужно вырезать различные простые геометрические фигуры (круг, квадрат, ромб), затем наклеить этот лист на белую бумагу. Малыш должен разложить их фигурки таким образом, чтобы они полностью закрыли белые «окошки». Не нужно заставлять ребенка запоминать их названия, важно, чтобы он научился зрительно выделять такой признак предмета, как форма, и овладел навыком элементарного анализа, позволяющего сопоставить форму «окошка» и той геометрической фигуры, которую он в это «окошко» вставляет.

Узнай фигурки

1. Сколько треугольников, четырехугольников?

2. Сколько треугольников, квадратов, прямоугольников? Сколько четырехугольников?

3. Какие геометрические фигуры использовал художник для изображения поросенка и неваляшки?

Нарисуй человечка

Например, человечка-треугольника с треугольными глазами, носом, ртом, такими же ногами-руками и жить этот человечек должен в треугольном домике, деревья тоже были треугольные, ну и так далее. В общем, веселые рисунки получаются, но тем не менее хорошо запомнятся все основные фигуры.

Сказка про угол

Жил-был Угол. Утром он был острым (стоит):

Днем — прямым (сидит на стуле):

Вечером — тупым (сидит в кресле):

А ночью — развернутым (спит на кровати):

М. Першин

Попробуйте порисовать с ребенком углы. Обратить внимание на углы в окружающем. Угол между ногами человека, между стрелками часов, между ножкой стола и полом и т. д. Больше всего углов живет в ножницах: раздвигая концы можно получить и острые, и прямые, и тупые.

Сказка-упражнение «Бусы Ежика»

— Сегодня я познакомлю вас со своим другом Ежиком. Он очень любит собирать грибы и ягоды, а потом развешивает их на веточках сушиться. Получается похоже на бусы:

— С какой фигуры начинаются бусы? Какой заканчиваются?

Это упражнение удобно и для формирования навыка счета: сколько кругов, сколько квадратов, какая фигура стоит первой, третьей, шестой и т. д.

— Чем похожи все круги? (Они одинакового размера, все зеленые).

— Чем похожи все квадраты? (Одинакового размера, все красные).

— Выложи сам такие же бусы.

Однажды Ежик встретился в лесу с Гусеницей:

— Гусеница, ты похожа на мои бусы, — сказал Ежик.

— Чем же я похожа? — спросила Гусеница.

Рассматривается сходство и различие конструкций (одинаковая и разная форма фигур, цвет, размер, возможно, и количество; считающим детям можно предложить сосчитать фигуры).

— Расскажите, из каких фигур составлена Гусеница.

Головоломка для маленького

Простые картинки с изображением фигурок людей, животных, игрушек или других знакомых ребенку предметов (такие карточки есть в любом детском лото) нужно разрезать на 2—3 части так, чтобы на каждый кусочек попала существенная часть целой картинки. Предложите малышу собрать разрезанную картинку. Для начала лучше, чтобы картинка составлялась только из двух частей, причем фигурку человека лучше разрезать поперек, разделив ее на верхнюю и нижнюю части: малышу легче соединить голову и ноги, чем левую и правую части тела. На первых порах «ученику» потребуется помощь взрослого, а потом он будет охотно заниматься этим и самостоятельно. Позже можно будет предложить ему кубики с наклеенными на них картинками, паззлы. Эта игра способствует развитию образного и пространственного мышления ребенка, а также тонкой моторики и координации движений.

Раз заплатка, два заплатка

Эту игру предложите малышу после того, как он освоит предыдущую. Возьмите любую картинку или цветную фотографию из старого журнала (главное, чтобы изображение было понятно ребенку), из нее вырежьте квадраты, кружки и треугольники, а затем и более сложные фигуры произвольной формы. Картинка с вырезанными «окошечками» наклеивается на лист белой бумаги. Малыш должен закрыть образовавшиеся таким образом на картинке белые пятна. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не только ориентировался на форму пятна, но и правильно располагал «заплатку» относительно всего изображения.

Елена Фадеева
Игры с геометрическими фигурами (ФЭМП) для детей старшего дошкольного возраста.

ИГРЫ С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ .

/ старший дошкольный возраст /

В играх используются 8 геометрических фигур : круг, овал, квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция, многоугольник, треугольник, 10-ти цветов : красный, синий, жёлтый, зелёный, оранжевый, фиолетовый, белый, розовый, коричневый, серый.

Всего 80 штук. Чтобы облегчить игру, надо уменьшить количество цветов и количество геометрических фигур .

Геометрические фигуры имеют цвет с двух сторон, размер 10 х 10см (для подвижных игр, для настольных игр размер уменьшен в половину (5 х 5см) .

Эти игры можно использовать в работе по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста .

ИГРА №1 «КТО БЫСТРЕЕ СОБЕРЁТ ФИГУРЫ СВОЕГО ЦВЕТА »

Цель : Учить отбирать предметы по названному признаку, чётко выполнять задание, развивать быстроту реакции. Закреплять знание цветов. Развивать партнёрство и доброжелательность во время игры .

Ход игры:

В игре используются геометрические фигуры 10-ти цветов по 8 фигур каждого цвета .

На столе лежат полоски 10 –ти цветов 2х6 см, по 2 штуки каждой, цветом вниз. Воспитатель предлагает каждому подойти к столу и взять по одной полоске. Дети с полосками одинакового цвета встают в пары. И собирают фигуры того цвета , какого цвета им досталась полоска.

По команде воспитателя дети начинают выполнять задание, побеждает та пара, которая быстрее и правильнее выполнит задание. Дети сами анализируют правильность выполнения заданий.

ИГРА №2 «КТО БЫСТРЕЕ СОБЕРЁТ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ »

Цель : Закрепить знания детей о геометрических фигурах , учить слышать задания педаго-га и точно выполнять его. Развивать партнёрство во время игры .

Ход игры:

На полу разбросаны геометрические фигуры .

Всего 8 геометрических фигур : квадрат, круг, овал, треугольник, прямоугольник, трапеция, ромб, многоугольник – эти фигуры десяти цветов . Дети делятся на пары. Участвуют 8 пар.

Воспитатель даёт детям задание распределиться парами для игры , рассчитаться по порядку номеров в парах. Дети запоминают порядковый номер своей пары.

Воспитатель даёт парам задание :

1-я пара собирает квадраты,

2-я пара собирает треугольники,

3-я пара собирает круги,

4-я пара собирает овалы,

5-я пара собирает трапеции,

6-я пара собирает ромбы,

7-я пара собирает прямоугольники,

8-я пара собирает многоугольники.

(Закрепить, какая пара что собирает) .

По сигналу воспитателя дети начинают выполнять задание. После игры воспитатель предлагает парам проверить друг у друга правильность выполнения задания, для этого они меняются собранными фигурами и , просматривая их, проверяют правильность выполнения задания.

Побеждает та пара, которая быстро и правильно выполнила задание.

ИГРА №3 «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ - 1» .

Цель : Развивать у детей умение выполнять задание по установке воспитателя, действовать быстро, закрепить знание названий геометрических фигур .

Ход игры:

На полу разбросаны фигуры : круги, треугольники, овалы, прямоугольники, квадраты, многоугольники по 8 штук каждого цвета. Ромбы, трапеции для этой игры убираются . Геометрические фигуры беспорядочно разбросаны на полу. Всего 60 фигур .

Дети делятся на 2 команды, команда девочек и команда мальчиков, выбираются «капитаны» команд.

Дети могут придумать название своей команде.

Воспитатель даёт играющим задание :

Команда девочек собирает четырёхугольники (квадраты, прямоугольники) .

Команда мальчиков собирает фигуры без углов (овалы, круги) .

Побеждает тот, кто быстрее выполнит задание, для проверки правильности выполнения задания, можно поменяться собранными фигурами и проверить друг у друга правильность выполнения задания.

Дети сами оценивают правильность выполнения игрового задания.

ИГРА №4 «КТО БОЛЬШЕ СОБЕРЁТ ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИКОВ» .

Цель : Развивать у детей быстроту , умение слышать игровое задание взрослого и чётко выполнять его.

Ход игры:

На полу разбросаны геометрические фигуры : квадраты, прямоугольники, круги, овалы, треугольники, ромбы, трапеции, многоугольники – все эти фигуры 10-ти цветов . Воспитатель обращает внимание детей на то , что собирать фигуры надо по одной , ползать по полу на коленках запрещается.

Дети стоят в большом кругу, геометрические фигуры разбросаны в середине круга.

Под весёлую музыку дети бегут по кругу, по сигналу или команде воспитателя дети собирают только четырёхугольники. После окончания игры воспитатель предлагает каждому посчитать, сколько он собрал фигур четырёхугольной формы.

«Поднимите руку, у кого 1 четырёхугольник» .

«Поднимите руку, у кого 2 четырёхугольника» .

«Поднимите руку, у кого 3 четырёхугольника» .

«Поднимите руку, у кого 4 четырёхугольника» и т. д.

Побеждает тот, кто больше всех собрал четырёхугольников.

ИГРА №5 «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ -2» .

Цель : Развивать внимание, добиваться у детей умения четко выполнять правила игрового задания, воспитывать доброжелательность к партнёрам по игре.

Ход игры:

На полу разбросаны геометрические фигуры разных цветов -80 штук (8 различных фигур десяти цветов ) .

Дети стоят в кругу, руки сзади, глаза закрыты, педагог проходит сзади стоящих детей , кому он дотронулся до руки, считается играющим. Отбирается половина детей (10 человек) .

Воспитатель :- Подойдите ко мне те дети, до кого я дотронулась, вы будете играть сейчас , а остальные чуть позже.

Выбранные дети делятся на 2 команды : команда девочек и команда мальчиков (по 5 человек в каждой команде) .

Каждая девочка собирает : 2 синие фигуры и 2 жёлтые фигуры ; каждый мальчик должен собрать 2 красные фигуры и 2 зелёные фигуры . На выполнение задания даётся определённое время.

Игра начинается после слов воспитателя :

Один, два, три, четыре, пять, начинаем собирать.

Побеждает тот, кто быстро и правильно выполнит задание. Дети меняются собранными фигурами , проверяют правильность выполнения задания.

ИГРА №6 «СЧИТАЙ, НЕ ОШИБИСЬ» .

Цель : Развивать слуховое и зрительное внимание, умение четко выполнять задания педагога, закрепить навыки счёта.

Ход игры:

На полу разбросаны геометрические фигуры разных цветов – 80 штук.

Считалкой выбирается один ребёнок, он должен не говоря, одним взглядом выбрать 5 девочек и 5 мальчиков для игры . Дети по взгляду должны понять и выйти на игру.

В игре участвуют 5 девочек и 5 мальчиков.

По команде воспитателя девочки собирают по 5 фигур , мальчики по 4 фигуры (любого цвета и формы) .

Побеждает тот, кто быстро и правильно выполнил задание.

ИГРА №7 «НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ» .

Цель : Учить видеть в предметах сходные признаки, уметь объяснить свой выбор, развивать быстроту и внимание.

Ход игры:

Детям раздаются геометрические фигуры , разного цвета (по количеству детей ) .

Дети под музыку бегают врассыпную. По сигналу воспитателя они должны найти себе пару и аргументировать свой выбор (по каким признакам они искали себе пару : по цвету, по форме, по цвету и форме).

ИГРА №8 «ХУДОЖНИКИ» .

Цель : Развивать абстрактное мышление, умение подгруппой договариваться и планировать работу согласно заданной воспитателем теме. Учить строить общий план и действовать по плану.

Ход игры:

На полу разбросаны 80 геометрические фигуры разного цвета и формы.

Дети делятся на 4 команды, или выбираются 4 человека. Воспитатель объясняет задание : «- Составьте из геометрических фигур изображение любого животного. Но прежде чем начать работу, вы должны договориться о том, какое животное вы будете собирать , и ка-кие геометрические фигуры вам для этого понадобятся». По сигналу воспитателя дети начинают выполнять задание.

Задания могут быть различными, например : выложить весёлого человечка.

Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание.

Дети сами выбирают победителя, объясняя свой выбор.